Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён, она достигла высокого уровня в древнеегипетских, древнегреческих, персидских и других орнаментах. В древних орнаментальных композициях наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей.
В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.
Любой стилизации предшествует изучение натуральной формы объекта, то есть сначала необходимо выполнить зарисовки с натуры. После изучения формы стилизуемого объекта и выполнения нескольких зарисовок с натуры можно приступать к его стилизации.
На первом этапе творческой работы студенты рассматривают растения (цветы и ягоды) и выполняют графические зарисовки. Выполнение линейного рисунка природного объекта позволит студенту почувствовать его природную форму, пластику, изгиб, движение.
На втором этапе выполняется зарисовка одного растения с натуры в цвете, работа ведётся акварелью. Эта работа позволит определиться с цветом стилизованных мотивов.
И только теперь, на третьем этапе работы, студенты приступают к графической стилизации выбранного растения. Стилизация достигается обобщением и упрощением сложных форм, цель которого сделать объект более понятным и облегчить его выполнение для автора. Каждый материал диктует свой способ стилизации. В основе стилизации нашей работы лежит природный мотив. В дальнейшем мотив станет частью орнамента или главным его элементом.
Стилизованный мотив может быть различным: строго симметричной геометрической формы или асимметричным, но обязательно уравновешенным. Сначала студенты ищут общую форму мотива, выполняя множество графических набросков, затем самые удачные варианты (3-4 штуки) разрабатывают тонально, раскладывая крупные детали объекта на светлые и тёмные части. На этом этапе творческой работы главное – не раздробить стилизуемый объект, не потерять его целостности. Поэтому вначале можно выполнить силуэтное изображение мотива, что позволит увидеть зарисовку в целом, без излишней детализации. Здесь очень важную роль играет пятно, в нем необходимо передать характер растительного мотива. Кроме этого мы сможем увидеть распределение мотива по какой-либо геометрической форме – квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник.
После этого силуэт можно разложить на тональные пятна, а после этого искать варианты цветового решения растительных мотивов.
Не рекомендуется брать много различных цветов в один мотив. Выбирают единый цвет фона и 2-3 цвета для растений. Лучше взять для изображения, допустим, листьев – зелёный цвет и белила или зелёный и жёлтый, и в дальнейшей работе смешивать эти два цвета в разных пропорциях (см. рис. 1) для получения декоративности изображения. То же самое и для цветка, нужно взять локальный цвет цветка и белила, и получать, таким образом, разные оттенки.
Рис. 1. Стилизация растительных мотивов
После разработки стилизации растения в цвете студенты знакомятся с композицией орнамента и выполняют три творческих работы на основе созданных мотивов: ленточный, сетчатый и замкнутый орнаменты.
Рис. 2. Ленточный орнамент
Рис. 3. Замкнутый орнамент