ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ПРИ РАЗВИТИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ПРИ РАЗВИТИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Портнова Т.В. 1, Заикина Т.А. 1
1Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При описании методики использования страноведческого материала при развитии монологической речи необходимо рассмотреть основы обучения страноведению.

В центре внимания – студент колледжа культуры и искусств с его по­требностями и интересами, а также та­кие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.

Сущность обучения предмету заключа­ется в процессе взаимодействия преподавателя и обучающихся, их сотрудничества и взаимопо­мощи.

Нефедова М.А. считает, что дифференцированный подход предпо­лагает учет уровня обученности обучающихся и должен реализовываться через:

- использование материала разного уровня трудности (например, работа с ин­дивидуальными карточками, когда каж­дый студент получает возможность рабо­тать в соответствии с уровнем языковой подготовки);

- использование опор различной степе­ни развернутости (план и/или ключевые выражения предлагаются обучающимся с низ­ким и средним уровнем обученности для построения высказывания);

- разный объем заданий учащимся по теме;

- разные способы контроля [1,26].

Все это способствует вовлечению всех обучающихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знани­ями, навыками и умениями, а также увели­чивает время активной работы студентов и ее продуктивность.

И в этой связи главным в работе считается моделирование такого процесса обучения на уроке, где в центре внимания находится обучающийся с его потребностями, мо­тивами и интересами; подбор таких видов деятельности на уроке, чтобы помочь своим студентам учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда. Необходи­мо также учитывать и возрастные особен­ности детей, и прохождение ими программ по другим предметам, что позволяет интегрировать знания обучающихся из разных областей.

Качество обучения во многом зависит от умения преподавателя подобрать страноведческий материал. При подготовке к урокам использовать выпущен­ные в нашей стране лингвострановедческие словари «Великобритания» (под ред. А. Рума). «США» (под ред. Г.Д. Томахина), «Ав­стралия и Новая Зеландия» (под ред. В.В. Ощепковой), а также книги для чтения из­дательства «Лист»: «Кратко о Великобрита­нии», «Кратко о США». «Кратко об Австра­лии и Новой Зеландии» и т.д. Актуальные и интересные материалы о жизни в этих стра­нах, познавательный характер текстов, мно­жество фотографий, понятные схемы, по­дробные комментарии и тренировочные уп­ражнения делают данные пособия удачным дополнением к любым учебникам англий­ского языка.

В страноведческом материале заложены большие возможности повышения интереса к изучению иностранного языка, а также формирования устойчивого внутреннего мотива к его изучению.

Мотивационная функция страноведческого материала реализуется через:

- содержание учебных материалов;

- способы введения страноведческого материала;

- интересные приемы и формы работы с ними.

В практике преподавания иностранного языка все более ощущается необходимость обучать не только языковым структурам, но и тому, что «лежит за языком», т. е. культуре страны/стран изучаемого языка.

При обучении иноязычной культуре, так нам кажется, можно выделить следующие наиболее важные задачи: 1) определить минимальный объем культурологического материала; 2) выявить, какого рода культура соответствует целям изучения иностранного языка в конкретной учебной ситуации (каковы цели изучения языка вашими учащимися); 3) отобрать и предъявлять соответствующий этим целям материал; 4) формировать у обучающихся навыки культурного осознания; 5) формировать у обучающихся понятие о том, что ни одна культура не является статичной; 6) вовлекать их в «культурную» деятельность; 7) формировать у них понятие о том, что имеется не один-единственный английский язык, а целое семейство английских языков. Для того чтобы решить указанные задачи, учителю, преподавателю прежде всего следует ознакомиться с соответствующими слова­рями, справочниками, пособиями. Таких материалов выпускается сейчас довольно много.

Страноведческую информацию сегод­ня можно получить отовсюду: из про­грамм телевидения, в том числе уроков английского языка (которые можно за­писать и показывать в классе), из ра­диопрограмм, которые дают нам даже «английскую фразу дня», из газет, кото­рые печатают как на русском, так и на английском языке материалы, посвящен­ные различным аспектам жизни англо­говорящих стран.

Задача преподавателя — находить наиболее эффек­тивные приемы работы со страноведче­ским материалом. Попытаемся поделить­ся опытом использования некоторых из этих приемов. Интерес у обучающихся вызывает ра­бота с географическими картами. Можно разложить перед ними географиче­ские карты пяти стран (Великобрита­нии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии) и попросить найти одинако­вые названия, названия-переносы, при­обретшие в одной из стран слово New. Можно попросить учащихся рассказать, какие ассоциации у них вызывает упоминание того или иного географическо­го названия.

Еще одно задание, требующее исполь­зования географической карты, а также туристических брошюр: представьте, что вы едете в Великобританию, но только на 3 (4) дня. Какие достопримечатель­ности вы посетите и почему?

Мы знаем, как трудно запомнить имена собственные, особенно при раз­говоре, когда люди представляются друг другу и затем не повторяют своего име­ни. Кроме того, собеседники, если они довольно хорошо знают друг друга, на­чинают упоминать уменьшительные име­на.

Продолжая сравнивать, включаем в учебный процесс знаки и символы куль­туры. Например, можно составить пары культурных символов Великобритании и США, разделить класс на две группы и, так же как и при описываемом выше виде работы, попросить обучающихся найти соответствия:

The UK London

10 Downing Street

Magna Charta

Parliament

Official Birthday (the second Saturday in June)

Union Jack

Elstree studios

Big Ben

black taxi

soccer

good-bye

После того как группы нашли все соответствия, можно спросить обучающихся о том, что они знают о данных символах культуры, попросить их найти соответствующие статьи в словаре или энциклопедий, подготовить рассказ об этих символах, попробовать найти само­стоятельно другие символы и рассказать о них.

К знакам культуры можно отнести марки и монеты разных стран. Мы об­суждаем, что символизируют изображе­ния на марках и монетах, какие важные стороны жизни той или иной страны они отражают. Здесь же сравниваем, какие важные аспекты жизни отражают марки и монеты нашей страны.

Очень большой интерес вызывают у обучающихся видеофильмы о стране/ странах изучаемого языка. Такие филь­мы не должны быть длинными, иначе обучающие не смогут выполнить задания, даваемые перед просмотром фильма. Эти задания можно сформулировать следую­щим образом: запишите, какие геогра­фические названия прозвучали в филь­ме (расскажите об ассоциациях, связан­ных с ними), какие имена собственные вы запомнили, что оказалось новым для вас. При этом группа делится на не­сколько групп и каждая группа сообща работает над определенным заданием. Ниже рассмотрены разнообразные виды работы над страноведческим материалом при развитии монологической речи.

Разберем вид работы с текстом лингвострановедческого содержания. Содержание данных текстов должно быть значимым для студентов, иметь определенную новизну при описа­нии реалий стран изучаемого языка. Важ­ное звено в процессе обучения - контроль прочитанного. Формы контроля могут быть как традиционными: ответы на во­просы по содержанию текста, нахождение на карте географических наименований, встречающихся в тексте, краткий пересказ текста, характеристика ряда предложений, которые могут быть отнесены к тексту с точки зрения их правильности (True or false?), так и нетрадиционными: прежде всего, разные виды тестов. Выполнение те­ста занимает немного времени и позволяет проверить всех обучающихся, постав­ленных в равные условия. Иногда в зави­симости от степени сложности текста и за­дач урока можно сочетать традиционные и нетрадиционные формы контроля.

Пример работы с текстом "Wild America.The Grand Canyon"

Read this text attentively and complete the following tasks:

Are these sentences true or false? (Эти ут­верждения правильные или неправильные?)

  1. Today the Grand Canyon is one mile deep and 277 miles long.

  2. The oldest rocks at the bottom of the canyon are only one million years old.

  3. The South Rim has tall forests. The North Rim is dry desert country.

4.In winter the canyon is covered with snow.

Can you answer these questions? (Ответьте на данные вопросы.)

What river formed the Grand Canyon?

Is it cold or hot inside the canyon?

  1. Why do many visitors come to the South Rim?

  2. How long does it take to get to the North Rim from the South Rim?

5.What is the "Painted Desert"?

6.What is better: to see the Grand Canyon from the top or from the bottom?

Retell this text. (перескажите текст).

Работа с картинками активизирует внимание обучающихся. Данный вид работы способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся. С помощью такой работы: обогащается и закрепляется знание лексических единиц языка; идет закрепление грамматических навыков обучающихся; совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного; развивается воображение; происходит более наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка;

Пример работа с картинкой на тему "The boys of today".

The seeing eye. Circle the letter of the sentences that is true regarding the scene in the photo/ (Внимательно посмотрите на картинку и отметьте только те предложения, которые соответствуют картинке.)

1. a. The pickup truck is moving through the field.

b.A group of men has just entered the bank.

c.There are a number of people waiting in line.

d.The back of the pickup truck is a place to rest.

2.a.There are two sombreros in sight.

b.There are a number of men playing cards.

c.There are a few cows in sight.

d.There are a few packages in the truck.

Imagine that you are talking to the three cowboys in the truck. Find out the appropriate answer. (Представьте, что вы говорите с теми ковбоями в грузовике. Выберите их предполагаемый ответ из предложенных вариантов.)

Questions:

1 Are you real cowboys?

a) I reckon so. b) Not right away, c) That's what they say.

2.Where are your horses?

a) Back at the ranch, b) They went on vacation. c) At the movies.

3.What happened to the driver?

a) He is in the house. d) He's gone home, c) He'll be back soon.

4.Have you been waiting long?

a) About ten years, b) Not until tomorrow. c) Only about 15 minutes.

Answer the following questions based on the pho­tograph. (Основываясь на фотографии, ответь­те на вопросы.)

  1. How many of the men have spurs? Hats?

  2. What time of day do you think it is?

3.What information is given on the bumper of the truck?

4.What is IAL-964?

Prepare a short talk concerning the scene in the photograph. (По изображенной сценке составьте небольшой рассказ.)

Представляет большой интерес работа с географическими картами. В отличие от урока географии, где студенты знакомы с определенными видами работы с картой, на своих уроках старайтесь подобрать такие упражнения, которые были бы направлены не только на контроль знаний о географическом положении стран изучаемого языка, но также бы способствовали развитию логического, пространственного, аналитического мышления и воображения учащихся.

Пример работы с картами англоязычных стран на уроке по теме: "How does the geographical position influence the people's life? («Как географическое положение влияет на жизнь людей?»)

1.Take the copies from the Activity Book. (Возьмите ксерокопии из Рабочей тетради.)

  1. Look through the maps of Australia, the United States and Great Britain carefully. (Внимательно просмотрите карты Австралии, Соединенных Штатов и Великобритании.)

  2. What are the most mountainous/extensive or driest areas in these countries? (Каковы наиболее гористые/обширные/засушливые районы в этих странах?)

  3. What are the longest rivers in these countries? (Какие самые длинные реки в этих странах?)

  4. Are there any similar names in these countries? Look carefully at the New- compounds. (Есть ли совпадения в наименовании географических объектов?)

  5. What associations do you think of in connection with...? (Какие у вас ассоциации с названиями следующих географических объектов?)

(Los Angeles; Springfield; Washington DC; Sidney; Simpson Desert; London; Liverpool)

7. And now tell: How does the geographical position influence the people's life?

Очень занимательна работа со знаками и символами культуры. Данный вид работы можно с успехом использовать на разных этапах работы с материалом: и в начале работы над темой, и при завершении цикла или темы. При этом ис­пользуются различные формы работы с группой: фронтальная, групповая, парная. Крайне важен развивающий аспект - развитие способности к догадке, к сравнению, сопоставлению, к выявлению причинно-следственных связей, к формулированию выводов из прочитанного и услышанного.

Пример работы с культурными символами "West Democracy. How does it work?" («Западная демократия»).

  1. Please divide into two groups. (Пожалуйста, разделитесь на две группы.)

  2. In 5-7 minutes try to find out the most important political symbols of the UK (one group); the USA (another group). (За отведенное время 5-7 минут попытайтесь выделить наиболее важные политические символы в жизни Брита­нии - одна группа и США - другая группа.)

  3. Put your results on the blackboard. (Выпи­шите свои результаты на доску.)

  4. Find the similarities. (Найдите соответствия.)

The UK The USA

London Washington D.C.

10, Downing street White House

Magna Charta Bill of Rights

Parliament Congress

Big Ben The Statue of Liberty

5. Prepare short story about the UK and the USA.

Монологическая речь традиционно характеризуется последовательностью, логичностью, полнотой и ясностью изложения. Монологическое высказывание можно классифицировать в зависимости от коммуникативных условий, в которых оно порождается, протяженности, подготовленности, степени оригинальности, характера содержания, мотивации и других аспектов речепроизводства. В задачу преподавателя входит также нахождение наиболее эффективные приемы работы со страноведческим материалом.

Содержание страноведческих текстов должно быть значимым для обучаемых, иметь определенную новизну при описании реалий стран изучаемого языка.

  1. Нефедова, М. А. Страноведческий материал и познавательная активность учащихся / М. А. Нефедова, Т. В. Лотарева // ИЯШ. – 1987. - №6. – С. 26-29.

Просмотров работы: 1146