К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РУССКОГО ФИЛОСОФА НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА "ГОСУДАРСТВО СОЗДАНО НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НА ЗЕМЛЕ БЫЛ РАЙ, А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НА ЗЕМЛЕ НЕ БЫЛО АДА". - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РУССКОГО ФИЛОСОФА НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА "ГОСУДАРСТВО СОЗДАНО НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НА ЗЕМЛЕ БЫЛ РАЙ, А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НА ЗЕМЛЕ НЕ БЫЛО АДА".

Артамонов С.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Омский Государственный Аграрный Университет имени П. А. Столыпина"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В высказывании Николая Бердяева затрагивается актуальная на сегодняшний день проблема роли государства в общественной жизни. Как известно, вопрос о государстве – один из самых обсуждаемых в философских дискуссиях, начиная с Античности и заканчивая сегодняшним днём. За прошедшее время философами было высказано множество точек зрения, посвящённых тому, каким должно быть государство. Зачастую, взгляды одних философов разительно отличались от взглядов других, но большинство из них понимали, что существование государства в физическом, а не абстрактном понимании – это объективно наивысшая стадия развития общества. Разрушение одного, по закону домино, обязательно приведёт к разрушению другого. К числу приверженцев данных взглядов относился и сам Бердяев, считавший, что основным предназначением всех государств является не достижение морального и материального благополучия, а прежде всего, защита человечества от хаоса, различных социальных катастроф, которые могут быть вызваны разрозненностью людей и их низменными пороками.

Автор данного высказывания родился в 1874 году в Киеве, в дворянской семье. Он увлекался философией Канта, Шопенгауэра, Гегеля, творчеством Достоевского, Толстого и Ибсена, в молодости увлекался марксизмом, в ссылке работал над проблемами нравственного обоснования социализма, раскритикованными как марксистами, так и народниками. Позже он склонился в своём мировоззрении к либерализму, однако со временем разочаровался в политической деятельности и сосредоточился на религиозно-культурном просвещении, сблизившись с литераторами Русского ренессанса Зинаидой Гиппиус и Д. Мережковским, издал книгу «Новое религиозное сознание и общественность», в 1908 году Бердяев сблизился с деятелями православного возрождения. В 1909 году он стал автором сборника статей «вехи», в котором призывал интеллигенцию отойти от революции, в 1916 опубликовал манифест религиозной философии, в 1922 был выслан за границу на пароходе философов из Петрограда, уже в эмиграции руководил несколькими журналами до своей смерти в Париже в 1943.

Высказывание Бердяева, по моему мнению, является наиболее близким к истине, его он произнёс, по всей видимости, либо когда стал апологетом идеи православного возрождения, либо, что более вероятно, после революций, разочаровавшись в своих взглядах и став убеждённым консерватором.

С мнением Бердяева трудно не согласиться, но все равно остаётся открытым вопрос – почему русский философ увидел предназначение

1

государства именно таким? Ведь далеко не все согласятся с ним, для многих его доводы далеко не однозначны.

Чтобы понять смысл его высказывания, необходимо, прежде всего, иметь представление о сущности государства как общественного механизма. Во многих учебниках по гуманитарным дисциплинам написано, что государство – главный институт власти, основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей. Таким образом, становится очевидным, что государство и общество взаимосвязаны между собой, одно не может существовать без другого.

Великий Итальянский философ Николо Макиавелли в своей работе «Государь» объяснял происхождение государства исходя из общественной природы человека. Он считал, что государство – это особый аппарат, с помощью которого можно было обуздать негативные качества людей и установить порядок и мир в обществе. Чтобы убедиться в правильности этих суждений, нужно мысленно представить себе, что в один миг во всём мире исчезли государства, остались только никем не контролируемые территории. Понятно, такая ситуация ничего хорошего не принесёт, будет хаос и анархия, вражда между людьми, и их моральное разложение.

Можно привести массу исторических примеров ситуаций, когда исчезновение государства приводило к катастрофическим последствиям. В качестве примера возьмём ситуацию с Российской империей в 1917 году. После двух революций, профинансированных нашими геополитическими противниками: в феврале и октябре 1917 года, Россия сразу же погрузилась в пучину гражданской войны, возникшей в свою очередь, по причине отсутствия государственного контроля на своей территории.

Ситуацию в стране удалось урегулировать с большим трудом, путём справедливого возмездия по отношению к разрушителям России в 1937 году. Российская империя не была идеальным государством, более того, таких примеров не существовало в принципе, но Русские цари не допускали того, чтобы в стране был беспорядок, так же, как и в СССР Генеральные Секретари не допускали хаотизации до определённого периода истории под названием перестройка. Райской жизни, представленной идеалистами, никогда не было, но когда существовало сильное государство, когда вопросы обороноспособности были решены, всегда существовала возможность улучшения качества жизни народа, повышения его культурного и образовательного уровня. Это, безусловно, заслуга руководителей государства.

Необходимо повторить, что первоочередная задача государства – защита общества от разложения, поэтому неправильно требовать от него

«хлеба и зрелищ» и относиться к нему потребительски.

2

Государство, каким бы оно по форме правления и политическому строю ни было, выполняет одну очень важную для общества функцию, отсутствие которой привело бы к очень печальным последствиям – преемственность традиций, её ещё называют связью поколений. Если государства не станет, то нити, связующие людей друг с другом как членов общества, сразу же исчезнут. Произойдёт атомизация общества, каждый будет считать себя независимым от других, понятие личности будет извращено до предела. Разве это не ад? Николай Бердяев в своей знаменитой работе «О консерватизме» в 1918 году писал, что смыслом консерватизма является не то, что он препятствует движению вперёд, а в том, что он препятствует движению назад, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур. Именно в консерватизме государства, как единственно возможном пути его существования он видел защиту от проявления звериной стихии в человеческом обществе. И с этим невозможно не согласиться, вышеприведённые доводы это доказывают. Консерватизм действительно является той основой государственности, способной органично соединить динамично развивающийся мир с национальными традициями, без взаимного отторжения. Те государства, которые следуют этому принципу, застрахованы от разрушений и всегда находятся в выигрыше.

Многие в ответ на представленные утверждения будут возражать, говоря, что именно государство якобы является тормозом в развитии общества, в росте его благосостояния, ограничивает его свободу, и чтобы исправить это, его нужно разрушить, но этот довод можно легко опровергнуть.

Нужно понимать, что в мировой истории ещё не было прецедентов, когда разрушение государства приводило к росту благосостояния общества, к «счастью народному», и уж тем более, к свободе. В истории всех стран мира можно найти множество аналогий обратного эффекта, не хватит и ста страниц, чтобы всех их перечислить. А на руинах, как известно, построить что-нибудь дельное крайне сложно.

Также немаловажную роль играет тот факт, что человек по многим проблемам обращается именно в государственные органы, например, в полицию. При хаосе такая возможность в принципе отсутствует, и проблемы могут быть либо не решены, либо решены самым примитивным и жестоким образом.

Таким образом, подводя итог, необходимо подчеркнуть, чтобы правильно понимать изречения Николая Бердяева и других философов о государстве и о сути его существования, необходимо хорошо знать не только философию, но и историю и политологию, это поможет улучшить свои знания и избежать ошибок в будущем.

Райское государство, где не существовало бы никаких социальных и политических конфликтов, и была социальная справедливость в универсальном её понимании в принципе невозможно построить, однако нужно стремиться

3

к этому, начиная, прежде всего, с себя, поднимая свой образовательный и культурный уровень. Без развития нет жизни, а без человека нет народа и государства. Необходимо повторить, что без государства невозможно существование общества, это взаимосвязанные понятия. Государство выполняет, прежде всего, защитную функцию, обеспечивая мир и порядок, и защищая от хаоса и анархии, и прежде всего, от тотального физического уничтожения всего и вся. Вопрос благополучия людей, при всей его актуальности – это уже второстепенная задача, вполне реализуемая, если есть суверенитет. Категорически не правы те, кто считает, что для того, чтобы улучшить жизнь народов нужно уничтожить государства, история много раз доказывала ошибочность этих суждений.

Бороться нужно не с государством, а вместе с ним, против внешних и внутренних врагов. Только тогда, когда люди поймут это, можно будет ответить на многие, казалось бы, неразрешимые вопросы. В противном случае любой противник сможет захватить территорию без особых проблем, пользуясь раздором среди людей.

Литература

Книга: Политология: учебник для бакалавров / под редакцией В.Н Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 519 с.

Книга: Мудрость тысячелетий. Энциклопедия / Сост. Н. Березин; Под общей редакцией А. Янак. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 830 с.

Статья: Николай Бердяев «О консерватизме».

4

Просмотров работы: 3923