ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ СПОРТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ СПОРТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» одной из главных задач является привлечение населения к здоровому образу жизни. Без взаимодействия с частным бизнесом государству будет очень сложно реализовать указанные в документе показатели, а бизнес без государственной поддержки не сможет создать приемлемых ценовых предложений для широкого круга населения, желающего получать физкультурно-оздоровительные услуги. Государство декларирует некие преференции для физкультурно-оздоровительных организаций. Однако на практике их реализуют лишь единицы. Сегодня организациям в сфере ФКиС необходимо владеть информацией, позволяющей оптимизировать расходную часть бюджета за счет снижения налогов в рамках существующего законодательства Российской Федерации.

Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений. Оптимизация налогообложения включает в себя:

  • анализ схем налогообложения;

  • устранение системных ошибок в налоговом учете и обеспечение требуемого качества первичных документов;

  • разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики;

  • экспертные заключения по неурегулированным законодательством или спорным вопросам налогообложения.

Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирования возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, так как позволяет избежать материальных потерь в процессе хозяйственной деятельности, поэтому тема работы актуальна.

Цель публикации – рассмотреть учетную политику предприятий в индустрии спорта и оптимизацию налоговых платежей.

Оптимизация налогообложения – это специальный процесс, связанный с совершением действий, направленных на минимизацию налогового бремени компании и увеличение положительных финансово-экономических результатов ее деятельности, за счет рационального применения положений и норм налогового законодательства. Проведение процессов по оптимизации является возможным в связи с тем, что налоговое законодательство предоставляет отдельными категориями налогоплательщиков различные льготы и послабления при уплате налогов, а также при совершении определенных хозяйственно-экономических операций.

Зачем необходима оптимизация налогообложения? Любая коммерческая или деловая цель может быть достигнута различными способами. При выборе определенного пути размер налоговых платежей будет одним, а при выборе другого пути – другим. Оптимизация налогообложения призвана выбрать наиболее подходящий способ достижения цели, при котором налоги и прочие бюджетные платежи будут минимальными. Налоги являются составной частью общих расходов предприятия, поэтому их сокращение повлияет на размер прибыли.

Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше – до создания предприятия, так как будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.

Оптимизация налогообложения на предприятии связана исключительно с правомерными действиями, совершаемыми непосредственно в рамках законодательно установленных правил. Указанная деятельность предусматривает, в том числе выявление и устранение налоговых и иных финансовых рисков для компании. Она может осуществляться как на первоначальном этапе создания фирмы, при совершении какой-либо отдельно взятой сделки или группы сделок (к примеру, по отчуждению комплекса недвижимого имущества, иных активов предприятия, продажи долей в уставном капитале фирмы), так и в процессе всего хозяйственно-экономического цикла существования организации.

Оптимизация налогообложения нередко требует приведения бизнеса под определенные условия. Нередко требуется изменение содержания или формы деятельности предприятия. Порой необходимо изменить объекты налогообложения – сделки, доход, имущество. Эти объекты меняются в определенных пределах, в соответствие с обстоятельствами, чтобы выбрать более выгодный вид и режим налогообложения.

Законная оптимизация налогообложения – это не только грамотно организованный бухучет, а также правильное составление отчетности, а законная возможность свести налоги к минимуму или не платить их вообще. В каждой стране установлена своя налоговая система. Отличаются не только ставки налогов, но и принципы налогообложения.

Анализируя закон, можно отметить, что государство поддерживает спорт, в том числе путем предоставления льгот в сфере налогообложения. Так до 2008 г. в Законе «О физической культуре и спорте РФ» в п.1 ст.36 «Налогообложение в области физической культуры и спорта» устанавливалось следующее: «Физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами. Отчисления организаций, спонсоров на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством».

Затем правовое регулирование данного вопроса было изменено. Закон «О физической культуре и спорте РФ» отменен и принят новый, а вопросы освобождения от налогообложения (предоставления льгот) закреплены в Налоговом кодексе. Так, в ст. 149 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» согласно п. 2, пп. 14.1 закреплено:

  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

  • услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости (пп. 14.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 № 235-ФЗ).

При решении же вопроса об отнесении конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, по нашему мнению, следует руководствоваться перечнем услуг физической культуры и спорта, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93.

Далее следует определить, что такое налог на добавленную стоимость (НДС). НДС – это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако, в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях. Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %. Но предприятия в сфере спорта освобождены от его уплаты. Это выражается тем, что перечень оказываемых ими услуг попадает под спортивные.

Согласно ст. 149 Налогового Кодекса к операциям, освобождаемым от налогообложения также относятся:

  • предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ). Это положение применяется в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ);

  • реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ) в целях настоящей главы к медицинским услугам относятся: услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию (в ред. Федерального закона от; услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; услуги, оказываемые беременным женщинам, инвалидам и наркологическим больным (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ);

3) услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

Следует отметить, что Минфин России, отвечая на конкретные вопросы в отношении применения комментируемой статьи, указывал, что не облагаются НДС услуги по проведению занятий по плаванию с несовершеннолетними детьми, оказываемые соответствующими спортивными секциями спорткомплекса (письмо от 11 февраля 2003 г. № 04-03-05/02), услуги по проведению тренерским составом организации занятий с несовершеннолетними детьми (письмо Минфина России от 14 октября 2004 г. № 03-04-11/166).

То есть если спортивная организация (коммерческая или некоммерческая) оказывает услуги в сфере спорта, которые описаны выше, то НДС не платится (если они находятся на общей системе налогообложения).

В ст. 346 налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Там же отмечается, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.

Нужно сказать, что в рамках общей системы налогообложения есть разные налоги: налог на имущество, НДС, налог на прибыль. Все они регулируются Налоговым кодексом. Выше мы говорили о льготах для предприятий индустрии спорта при уплате НДС. Однако налоговые льготы распространяются и на иные налоги для спортивных организаций, например, налог на прибыль.

Согласно ст. 246 налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. При этом организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков (Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ).

Однако в период подготовки к Олимпийским Играм в Сочи не признавались налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Не признавались налогоплательщиками и организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении доходов от следующих операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией:

1) производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона;

2) производство и распространение продукции средств массовой информации (в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона.

В настоящее время не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в этом же Федеральном законе и являющиеся иностранными организациями, в отношении доходов, полученных при осуществлении ими деятельности, связанной с осуществлением мероприятий, определенных указанным Федеральным законом.

В итоге необходимо отметить, что снижение налоговой нагрузки рассматривается как главный аспект налоговой реформы в Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации в настоящее время это одна из наиболее динамически развивающихся отраслей. Но как показывает практика в России сохраняется достаточно высокий уровень налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. Отрицательным явлением является процесс нелегального уклонения от уплаты налогов, который влечет за собой наложение ответственности, как налоговой, так и уголовной. Законным же является процесс оптимизации налогообложения через применение мероприятий, способов и методов налогового планирования.

Литература

  1. Бухгалтер для бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b-4-b.ru/bukhgalterskie-uslugi/optimizaciya-nalogooblogeniya/ Дата использования 11.12.2014г.

  2. Википедия, Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дата использования 11.12.2014г.

  3. «КонсультантПлюс» Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ Дата использования 05.12.2014г.

  4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d4b1a00210c7effc66.pdf Дата использования: 01.12.2014.

  5. Rusconsulting group [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusconsultgroup.ru/services/book_keeping_services/7.php Дата использования 11.12.2014г.

Просмотров работы: 1634