РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Мкртчян О.В. 1, Ильина У.А. 1
1Барабинский филиал ГАОУ СПО НСО "Новосибирский областной колледж культуры и искусств"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учреждения среднего профессионального образования, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, должны создавать условия для подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями. Под понятием «профессиональная компетенция» понимается - готовность и способность выпускников на основе знаний и умений целесообразно, методически организованно и самостоятельно решать соответствующие проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности.

Для формирования общих и профессиональных компетенций студенту необходимо владеть рядом учебных дисциплин, имеющие общепрофессиональное значение. Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования. Очень важная роль в этом принадлежит математике как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов.

Во все времена математика имела огромное значение в формировании стиля мышления учащегося, что в настоящее время – время внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, не утратило свою значимость. С переходом на стандарты нового поколения, которые разработаны с позиций компетентностного подхода в образовании, вопрос повышения качества обучения математике приобретает особую актуальность.

Барабинский филиал ГАОУ СПО НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств» готовит специалистов по следующим специальностям: 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 073401 «Сольное и хоровое народное пение», 050148 «Педагогика дополнительного образования», 071801 «Социально-культурная деятельность», 071501 «Народное художественное творчество».

Выпускники данных специальностей должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

– организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

– принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

– осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

– использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

– работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

– брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

– ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

– исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Всеми этими компетенциями должен обладать выпускник при изучении дисциплин математического и естественнонаучного циклов. Кроме того, он должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

Одной из задач преподавания математики является развитие интереса к дисциплине, что достигается внедрением в учебный процесс инновационных технологий обучения, активных и интерактивных методов обучения, использованием электронных образовательных ресурсов, которые направлены на подготовку будущего квалифицированного специалиста. Преподаватели используют на занятиях игровые формы обучения, применяя такие технологии, как работа в группах, проблемное обучение, поисковый и дифференцированный методы обучения дисциплин математического цикла.

В колледже ежегодно проводится «Неделя теоретических наук». Во время нее проходят интересные открытые мероприятия, конкурсы, олимпиады по математике. В результате проведения таких занятий у студентов формируется представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений.

Цель обучения математике в колледже состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности.

Реальность такова, что профессионально ориентированный образовательный процесс затрагивает лишь специальные дисциплины. Проблеме профессиональной направленности обучения дисциплинам остальных циклов, являющихся фундаментом для подготовки специалиста, не уделяется должного внимания. В этой связи наблюдается противоречие между необходимостью профессионально ориентированного обучения математике и отсутствием соответствующей технологии. Разрешить данное противоречие можно за счет наполнения содержания этого учебного предмета профессиональной направленностью с учетом возможностей личности, ее субъектного опыта, мотивов и уровня подготовленности. Таким образом, указанная проблема состоит в разработке технологии, реализующей профессиональный подход к обучению.

Как известно, средством отражения реальной действительности являются математические модели. Математические знания и умения лежат в основе построения любого технологического процесса. Поскольку изучение общеобразовательных дисциплин предшествует изучению дисциплин специальности, первые должны не только мотивировать студентов на выбранную ими профессию, но и расширять банк математических понятий, правил, алгоритмов, вопросов и тем, необходимых для успешного овладения дисциплинами специальности. Таким образом, еще раз подтверждается, что изучение математики должно иметь профессиональную направленность.

На классных часах в беседе со студентами затрагивался вопрос о приоритете изучаемых дисциплин. К сожалению математика должного места не имела. Возникает вопрос и проблема о донесении важности данной дисциплины до студентов. На первом курсе обучения и начале второго, преподаватели постоянно делают акценты на те темы, где студенты будут использовать полученные знания в других дисциплинах, а так же их интеллектуальное развитие, логическое мышление не только в области математике, но и в овладении выбранной им специальности.

Рассмотрим подробнее некоторые из тех приемов которые необходимо использовать, что бы математика была неотъемлемой частью при изучении всех дисциплин общепрофессионального и специального циклов.

При профессионально-личностном обучении математике учебный процесс включает в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и выявление конкретного субъектного опыта студентов. Поэтому на первом этапе, в начале первого года обучения, необходимо провести диагностику: приемов мыслительной деятельности (три уровня сформированности), видов мышления (три уровня), уровня усвоения предметных знаний (четыре уровня), опыта изучения дисциплины «Математика», что предполагает выяснение отношения к данному предмету (отрицательное, безразличное и положительное). Сознательный выбор профессии (твердо ориентирован/не ориентирован), целеполагание (цель изучения математики в развитии студента как личности и в будущей профессиональной деятельности), познавательный интерес (широкий, узкий: профессиональный, математический) диагностируются на протяжении всего изучения дисциплины «Математика».

В результате проделанной работы должны получить данные по каждому студенту в отдельности и по группе в целом. Основными способами диагностики компонентов субъектного опыта студентов являются: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. С целью проверки уровня сформированности приемов мыслительной деятельности и видов мышления используется тест, составленный Р. Амтхауэром. Для определения уровня усвоения опорных предметных знаний и сформированности основных умений и навыков применяются контрольные задания. Выяснению наличия знаний, показывающих профессиональную направленность математики, способствуют фронтальные и индивидуальные опросы, анкетирование. С этой целью можно предложить следующее задание: приведите пример технологической ситуации, математической моделью которой является уравнение (неравенство). В начале первого года обучения студенты по объективным причинам не могут выполнить данное задание, однако к концу первого, а тем более второго курса количество студентов, способных это сделать, должно составлять не меньше половины группы. После диагностики студенты условно разбиваются на группы в зависимости от степени выраженности того или иного социально-познавательного мотива, от уровня сформированности конкретных приемов мыслительной деятельности, видов мышления (группы не являются постоянными).

В результате проделанной работы выяснилось, что большинство студентов имеет первый уровень сформированности приемов мыслительной деятельности, видов мышления, а также усвоения предметных знаний. Данная работа предполагает наличие у студента второго уровня усвоения – уровня репродукции, который подразумевает усвоение, позволяющее воспроизводить и обсуждать информацию, решать типовые задачи без опоры на помощь или подсказку. Для достижения этого уровня на занятиях студентам предоставляется возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.

Первый вид пособий раскрывает профессиональную направленность применения математических терминов, понятий в конкретных учебниках специальности. Содержание пособия представляет собой таблицу, в столбцах которой указаны: конкретные разделы и темы курса математики; понятие в дисциплине «Математика»; применение понятия в дисциплинах специальности; пояснения, раскрывающие место его использования в технологическом процессе или его определение; ссылка на источник.

Второй вид пособий – сборники задач по различным разделам курса математики. Мы разработали сборники задач по разделу «Площади поверхностей и объемы геометрических тел» для студентов. Содержание материалов, представленных в пособии, распределено по темам указанного раздела. Внутри каждой темы задания разбиты по уровням усвоения. В пособие включены две группы вопросов для повторения. Первый блок может быть использован для актуализации необходимых знаний, второй – при подведении итогов занятия. Для удобства работы с пособием имеется две таблицы, в одной из которых указан примерный перечень задач, распределенных по группам, в зависимости от того, для какого этапа занятия они предназначены. Особое внимание необходимо уделить задачам, используемым на этапе мотивации, их содержание должно быть профессионально ориентированно. В соответствии со стандартом выпускник должен владеть профессиональной лексикой, поэтому в формулировках таких задач используются профессиональные термины. Для удобства задачи с профессиональным содержанием представлены в начале каждой темы. В процессе знакомства с ними у студентов могут появиться вопросы, связанные с внешним видом оборудования, объемы которых они рассчитывают. Ответы на них можно найти в указанных пособиях. Во второй таблице содержатся номера задач, которые направлены на развитие конкретных приемов мыслительной деятельности и видов мышления.

Обобщая всё вышесказанное можно отметить, что для успешного профессионального становления студента необходимо осуществление профессионально-личностного подхода к обучению любой дисциплине, а особенно математике. Это связано прежде всего с тем, что математические знания и умения лежат в основе построения любого технологического и культуротворчекого процесса, без них невозможна качественная работа предприятий, от них зависит жизнь и здоровье людей, как работающих на производстве, так и пользующимися этими услугами любой отрасли.

Просмотров работы: 2388