ПОТЕНЦИАЛ ВЫПУСКНИКОВ В НАПОЛНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОТЕНЦИАЛ ВЫПУСКНИКОВ В НАПОЛНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Воспитательная деятельность в современном вузе - это целостный процесс совершенствования личности, носящий сложный комплексный характер. Для его реализации необходимо иметь большое количество структурных элементов, которые сами так же являются процессами и в своем развитии требуют привлечения методов различных наук, к которым относятся экономика, социология, психология, психофизиология, политология, культурология. В современной науке и практике существует множество подходов к организации воспитательного процесса. Одним из них, на наш взгляд может являться программа по формированию воспитательной среды вуза через привлечение выпускников в данный процесс.

Важнейшей целью системы образования России является воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, подготовка квалифицированного работника, обладающего специфическими личностными качествами - способностью к самореализации, к достижению высокой эффективности своей деятельности, потребностью в успехе и самосовершенствовании.

Формирование личностных качеств специалиста требует создания в вузе соответствующей воспитательной среды, включающей воспитательные компоненты. Данная среда должна отвечать не только требованиям Федеральных образовательных стандартов, но и учитывать особенности социально-психологических аспектов развития личности.

Субъект-субъектная парадигма воспитания предполагает создание воспитательной среды, в которой студент и педагог выступают в качестве равнозначных субъектов деятельности. Средовой подход, введенный в педагогическую практику в 1980-е годы XX столетия, был важным достижением педагогической науки [1]. Актуальность применения средового подхода к воспитательной деятельности вуза диктуется изменившимися ценностными ориентациями студенческой молодежи и традиционным организационно-педагогическим обеспечением воспитательного процесса, потребностями личности в самоопределении, саморазвитии, самореализации и недостаточно сформированными условиями для этого в вузе, активным проявлением личностных качеств студента в социуме и слабой изученностью неформальной среды общения студенческой молодежи [1].

Пристальное внимание к средовому подходу в воспитании было уделено в конце прошлого столетия в период разработки основных документов, регламентирующих образовательную деятельность в высших учебных заведениях.

Одним из первых средовой подход в воспитании рассмотрел в своих работах Мануйлов Ю. С. Основная концептуальная идея ученого в понимании среды как средства развития и формирования личности. Исследователь ввел в педагогику термин «средовой подход». В своем исследовании под средовым подходом в воспитании автор понимает систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Концептуальные основы, по мнению Ю.С. Мануйлова, должны содержать набор значений средового подхода, необходимых для его освоения и использования в воспитательной практике, информацию о возможностях и условиях моделирования и реализации заложенного в нем управленческого потенциала для того, чтобы разработать технологию и получить эмпирические доказательства его эффективности и целесообразности.

Среда - в понимании Ю. С. Мануйлова предстает, прежде всего, как среда человека. «Среда - это то, среди чего пребывает человек» [2]. Таков феноменологический взгляд на среду, в центре которой человек как средоточие и мера всего сущего. Среда объединяет людей общностью их наследия, прежде всего культурного, включающего в себя и образование. «Среда, с функциональной точки зрения, определяется нами как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. При этом осреднять - значит типизировать. Посредствовать - значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. Опосредовать означает преломлять, влиять в смысле облагораживать, обогащать, оздоравливать и пр. [3].

Самый главный момент в освоении теории и технологии средового подхода - это его понятийный аппарат. Ю.С. Мануйловым акцент делается на цели, условии ее достижения, средстве и источнике достижения цели. Цель тесным образом сопряжена с личностью обучающегося. Оценить достижение цели (образовательный результат) можно по тому, что обучающийся будет иметь и уметь. Процесс становления личности обоюдно связан с ее развитием и формированием. Достижение цели обусловлено определённым образом жизни составляющим «способ бытия в со-бытии» индивидуума и являющимся способом достижения цели. В качестве педагогического средства предстает культурно-образовательная среда (среда становится средством воспитания, если она посредствует определенному образу жизни человека и опосредует его личностный рост). Источником достижения цели являются управленческие действия педагога, сконцентрированные на получении образовательного результата. В средовом подходе действия могут быть направлены на следующие компоненты культурно-образовательной среды: ниши, трофику, стихии, «меченых». Компоненты среды - наиболее привлекаемые своей оригинальностью понятия теории средового подхода. Каждый из них имеет свое весомое значение в обогащении, облагораживании, оснащении культурно-образовательной среды [2].

Роль среды рассматривалась и в работах Л. С. Выготского: «Если социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспитания...Воспитательный процесс оказывается уже трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда» [2].

А. С. Макаренко в своих работах 1939 года выделил следующие характеристические особенности среды «Человек не воспитывается по частям, он создается всей суммой влияний, которым он подвергается...Диалектичность педагогического действия настолько велика, что никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним... всей системой средств, гармонически организованных» [3].

В. М. Сухомлинский особо выделил роль субъектов в формировании среды: «Воспитание средой, воспитание вещами, созданными самими учениками, обогащающими духовную жизнь коллектива, - это, на наш взгляд, одна из самых тонких сфер педагогического процесса» [4].

Культурно-образовательная среда - феномен, который исследовался Е. П. Белозерцевым. Он трактуется им как «совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся и трудятся, человек развивается. Среда - это атмосфера, в которой дышит, живет и развивается человек. Знания, наука - средство приспособления к жизни в этой атмосфере, приобщения к абстракциям, понятиям, теоретическим моделям». По мнению автора, культурно-образовательная среда - это и средоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность ее сельского и городского населения» [5].

Соблюдение теоретических положений, принципов, правил, которые представлены в концепции средового подхода необходимо для того, чтобы культурно-образовательная среда стала средством, а не только условием воспитания.

Освоение педагогами средового подхода в воспитании, очевидно, позволит в полной мере использовать разнообразный потенциал культурно-образовательной среды.

В трудах В.С. Сенашенко отмечается, что социально-воспитательная среда вуза может рассматриваться либо как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, либо как система, обеспечивающая получение образования, индивидуального для каждого обучающегося, создания условий для актуализации его внутреннего мира и личностного роста, самореализации и становления его самосознания. По мнению автора именно второй вариант формирования социально-воспитательной среды вуза представляется в нынешних условиях организации учебного процесса более востребованным [6].

Таким образом, социально-воспитательная среда включает в себя, прежде всего, личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, направленный на раскрытие социального потенциала личности, развитие и саморазвитие студентов, включая их профессиональные качества, подкрепленный комплексом мер организационного, методического и воспитательного характера. Социально-воспитательная среда вуза должна развиваться, опираясь на следующие принципы:

-    содействовать развитию способности к самообразованию и самооценке;

-    содействовать развитию способности к инновационной деятельности;

-    развивать навыки коммуникативности: вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уметь работать в команде;

-    развивать навыки презентации результатов своего труда;

-    содействовать развитию способности быстро овладевать новыми видами деятельности, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Особенностями социально-воспитательной среды университета является фундаментальность образования, приоритет научно-исследовательской деятельности, ориентация на интеграцию в мировую образовательную систему.

Созидательный воспитывающий потенциал среды привлекает педагогов-практиков и исследователей. В научных трудах А.В. Пономарева [7, 8] дано описание обладающей специфическими параметрами технико-творчески ориентированной воспитательной среды для вуза технического профиля, проектируемой для подготовки социально-конструктивных специалистов, которая, по мнению автора, состоит из специфических микросред, способствующих реализации компетентностно ориентированной модели специалиста нового социокультурного типа. При этом один элемент структуры может создавать одну и более микросреду, а одна микросреда может быть создана как одним, так и несколькими элементами. Технико-творчески ориентированная воспитательная среда - совокупность факторов, способствующих формированию социально-конструктивного специалиста, включающих инвариантные факторы, определяющие базовые структуру и содержание параметров среды, вариативные, определяющие экономические, культурные, географические и другие особенности вуза, и специфические, определяющие техническую направленность процесса воспитания в вузе.

Повышенный спрос на высшее образование и успехи отдельных учебных заведений ставят перед современным вузом важнейшую задачу - обеспечить не только усвоение будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у него умения предложить себя на рынке труда, способности в любой период времени и в разных ситуациях оптимально, гибко и эффективно решать возникающие проблемы.

Одним из знаковых показателей, определяющих рейтинг учебного заведения в условиях нарастающей конкуренции, выступает уровень востребованности выпускников. Подтверждением этому факту являются, по меньшей мере, два обстоятельства:

-   использование данного показателя в качестве одного из критериев при государственной аттестации специальностей;

-   позиционирование успешного трудоустройства выпускников как доминантной компоненты обобщенной привлекательности вуза, формируемой по результатам субъективной комплексной оценки потребителей образовательных услуг - студентов, выпускников и работодателей.

В Концепция модернизации российского образования основная цель высшего образования определена следующим образом: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

В документах по модернизации образования говорится и о том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание [9].

В настоящее время одной из задач современной высшей школы должна являться подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста. Высшая школа России должна ориентироваться в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда.

На сегодняшний день модель конкурентоспособного выпускника существует в виде государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Конкурентоспособность специалиста, по нашему мнению, должна ассоциироваться не только в профессиональной, но и в личностной сферах. Конкурентоспособность выпускника - это совокупность профессиональных, психологических и морально-нравственных характеристик личности, окончившей учебное заведение, которые определяют его место на рынке труда, относительно других соискателей.

         Включение в воспитательный процесс «внешних экспертов», также являющихся субъектами образовательного и воспитательного процесса несомненно обогащает воспитательную среду вуза. Во-первых, внешние эксперты могут стать своеобразными «заказчиками» по отношению к вузу как поставщику высококвалифицированных специалистов. Работодатели предъявляют свои требования к конкурентоспособному специалисту, опосредованно влияют на процесс обучения через своеобразный «заказ». Государство рассматривает выпускника вуза как личность, способную участвовать в различных процессах жизнедеятельности общества: личность, способную делать выбор, нести ответственность за свои действия, готовую способствовать развитию общества и государства. Общество готово принять выпускника, обладающего высокими личностными качествами, готового на взаиморазвивающее взаимодействие с другими членами общества.

Проведя исследование воспитательной среды Уральского федерального университета и факторов его воспитательной среды, мною выделены 5 факторов, в формировании которых большое значение необходимо придавать участию выпускников университета.

         Основная сфера взаимодействия вуза и выпускников - сохранение традиций вуза. Проведение традиционных мероприятий университетского и институтского уровня с участием выпускников, организация работы выставок, музеев институтов с экспонатами из жизни студентов прошлых лет, издание тематической литературы, организация встреч студентов с выпускниками - все это и многое другое может стать эффективными технологиями по формированию данного фактора. Вуз меняющийся, но обладающий богатыми традициями, может использовать эти традиции в воспитательных целях. Передача опыта от вчерашних студентов нынешним, помощь в организации мероприятий - все это не только наполняет новым смыслом студенческие инициативы, но и позволяет выпускникам развиваться вместе со студентами и не терять связи с вузом.

         Участие выпускников в формировании положительного имиджа вуза. Любая деятельность, несущая положительный, позитивный заряд, успехи выпускников во всех сферах жизнедеятельности - бизнес, политика, творчество, спорт, общественная деятельность - являются элементами формирования имиджа. Данный фактор влияет на успешное взаимодействие с властными структурами, Министерством образования и науки Российской Федерации, создает платформу для привлечения дополнительных средств на развитие вуза.

         Участие выпускников в организации творческих мероприятий (смотры художественной самодеятельности, выставки художественного творчества - университетские, институтские и персональные, творческие вечера коллективов художественной самодеятельности, другие мероприятия) не только становится примером для сегодняшних студентов, но и задает определенную «планку мастерства». Участие выпускников в работе экспертных комиссий, жюри, проведении мастер-классов несет, кроме воспитательного, обучающий элемент. С точки зрения выпускников, это позволяет им чувствовать свою востребованность, желание повысить свою квалификацию.

         В формировании данного фактора заложены те же принципы, что и в художественном творчестве студентов.

Среда студенческого самоуправления - наиболее динамичная и быстро развивающаяся. Тем не менее, и здесь идет речь о сохранении традиций и передаче опыта. Более того, данная среда обладает наибольшим потенциалом в области участия выпускников.

         Согласно проведенным исследованиям в результате анализа 73 направлений бакалавриата (80 % ФГОС, реализуемых УрФУ) автором исследований был составлен перечень общекультурных компетенций, наиболее часто повторяющихся во ФГОС. И первое место занимает компетенция: «Владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». С этой точки зрения целесообразно ввести дополнительный фактор воспитательной среды «Формирование здорового образа жизни».

Здесь также как и в предыдущих описанных факторах роль участия выпускников вуза очень велика. Личный пример, участие в спортивных и профилактических мероприятиях, освещение во внешней среде - все это положительно повлияет на формирование фактора.

В настоящее время, как никогда, назрела потребность в духовном обновлении людей, в переоценке многих привычных ценностных установок и ориентаций перед комплексом глобальных проблем, порожденных разрушением природной среды, возникновением идеологических (политических, национальных, расовых, конфессиональных) конфронтаций, общим нравственным оскудением людей. Наряду с открывшимися новыми возможностями в России стали нарастать негативные явления, связанные с наличием «ценностного вакуума», «эмоционального бескультурья» и «нравственной деградации». Главными причинами современного нравственного кризиса можно обозначить: отлучение молодежи от социальной жизни; отдаление молодежи от старшего поколения; «одномыслие», долгое время навязываемое государством, и как результат - формирование массовой культуры, которая ведет к снижению у молодежи уровня моральных притязаний и изменение системы ценностей; социально-материальное расслоение и дефицит элементарных жизненных благ, формирующий у молодежи зависть и, как следствие, агрессию.

С нашей точки зрения, базовые моральные ценности как основа нравственного развития формируются, прежде всего, в ходе образовательного процесса и, как составляющей его, воспитательной деятельности со студентами, в процессе которых происходит усвоение природных и общественных явлений, проявляется оценочная функция суждений с точки зрения формирующейся нравственной позиции.

В вузах России по-разному относятся к важности этой работы и ценности воспитательной деятельности в целом. А между тем общество заинтересовано в воспитании высоконравственных граждан. Отсюда возникает осознание необходимости нравственного развития студентов и формирования базовых моральных ценностей у студентов.

Технологии и методы организации воспитательной деятельности могут быть различны. Данный процесс требует активного участия всего университетского сообщества, в том числе его выпускников. Работа с выпускниками актуальна в реализации программ по повышению воспитательного потенциала всех сфер жизни студентов.

Участие выпускников в различных сферах воспитательной деятельности позволит обогатить данный процесс, использовать новые методы и технологии. Но, к сожалению, в настоящий момент потенциал выпускников высших учебных заведений либо не используется вовсе, либо используется ограниченно для решения определенных финансовых или иных материальных проблем. В то же время потенциал по наполнению воспитательной среды усилиями выпускников вуза огромен. Целесообразно использовать опыт выпускников, которые в свое время сами принимали участие во внеучебной деятельности. Понимание выпускниками вклада этого процесса в их профессионализм, в формирование их компетенций позволит им выступить в качестве участников и экспертов процесса и обогатит его.

Проанализировав основные подходы к средовому подходу в воспитании и к понятиям конкурентоспособности специалиста, мы можем утверждать следующее:

1.       Богатая воспитательная среда вуза, состоящая из большого количества факторов, влияющих на ее формирование, создает условия для достижения главного результата - воспитания конкурентоспособного специалиста.

2.       Конкурентоспособный специалист - это выпускник современного вуза, обладающий необходимыми профессиональными, нравственными, психологическими, организационными качествам личности. Для формирования такого специалиста необходимо использовать различные технологии: образовательные, психологические, информационные и др.

3.       В процесс реализации образовательных, психологических, информационных технологий целесообразно включить выпускников вуза. Их участие обогатит среду, повысит эффективность воспитательной деятельности в целом.

Воспитательная среда вуза будет по-настоящему наполненной при условии взаимовыгодного партнерства всех участников этого процесса. Выпускники могут выступать не только в качестве экспертов по отношению к «конечному продукту вуза» - студентам, но и в качестве равноправных партнеров могут принимать участие в его формировании. Здесь важно использовать те традиции, которые накоплены в вузе и транслируются во внешнюю среду через его выпускников.

Процесс взаимодействия выпускников и вуза - это взаимовыгодный процесс, целью которого является развитие университетского сообщества, выполнения задач, поставленных в Программе развития университета.

 

Литература:

1     Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. - М.; Н.Новгород: изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.

2     Мануйлов Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] /Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. - Москва - Н. Новгород. - 2008. - 220 с.

3     Макаренко A.C. Воспитание гражданина / Сост.Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988.- С.46.

4     Сухомлинский В.М. О воспитании. (Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик). Изд. 2-е.-М., Политиздат, 1975.  - С.44.

5     Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен / Е.П. Белозерцев. Курс лекций: - СПб.: Издательство Р. Асланова Юридический центр Пресс, 2004. - 704 с.

6     Вопросы воспитания: системный подход / Под общей редакцией д.п.н. Л.И.Новиковой. - М.: Прогресс,1981.-136 с.

7     Пономарев А.В. Воспитательная деятельность вуза: междисциплинарный подход: монография / А.В. Пономарев. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 183 с.

8     Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: монография / А.В. Пономарев. М.: Издательство Икар, 2009. - 410 с.

9     Образовательная политика на современном этапе: из доклада Государственному Совету РФ // Высшее образование в России. - 2002. - № 1.- С. 20-30.

 

 

Просмотров работы: 1809