РОЛЬ АУТСОРСИНГА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ АУТСОРСИНГА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РФ И ЗА РУБЕЖОМ

Будыкина Л.В. 1
1Орловский филиал финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аутсорсинг часто называют «феноменом XX в.», а также «величайшим открытием бизнеса последних десятилетий». Исторически аутсорсинг возник в коммерческих структурах и превратился в одну из форм организации бизнеса, помогающую решать проблемы функционирования и развития, путем сокращения издержек, увеличения адаптивной способности к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, эффективного распределения рисков. Термин outsourcing происходит от английских слов ˮoutside resource usingˮ –– использование внешних ресурсов, был введен в 1989г. для определения новой концепции управления, когда компания Eastman Kodak наняла сторонние организации для приобретения, запуска и сопровождения своих систем обработки информации [1, с.241]. В то же время сама идея привлечения ресурсов специализированной фирмы для решения стоящих перед организацией задач отнюдь не является новой. Эта идея и механизм ее реализации относятся к периоду «великого противостояния» двух великих менеджеров - Генри Форда (1863-1947) и Альфреда Слоуна-мл. (1875-1966) и возглавляемых ими гигантов автомобильной промышленности – компаний Ford и General Motors. Которые размещали заказы на поставку комплектующих сторонним компаниям, специалистам в том или ином деле, что позволило им существенно сократить складские запасы и сэкономить средства их обслуживание. Такая смена стратегической ориентации позволила сосредоточить финансовые ресурсы компании на развитии ее ключевой сферы компетенции - производстве. Результирующие прибыли этих двух групп автомобилестроителей сделали очевидным вывод о состоятельности применения аутсорсинга в качестве инструмента повышения доходности деятельности компаний. [4, с.18]. Таким образом, еще в 30-х гг. XX в. борьба лидеров автомобилестроения наглядно показала, что в условиях жесткой конкуренции ни одна компания не может быть самодостаточной, опираясь лишь на собственные ресурсы. Ряд процессов, обеспечивающих функционирование крупной компании, целесообразно и удобно передавать специализированным организациям, то есть стало ясно, что появился новый многообещающий бизнес. Вынесение производственных функций и функций управления за пределы компании положило начало практическому аутсорсингу. Новацией в организации производства стала методология аутсорсинга, примененная за 60 лет до появления этого термина в научной литературе. С 70-х гг. XX в. аутсорсинг в производстве автомобилей является основой организации производственного процесса.

Дальнейшее свое развитие аутсорсинг приобрел в связи с распространением информационных технологий и использованием интернета. Спектр услуг аутсорсеров расширяется вместе с развитием компьютерных технологий, информационных сетей, соответствующих технических и программных средств. В настоящее время компании, которые пользуются услугами IT-аутсорсинга, могут экономить более 75% расходов на оплату труда, при этом улучшилось и качество информационного обслуживания.

За последнее десятилетие мощная волна аутсорсинга захлестнула почти все организации. Одна из основных причин этого – повышение роли аутсорсинга, катализатора современной концепции управления, роста и эффективности производства. Чтобы выжить в условиях современной конкуренции, предприятие должно постоянно приспосабливаться к окружению, отслеживать изменения во внешней среде, изменяться и прежде всего в направлении, в котором наилучшем образом сможет реализовать свои возможности, фокусировать внимание на тех бизнес - направлениях, которые выполняет квалифицированно.

В настоящее время роль аутсорсинга трактуется, как метод радикальной трансформации структуры хозяйственной деятельности предприятия для создания высокоэффективных и конкурентоспособных преимуществ в условиях жесткой конкуренции. Упрощенно принцип аутсорсинга можно представить фразой: "Оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других".

При этом сущность понятие аутсорсинга можно раскрыть только с разных сторон. Так, аутсорсинг – это:

— передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области [2].

— это процесс, который организация определила как необходимый для ее системы менеджмента, но который будет выполняться внешней стороной [6].

— передача части (совокупности) бизнес-процессов или подразделения (функциональной единицы) предприятия стороннему хозяйствующему субъекту – поставщику услуг, сервисная деятельность которого и будет состоять в исполнении бизнес-процессов или функций переданного подразделения в течение относительно длительного периода времени по заранее оговоренной цене. [8].

— заказчик передает непрофильные бизнес-процессы сторонней компании, а сам сосредотачивается на основной деятельности [17].

— специализированная организация (индивидуальный предприниматель), которая специализируется в области выполнения конкретных работ (услуг) и обладает соответствующим опытом, знаниями и техническими средствами, выполняющая для филиала отдельные виды работ (услуг) на договорной основе [5].

Таким образом, аутсорсинг — широкое понятие, объединяющее различные формы взаимовыгодного сотрудничества.

Если обобщить все выше приведенные точки зрения, то более полное понятие аутсорсинга можно представить, как способ оптимизации хозяйственных взаимоотношений за счет концентрации усилий на основных видах деятельности путем передачи непрофильных процессов и функций, а также ответственность за их выполнение профессиональным организациям, на основе долгосрочного сотрудничества с целью повышения качества, снижения затрат и скорости реализации процессов.

Все эти определения в той или иной степени приближают нас к пониманию общих черт различных вариантов организации аутсорсинга, форм и видов аутсорсинга. В настоящее время классификация аутсорсинга не устоялась, так как отношения между заказчиком и исполнителем в рамках конкретных соглашений имеют значительные различия, этому могут быть различные причины (появление новых форм взаимоотношений, быстрые темпы развития определенного сектора бизнеса, законодательные ограничения и пр.). Определенный интерес представляет доработка критериев классификации аутсорсинга. Основные подходы к решению этой задачи представлены в табл. 1[9]

Таблица 1 - Наиболее распространенные подходы к классификации аутсорсинга

Классификационный

критерий

Выделяемые виды аутсорсинга

По стране производителю

Иншоринг (когда работа осуществляется другой компанией, но внутри страны);

Оффшоринг (когда разработка направляется в другую страну).

Отношение профильной

деятельности предприятия

Аутсорсинг основных процессов

Аутсорсинг вспомогательных процессов

Виды деятельности

Аутсорсинг в сфере информационных технологий (ИТ-аутсорсинг)

Производственный аутсорсинг

Логистический аутсорсинг

Аутсорсинг персонала

Бухгалтерский аутсорсинг и т.д.

Содержание передаваемых

функций

Аутсорсинг задач (на исполнение передаются разовые проекты, срок их реализации четко оговаривается). Для этого вида аутсорсинга иногда используется специальный термин ауттаскинг (англ. task — задача). Этот вид аутсорсинга наиболее близок к подряду

Аутсорсинг бизнес-процессов (речь идет о долгосрочном сотрудничестве между предприятиями, когда подрядчик на регулярной основе берет на себя выполнении той или иной функции, порученной ему заказчиком)

Место протекания передаваемых бизнес-

процессов

Внутренние (протекающие во внутренней среде предприятия). Пример: аутсорсинг производства

Внешние (обеспечивающие связь предприятия с внешней средой). Пример: обслуживание клиентов

Смешанные (протекающие как во внутренней, так и во внешней среде). Пример: аутсорсинг бухгалтерского обслуживания (включает в себя обработку внутренней бухгалтерской информации и сдачу отчетности в налоговые органы)

По содержанию деятельности аутсорсера [50]

Функциональный аутсорсинг (аутсорсер принимает на себя функции управления ресурсами заказчика)

Операционный аутсорсинг (аутсорсер обеспечивает выполнение производственных функций)

Ресурсный аутсорсинг (аутсорсер формирует в интересах заказчика определенные ресурсы, которые фирма будет использовать самостоятельно)

По полноте передачи

бизнес-процесса (задачи)

аутсорсеру

Полный аутсорсинг (аутсорсер своими силами обеспечивает полную реализацию переданного ему бизнес-процесса)

Частичный аутсорсинг (часть обязанностей, связанных с выполнением бизнес–процесса, передается аутсорсеру, часть заказчик оставляет у себя)

Дополняющий аутсорсинг (и аутсорсер, и заказчик осуществляют соответствующий бизнес-процесс в полном объеме; применяется в том случае, когда мощностей заказчика недостаточно для удовлетворения спроса)

Предложенная классификация аутсорсинга обладает рядом преимуществ. Ее основой является параллельное разделение множества критериев на независимые классификационные группы. Основным из них является гибкость структуры, быстрая адаптация, относительная независимость построения критерий. Таким образом, при использовании предложенной классификации становится возможной комплексная оценка форм и видов аутсорсинга, позволяющим в соответствии с выбранным критерием определиться в выбранной стратегии применения аутсорсинга, с учетом организационного и экономического аспектов деятельности.

Аутсорсинг в настоящее время стал важнейшей тенденцией современного развития во всех сферах мировой экономики, во многом определяющей дальнейшую адаптацию предприятий и компаний к условиям рынка. Характер деятельности предприятий по всему миру целиком зависит от выбора между производством и приобретением, жизненно важного для производительности и конкурентоспособности. Проблема этого выбора известна как «make or buy?» («производить или покупать?») [18]. Такая философия способна удовлетворить стратегические потребности предприятия, в стремлении сократить свои размеры и сосредоточить внимание на основных, характерных для этого предприятия видах хозяйственной деятельности. Современный бизнес не представляет своего дальнейшего развития без аутсорсинга.

Для этого существуют объективные тенденционые причины развития форм и объемов использования аутсорсинга в каждой стране. Прослеживается тренд, разделяющий страны на два направления оптимизации хозяйственной деятельности предприятий в зависимости от целей использования технологии аутсорсинга: трансформационный и эффективный.

Страны, выбравшие трансформационный путь, обычно используют аутсорсинг как одно из направлений стратегического развития, их подталкивает на это необходимость в повышении качества управления и ограниченность ресурсов.

С другой стороны, страны, нацеленные на повышение эффективности, используют аутсорсинг для сокращения финансовых издержек на осуществление отдельных управляемых процессов.

Главное отличие указанных направлений заключается в масштабах использования аутсорсинга. Трансформационный путь предполагает широкое использование аутсорсинга как методологию координации и поддержания равновесия во многих сферах деятельности направленных на реструктуризацию предприятия. В то же время применение аутсорсинга с целью достижения эффективности в основном выражается в передаче внешним исполнителям вспомогательных задач по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры.

Очевидно, что компании различных стран используют технологию аутсорсинга с неодинаковой степенью интенсивности, что обуславливается различными целями, стоящими перед ними, особенностями политической и правовой среды, уровнем экономического развития данных стран.

Целями применения технологии аутсорсинга в управлении могут быть следующие [12] рисунок 1.

Рисунок 1. Цели применения аутсорсинга

Конкуренция является «питательной средой», основой и главной движущей силой аутсорсинга. Любое конкурентное преимущество достигается за счет знаний, умений и творческих решений. Большинство предприятий стремится к использованию в хозяйственной деятельности всех новейших достижений науки, техники и технологии, чтобы выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, наилучшим образом отвечающую потребностям покупателей. Современные технологии, знания и опыт находятся, как правило, в руках специалистов, которые с выгодой для себя и заказчика предоставляют необходимые услуги предприятиям на условиях аутсорсинга. Данное обстоятельство удобно для обеих сторон, так как каждая из них может сосредоточить собственные ресурсы на развитии своих сильных сторон и перспективных направлений деятельности. Это приводит к существенному сокращению расходов на производство конечного продукта, так как каждая сторона выполняет именно ту работу, которую лучше всего умеет делать, не прикладывая дополнительных усилий и не вкладывая дополнительных средств в освоение новых видов деятельности. Наконец, это соответствует интересам потребителей, так как они получают продукт наилучшего качества по доступной цене. В такой ситуации не возможно игнорировать и не уделять должного внимания снижению затрат и повышению качества обслуживания потребителя.

По мнению специалистов наиболее известной в мире организации, объединяющей исследователей аутсорсинга, Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), основанного еще в 1993 г., аутсорсинг является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере информационных технологий, финансов и бухгалтерского учета. Статистика, собранная в 1997 году Американской ассоциацией менеджмента, показала, что уже тогда 20 % из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80 % — часть административных функций [14]. Аналитики IDC прогнозируют начало роста международного объема рынка аутсорсинга бизнес – процессов, при этом ожидается, что уже в 2013 году рынок вырастет до 29 млрд. $ (2008 г. – 17 млрд. $), при этом среднегодовой темп роста рынка составит 11,2% [19].

Согласно рейтингам журнала Fortune, более чем 2/3 всех лидирующих корпораций используют аутсорсинг [10]. Мировая практика применения аутсорсинга [11] отображена на рисунке 2.

Рисунок 2. Развитие и интенсивность использования аутсорсинга

Мировой рынок услуг аутсорсинга растет впечатляющими темпами: за последние два года, по данным аналитической компании Nelson Hall, его рост составил около 60%, а основными точками роста выступили финансовый и государственный секторы экономики [18].

Россия в этой области отстает на 3 – 5 лет, а некоторые даже скептически заметили, что на 30 – 50 лет. Сегодня никто не ставит под сомнение эффективность аутсорсинга как модели работы, никто не сомневается, что в принципе можно снизить издержки за счет него на 20% и более [15]. Но массовый переход на аутсорсинг в России не наблюдается [3]. Основная проблема в том, что российская культура аутсорсинга пока еще отстает от западной, клиент не знает, сколько стоит та или иная функция или процесс при передаче на аутсорсинг.

Однако в последнее время, проникновение данной модели растет и в нашей стране. Необходимость повышения эффективности расходов, появление новых технологий заставляют российские предприятия использовать аутсорсинг как один из инструментов оптимизации своей деятельности. Сформировалось совершенно четкое понимание того, что некоторые затратные процессы и просто непрофильные функции можно с легкостью передавать на аутсорсинг, экономя средства и приобретая гибкость и четкость бизнес-процессов. При этом в недавнем прошлом основными потребителями аутсорсинга были преимущественно представительства иностранных предприятий и совместные предприятия, то в последние десять лет к услугам аутсорсеров все чаще прибегают отечественные предприятия [13].

В 2010 году, рейтинговое агентство РБК провело опрос более 3500 компаний, среди которых 200 компаний крупного бизнеса, 1700 предприятий сегмента малого и среднего бизнеса, 500 компаний банковского и страхового сектора, а также порядка 1000 представительств иностранных компаний в России, по результатам которого были составлены рейтинги популярности видов аутсорсинга в России (рис. 3). Около половины опрошенных компаний в той или иной мере используют аутсорсинг услуг.

Рисунок 3. Специфика функций российских предприятий для передачи на аутсорсинг.

На основании указанных исследований, может быть сделан вывод, что в отечественных компаниях самыми популярными функциями для передачи на аутсорсинг остаются такие функции как физическая охрана, сфера обслуживания (уборка, питание), логистика и транспорт. Именно они занимают первые три строки рейтинга. Типичные функции по аутсорсингу бизнес-процессов, требующие высокого уровня профессионализма, в настоящий момент отечественные компании реализуют, используя внутренние ресурсы [16]. Объяснение такой ситуации может быть дано следующее: руководители российских предприятий прибегают к аутсорсингу с целью финансовой экономии, а не как к механизму повышения конкурентоспособности за счет применения новых компетенций, интеллектуальных ресурсов, новейших технологий, навыков и умений. В связи с этим, а также с определенной «непрозрачностью» экономической среды, и предположительно всеобщим недоверием чаще всего в России на аутсорсинг передают, как правило, стандартные, хорошо отработанные процессы, не требующие формирования и применения нового знания. Кроме того, нестабильность и непредсказуемость отечественной среды также сдерживает развитие аутсорсинга. Российские предприятия ориентированы, в основном, на краткосрочные договорные отношения, тогда как аутсорсинг предполагает заключение долгосрочных контрактов [7]. Тем не менее, несмотря на вышеуказанные сложности, в настоящее время аутсорсинг является базовым трендом развития экономики и фактически, необходимой составной частью современной концепции менеджмента, действенным инструментом экономической практики и предметом изучения экономической науки [7].

Востребованность услуг аутсорсинга на российском рынке будет неуклонно расти по экспоненте в ближайшем будущем. При правильной расстановке приоритетов в определении тенденций и перспектив развитии управления - аутсорсинг становятся мощным оружием в конкурентной борьбе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникин, Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / Под. ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА - М, 2009. – 187 с.

  2. Аутсорсинг – Энциклопедия в сети Интернет Википедия [Электронный ресурс]/Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/AyTCopcHHr.

  3. Вайнштейн, В. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта [Электронный ресурс]/ В. Вайнштейн. Режим доступа :

http://www.ibusiness.ru/project/outsorc/32823

  1. Гордиенко, И.С. Аутсорсинг// Бумажный ИнфоБизнес. 2010. – №25. – С.16 – 20.

  2. Гущина, И. Оценка эффективности отбора персонала// Общество и экономика. – 2010. – № 1. – С. 169 – 174.

  3. "ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст) (дата обращения: 01.09.2014).

  4. Игнатьев, А.В. Консалтинг и аутсорсинг как факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях экономики знаний/ А.В.Игнатьев, Е.Н.Тихонов //Современные исследования социальных проблем. 2012 №6(14) С.18

  5. Королев, О. Б. Совершенствование аутсорсинга как инструмента обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур: / О. Б. Королев; автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук: – М.: ФТА, 2013. ( На правах рукописи).

  6. Котляров, И.Д. Сущность аутсорсинга как организационно-экономического явления [Текст] // Компетентность. – 2012. – № 5(96). – С.28 –35.

  7. Кузнецова, Ю.В. Различные формы взаимодействия в рамках применения модели аутсорсинга [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 38. – С. 51 – 55.

  8. Леденева, И.Ю. Аутсорсинг как механизм повышения эффективного управления внешнеэкономической деятельностью организаций [Текст] / Леденева И.Ю. Вектор науки ТГУ //Специальный выпуск – 2010. – №1 – С. 60 – 64.

  9. Львова, Т.Н. Использование технологии аутсорсинга в коммерческой деятельности торговых сетей [Текст]/ Т.Н. Львова, И.А. Семенова // Экономика и право. 2010. № 4 С.40 45.

  10. Малышев, В.С. Аутсорсинг как инструмент реструктуризации/ перевод Малышева В.С. // Логинфо. – 2013. – № 4. – С. – 47.

  11. Международный институт аутсорсинга (The Outsourcing Institute). – [Сайт] http:// www.outsourcing.com (дата обращения: 05.11.2014).

  12. Мельник, О. Аутсорсинг: вход в лабиринт или выход из него? [Электронный ресурс] / О. Мельник. Режим доступа :

http://www.cioworld.ru/bsolutions/analytics/31237(дата обращения: 01.11.14)

  1. Рейтинг РБК о популярности видов аутсорсинга в иностранных компаниях в России // Журнал GoodLancer, 2011: http://www.goodlancer.com/archives/16881 (дата обращения 14.11.2014).

  2. Сафарова, Е.О. Дробление бизнеса: аутсорсинг [Текст] // Клуб главных бухгалтеров. – 2010. – № 8. С. 93 – 98

  3. Сосунова, Л.А. Критерии оценки целесообразности аутсорсинга [Текст] /Л.А. Сосунова, Н.П. Карпова// Российское предпринимательство М., 2011. – №3(2) - С. 38 – 43.

  4. IDC прогнозирует рост рынка аутсорсинга бизнес-процессов [Сетевой журнал] / Режим доступа: //http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId= 9659

Просмотров работы: 4560