ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К ФУТБОЛЬНЫМ ХУЛИГАНАМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К ФУТБОЛЬНЫМ ХУЛИГАНАМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время ряд российских футбольных клубов столкнулся с проблемой взаимоотношений со своими болельщиками. В частности, это срыв матча с футбольным клубом «Динамо» болельщиками футбольного клуба «Зенит» 11 мая 2014 года, по причине того, что часть фанатов последнего выбежала на футбольное поле, забрасывание файерами на еврокубковом матче болельщиками ФК «ЦСКА» болельщиков ФК «Рома» 17 сентября 2014 года. Таким образом, наблюдается неумение соблюдать правила поведения российскими болельщиками не только на внутренней арене, но и в Европе. Особую актуальность данная проблема представляет в свете подготовки к проведению в России Чемпионата мира по футболу в 2018 году и вследствие этого необходимости создания благоприятного имиджа страны, участие в формировании которого должны принять и представители сферы сервиса.

Поднимая вопрос нарушения правил безопасности болельщиками футбольных клубов, стоит упомянуть о самой политике футбольных клубов по отношению к болельщикам. В последние годы можно было наблюдать, что она придерживается достаточно либерального курса, за исключением запрета распития алкогольных напитков на территории футбольных стадионов. К либеральным мерам относится уменьшение количества полицейских на матчах российской Премьер-лиги, попытка эксперимента замены полицейских стюардами, продажа билетов болельщикам без документов, удостоверяющих личность многими клубами, несмотря на обязательный характер данной процедуры, закрепленной в Постановлении Правительства РФ от 16 декабря 2013 года № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» [3]. Очевидно, что такую позицию клубы занимают с целью повышения наполняемости трибун, повышения привлекательности похода на футбольный матч в качестве выбора формы проведения досуга. Тем не менее, данная политика способствует скорее проникновению на стадионы асоциальных элементов, в том числе хулиганов, тем самым пропадает возможность позиционирования футбольного матча в качестве формы семейного досуга.

Анализируя сложившуюся ситуацию, необходимо обратить внимание на опыт европейских стран, в частности Великобритании, которая жестко взялась за борьбу с футбольным хулиганством в конце 80-х гг. прошлого века. Связано это с тем, что к концу 80-х гг. футбольное хулиганство в Великобритании достиг своего апогея, произошли события, унесшие жизни десятков людей: Эйзельская трагедия в 1985 году и трагедия на «Хиллсборо» в 1989 году [2]. Маргарет Тэтчер, которая в то время была премьер-министром Великобритании, приняла ряд жестких мер, которые мы рассмотрим в дальнейшем и постараемся спроецировать данные меры на российские реалии.

Одной из первых принятых мер было использование полицейских в штатском для внедрения в среду фанатов и предотвращения вспышек насилия во время матча. Этой мерой удалось снизить степень агрессии на футбольных матчах. Данный опыт не применялся в России, во всяком случае, отсутствуют известные прецеденты. Связано это как с отсутствием прямой директивы, так и инициативы самих полицейских. Таким образом, мы можем только предположить, что данная мера могла бы быть столь же эффективной, как и в Великобритании.

Следующая мера, которая была принята – оборудование стадионов системами видеонаблюдения. С помощью этих технических средств удается выявить личности болельщиков, совершающих противоправные действия. Оборудование камерами стадионов начало использоваться и в России, но на многих камерах нельзя распознать лицо человека. Так, например, личность человека, бросившего петарду во вратаря футбольного клуба «Динамо» Антона Шунина 17 ноября 2012 года, так и не была установлена. Решением данной проблемы может стать установка большего количества камер, либо покупка более качественной видеотехники.

Также одной из мер, использованных в Великобритании, стало ужесточение законодательства по отношению к болельщикам. Так болельщикам, совершившим правонарушение, могло быть вынесено наказание в виде пожизненного запрета посещения стадиона. Во время матча правонарушитель обязан был отмечаться в отделении полиции. Теперь обратимся к российскому законодательству. Согласно статье 3.14 главы 3 КОАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение подвергается административному аресту в виде запрета посещения спортивных мероприятий от 6 месяцев до 7 лет [1]. Можно сделать вывод, что данные меры в определенных случаях применяются, но опять же с вышеупомянутым выше неиспользованием именных камер и использованием видеооборудования плохого качества, личность правонарушителя не удается установить для применения данного наказания.

Также зачастую наказания не применяются. Так, болельщика ФК «Зенит», выбежавшего на поле и ударившего футболиста ФК «Динамо», должно было ждать уголовное наказание, но дело прекратили в связи с примирением сторон, в итоге болельщик избежал уголовной ответственности, что может нести за собой повторение прецедента.

Наконец, еще одной действенной мерой, использованной в Великобритании, стало улучшение инфраструктуры стадиона, повышения его привлекательности для посещения всей семьей: организация нормального питания и цивилизованных туалетов, грамотно устроенный маркетинг (лицензионные товары, аниматоры-талисманы клуба в костюмах животных, чирлидеры, клубные музеи). При взгляде на российские клубы, можно отметить, что работа в данном направлении ведется, но пока она далека от совершенства, прежде всего по причине устаревшей инфраструктуры стадионов. Открытие стадионов ведется, говорить о результатах пока преждевременно.

По результатам анализа литературных источников, можно сделать вывод, что на данный момент нравственная и культурная стороны готовности России к Чемпионату мира 2018 года далеки от совершенства. Ситуацию не позволяет улучшить как стадионная инфраструктура, так и благосклонное отношение администрации футбольного клуба к своим болельщикам. В данной ситуации задачей обслуживающего персонала – администратора, становится внедрение обязательности паспортной покупки билетов, привлечение органов полиции для работы с футбольными хулиганами, улучшение стадионной инфраструктуры.

Список использованных источников

  1. Административный Кодекс Российской Федерации: [офиц. текст]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/koap/13_3.html#p536 (дата обращения: 12.10.2014).

  2. Бримсон Дуги Фанаты: Триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе / Дуги Бримсон. – М.: Амфора, 2005. – 384 с.

  3. Об утверждении «Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»: Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2013г. №995-ПП // Российская газета. – 2013. – 19 декабря.

Просмотров работы: 658