ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ

Горбунова Н.С. 1, Матюшенко А.А. 1
1Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Gorbunova Nadezhda Sergeevnahead of the Department of "Folk art"Matyushenko Anna Aleksandrovna4th year student of the Department of "Folk art"Baraba branchstate Autonomous educational institutionsecondary vocational educationNovosibirsk region"Novosibirsk regional College of culture and arts"
  •  
    1. Подготовительный период. Составление плана общей работы, определение репертуара.

    2. Психологическая подготовка. Учитель – ученик, ученик – учитель – родители.

    3. Ознакомление с народной музыкой. Детский музыкальный фольклор.

    4. Развитие навыков пения без сопровождения.

    5. Музыкально-образовательная работа. Слушание образцов классической и современной музыки, доступной для восприятия детьми.

    6. Общая и индивидуальная музыкальная, вокально-хоровая подготовка.

    7. Участие в общих мероприятиях, народных праздниках, выступлениях на концертах.

Занятия строятся так, чтобы ребенок почувствовал себя не только в роли обучающего, но и самостоятельно действующей личностью. Дети знакомятся с песенным и литературным жанрами фольклора (сказки, пословицы, скороговорки и т.п.), а также имеют возможность для собственного сочинительства.

Главное содержание занятий детского музыкального фольклора состовляет пение. Желательно придерживаться такой установки: «Пой как говоришь, а говори на распев».

В основе народного пения лежит речевое интонирование, поэтому занятия надо начинать с упражнений на полное раскрытие всех качеств речевого голоса детей. Они учатся проговаривать свое имя четко, внятно, «всей грудью», а затем пропевать его. Для выработки единой звуковой позиции при произношении гласных, а также для развития дикции используются малые формы устного народного творчества – дразнилки, скороговорки и т.п. Чтобы пение было без принуждения, можно проводить музыкальные игры: «Как у дяди Трифона», «Летели две птички» и др. Музыкальные игры активизируют, раскрепощают детей, создают необходимую атмосферу увлеченности. На занятиях устанавливается неформальная обстановка, которая способствует развитию коллективного творчества, проявлению сотрудничества и заинтересованности. Самоотдачи и самовыражения.

В работе с детьми младшей группы большое значение имеет обучение пению «с голоса», когда дети как бы подстраиваются к пению учителя, сверстников. Многие дети поют не чисто. Это чаще объясняется не отсутствием слуха и голоса, а тем, что они плохо открывают рот и неправильно берут дыхание. Пение учителя, а также воспроизведение интонации «с голоса» помогают добиться чистого интонирования. С этой целью хорошо провести упражнение «Пойми звук» (проводится с мячом). Дети встают полукругом, учитель перед ними с мячом. Он бросает кому-либо из детей мяч, пропевая его имя. Ребенок, поймав мяч, повторяет интонацию. Затем он молча возвращает мяч учителю, бросив его двумя руками.

На первых занятиях разучиваются песни типа «Баба сеяла горох», в которых движения сопровождаются произнесением текста нараспев и решается проблема «пение-движение-декламация».

Естественно, что хорошо подобранный материал должен соответствовать интересам учащихся. Успехом пользуются у детей веселые, подвижные песни-игры, песни-сказки, песни-танцы: «Черный баран», «Как на печке на приплечке», «Заинька во садочке», «Ой некуда заиньке выскочить» и т.п.

Музыкальный фольклор используется в разных формах: урок-беседа, урок-игра, драматизация. Основные приемы – доступность объяснения, систематичность, последовательность в изложении материала.

Важное место уделяется работе над певческой интонацией, формированию эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера. Дети учатся понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. Приобретенные знания с успехом используются детьми при проведении традиционных народных праздников.

В организации обучения детей следует учитывать синкретичность музыкального фольклора - соединение в нем пения, слова, движения, т.е. можно говорить о развитии у детей основного вида творческой деятельности – импровизации:

* поэтического текста;

* движения в играх, танцах;

* музыкального текста.

Включение детей в творческий процесс происходит постепенно. Сначала это ознакомление с материалом, затем воспроизведение и повторение, закрепление и уже потом предложение и поиск новых вариантов – все это происходит в игровых формах, создающих у детей интерес к занятиям.

Ритмические хлопки, притопы в сочетании с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых) способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат гармонично связывать пение с игрой.

Эмоциональность в проведении занятий формирует у детей творческую активность, у них появляется способность слышать свои неточности при воспроизведении мелодии, т. е. способность к анализу, обобщению, умению делать выводы .

Интегрированный характер обучения предусматривает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний, полученных на других занятиях во второй половине дня.

Занятия по детскому музыкальному фольклору проводятся 2 раза в неделю. Происходит сочетание практического обучения с музыкально- дидактическими подвижными играми, позволяющими продолжать занятия этим видом деятельности во внеурочное время. Закрепление знаний осуществляется в процессе участия младших школьников в народных календарных праздниках.

Просмотров работы: 829