НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Истомина И.А. 1, Тимошенко А.М. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что численность обозначаемой нами категории семей возрастает в нашей стране с каждым годом. Число семей, имеющих детей с отклонениями в развитии неумолимо растёт, и адаптация таких семей в обществе, их настрой на комфортное ощущение себя полноценной ячейкой общества очень важная задача, ставящая одной из своих целей устойчивое развитие данного общества.

Для каждой семьи, неожиданное появление ребёнка с отклонениями - большой стресс. И без помощи специалистов данный стресс благополучно преодолеть невозможно. Важно помочь таким семьям поверить в перспективное будущее своего ребёнка, в то, что даже при сложившихся обстоятельствах полноценное участие в общественной жизни возможно. Решение данной проблемы должно быть комплексным, осуществляться различными специалистами.

Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении ребёнка с дефектами:1. Принятие ребенка и его дефекта. Поведение родителей при данной модели оценивается как адекватное. Родители не испытывают чувство вины, негативное отношение к ребёнку и неприязнь отсутствуют. При данной модели поведения родители стремятся достигнуть настолько положительных результатов в развитии ребёнка, насколько это возможно. Настрой у семьи при этом положительный, что также является эффективной составляющей успешной коррекционной работы.

2. Реакция отрицания. При данной модели поведения наблюдается отрицание родителями наличия у ребёнка какого-либо дефекта, следствием чего является неправильно выбранный путь работы с ребёнком в сфере медицины и образования. Данный вид неадекватной оценки возможностей ребёнка приводит к объективным неблагоприятным последствиям.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, «охранительства». Родители при данной модели поведения осознают особенности своего ребёнка, его различные отклонения от нормы, но при этом наблюдается неадекватная реакция в виде проявления чрезмерной опеки и заботы, стремления «оградить» своего ребёнка от всех возможных опасностей. Результатом данного неадекватного реагирования на проблему может являться то, что ребёнок может долго, а иногда всю жизнь, находиться на инфантильном уровне.

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. При данной модели поведения родители стремятся скрыть дефекты своего ребёнка за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием, стараясь быть хорошими родителями, скрывая под этой маской очевидные проблемы.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Даная модель поведения у родителей характеризуется полным осознанием проблем ребёнка, которые принимаются с отвращением и раздражением. Формой защиты и избавления от чувства вины у таких родителей является обвинение специалистов, работающих с ребёнком (врачей, педагогов, психологов) в проблемах, которые он имеет [3].

Исходя из этого, мы делаем вывод, что одним из самых важных моментов является своевременно начатая консультация такой семьи квалифицированным специалистом, который будет сопровождать данную семью на протяжении всего необходимого времени.

С семьёй должна проводиться соответствующая психокоррекционная работа. В работе Ткачевой В.В. указано, что целью такой работы должно являться «создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей»[2].

Должны также оптимизироваться взаимоотношения между родителями и детьми; проводиться гармонизация взаимоотношений ребенка и его матери с окружающими людьми, так как мать является ближайшим и самым первых социальным окружением ребёнка и должна быть для него крепкой опорой. Также должна проводится оптимизация и развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению. Психокорекционная работа с такими семьями должна проводиться для того, чтобы помочь им адаптироваться в социуме.

Работа со специалистом должна подготовить родителей ко всем возможным трудностям в процессе социальной адаптации их семьи и помочь найти оптимальный способы решения данной проблемы, нормализовать психологический фон в таких семьях. Это также благоприятно влияет и на развитие самого общества, в котором проживает данная семья. Ведь именно состояние психологического благополучия внутри семьи, позволяет чувствовать ей себя комфортно внутри общества, а соответственно, быть полезной «ячейкой» для этого общества, и, несмотря на трудные обстоятельства, воспитать своего ребёнка максимально полезным и активным гражданином.

Эффективным при работе с родителями таких детей проводить групповые занятия с другими семьями, столкнувшимися с подобной проблемой, а также эффективны занятия в группах вместе с родителями и детьми. Это помогает не только справиться с переживаниями семьи, связанными с появлением такого ребёнка, избавиться от чувства одиночества и безысходности, но и начать реализовывать первые этапы социализации.

Также, важной задачей является помощь родителям в нахождении общего языка со своим ребёнком. Эффективной в процессе работы с родителями и детьми может являться игровая психотерапия, в процессе которой, с помощью психолога родителям разъясняются скрытые мотивы поведения, настроение, чувства ребёнка, которые он демонстрирует в процессе игры. «Приобщение родителей к коррекционно-развивающей работе со своим ребенком дает им возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. Творческая реализация родителями педагогической деятельности служит повышению их самооценки и одновременно способствует снижению эмоционального напряжения»[1].

Очень важно на самых первых этапах показать родителям возможные перспективы для развития их ребёнка, предоставить модели всех возможных способов получения таким ребёнком образования, как дошкольного так и школьного. С этой задачей тесно переплетается необходимость подготовки самого общества к принятию таких, семей, имеющих детей - инвалидов, развития у людей гуманного отношения к таким семьям. Необходимо создание специальных коррекционных учреждений, а также дошкольных и школьных учреждений с группами и классами комбинированного типа, в которых дети - инвалиды могли бы с самого раннего возраста благополучно приспосабливаться к социальной среде.

Таким образом, проблема социализации и адаптации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и её нельзя игнорировать, оставлять в стороне. Ведь раз существует такая проблема, влияющая на развитие не только конкретных семей, но и общества в целом, значит она и должна решаться в процессе его непосредственного взаимодействия с данными семьями, и на проблемы социальной адаптации данных семей, на психологическую помощь в процессе этой адаптации, должно быть направленно наиболее пристальное внимание специалистов.

Список литературы:

1.Левченко И. Ю. ,Ткачева В.В. Психологическая помощь семье,воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. М.:Просвещение, 2008.-240с.

2.Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. М.: Гном-Пресс, 1999. - 64 с.

3. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособие - М. : Дашков и К. - 2006.

Просмотров работы: 1366