СПОРТИВНЫЙ КОЛЛЕКТИВ И ВОСПИТАНИЕ СПОРТСМЕНА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СПОРТИВНЫЙ КОЛЛЕКТИВ И ВОСПИТАНИЕ СПОРТСМЕНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для спортивного коллектива, как и для любого другого, ха­рактерны следующие особенности: личный контакт всех членов, повседневное общение, ответственность, взаимопомощь, взаи­мопонимание, солидарность, подчинение, руководство, сотруд­ничество, дружба, товарищество, взаимная поддержка. В связи со спецификой деятельности к числу особенностей развития спортивного коллектива следует отнести следующие:

1) спортсмены одновременно входят в несколько коллекти­вов, и тренерам необходимо знать, какой из них является референтным. Профессионализация спорта свидетельствует о том, что для спортсменов чаще всего референтным является спортив­ный коллектив. Следовательно, он является наиболее значимым в формировании личности спортсмена;

2) повышенные требования к личности: ежедневные трениров­ки, участие в соревнованиях, соблюдение спортивного режима, ли­шение многого того, что доступно людям вне профессионального спорта, замкнутый образ жизни - требуют от тренера организации досуга, удовлетворения разнообразных интересов, разумного включения в общественную жизнь, связи с семьей, клубом и т.д.;

3) ярая устремленность на достижение высоких результатов обязывает спортивного педагога не упускать из виду другие важные для спортсмена моменты жизни такие, как учеба, получение образо­вания и профессии, жизнь после окончания спортивной карьеры;

4) возможность положительного и отрицательного влияния на развитие личностных качеств. Достижение высших спортив­ных результатов немыслимо не только без определенных способ­ностей, но и без проявления в высшей степени нравственных и волевых качеств. В то же время достигнутые результаты (победы, звания и титулы) делают спортсмена известным, популярным, его приглашают выступить по телевидению и в других средствах мас­совой информации, он частый гость различных праздников, тор­жественных собраний.

5) острые переживания, эмоции в связи со спортивной дея­тельностью (успехи, поражения), психическая напряженность на тренировках, при выступлении на соревнованиях требуют постоянного внимания тренера и знания им состояния спортсмена в. этот момент, своевременной помощи в случае определенного влияния их на личность;

6) относительная добровольность входа в коллектив и выхо­да из него. Причины могут быть разными. Контрактная система, с одной стороны, упрощает проблемы перехода из одного коллек­тива в другой но с дру­гой - усложняет моральное состояние спортсмена, и в этом слу­чае большая роль принадлежит тренеру и новому коллективу по адаптации спортсмена к новой обстановке;

7) текучесть членов коллектива в связи с отбором в команду, прекращением спортивной карьеры, травмами и т.д. Забота трене­ра о сохранении состава, традиций, преемственности и перспекти­вы коллектива, о малой текучести требует от него создания необхо­димых условий не только для роста спортивного мастерства, но и для того, чтобы команда стала для спортсменов «родным домом».

Эти и, возможно, некоторые другие особенности развития спортивного коллектива требуют их учета в работе тренеров по формированию его. Стадии и особенности развития коллектива на­кладывают своеобразный отпечаток на воспитание спортсменов высокой квалификации. Тренерам следует учитывать, что состав команды не однороден по возрасту, национальности, образованию, темпераменту, интеллекту, уровню мастерства и опыту выступле­ний на соревнованиях. Спортсмены неодинаково переживают по­беды и поражения, успешные и неудачные выступления. Они неод­нозначно воспринимают материальные и моральные поощрения, различные санкции и наказания за те или иные проступки. Смена тренеров (чаще всего главного) не всегда правильно воспринима­ется спортсменами. Меняет тренеров руководство клуба порой по требованиям ряда игроков или всей команды. В коллективе суще­ствуют многосторонние связи, такие связи есть и вне коллектива. Это необходимо учитывать при руководстве коллективной жизнью. Спортсмены часто бывают на сборах, и не все адекватно пе­реносят эту необходимость. Сегодняшнее послабление в центра­лизации подготовки спортсменов имеет положительные и отри­цательные стороны. Не учитывать этого нельзя. Спортивные до­стижения могут в один миг прославить спортсмена на весь мир, и следует опасаться проявления им высокомерия, тщеславия, рва­чества, эгоизма. Наконец, спортсменов за их труд награждают го­сударственными орденами и медалями, тем самым ставя их труд наравне с трудом представителей и других профессий. Таким образом, правильное формирование личности спортсмена во мно­гом определяется умением тренера учитывать в своей деятельно­сти по руководству коллективом особенности его развития и воспитания спортсменов высокой квалификации.


 

Просмотров работы: 2401