К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОСАЛОНА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОСАЛОНА

Омарова А.Н. 1
1Орловский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день, в условиях жесткой конкуренции на рынке любое предприятие не в силах вести успешный бизнес без использования современных информационных технологий в сфере своей деятельности. В настоящее время автоматизированные информационные системы следует рассматривать как неотъемлемую часть инфраструктуры бизнеса. В странах с развитой экономикой они применяются для управления работой предприятия, преимущества которых заключается в решения всего комплекса задач стоящих перед предприятием:

- планирование производственной деятельности;

- управление закупками, запасами и продажами;

- управление финансами;

- управление персоналом;

- управление затратами;

- управление проектами;

- проектирование продукции и технологических процессов.

Российский рынок продажи транспортных средств в данное время является очень привлекательным в Европе. Сейчас одним из новых направлений развития современного автобизнеса является создание и управление сетями салонов по продаже автомобилей. Для руководства компании очень важно иметь оперативную и достоверную информацию о ситуации в их филиалах. Также для работников автомобильных салонов необходима информация не только о транспортных средствах на своем складе, но и обо всех имеющихся в наличии транспортных средствах на других складах компании.

Сейчас существует большое число автоматизированных информационных систем (АИС) для использования в автосалоне, но в большинстве случаев АИС спроектированы под конкретный автосалон, имеют ограниченные возможности или входят в состав большого комплекса программ. Например, после анализа таких АИС как, «Альфа-Авто: Автосалон + Автосервис + Автозапчасти» и «АвтоСалон 3» были выявлены следующие недостатки:

 недостаточная функциональность;

 нет многопользовательского доступа;

 высокая цена.

Разработка информационной системы, учитывающей специфику конкретного автосалона, позволит учесть все особенности процесса реализации автомобилей в нем и повысить эффективность деятельности автосалона в целом. В силу сказанного, проектирование и последующая реализация информационной системы поддержки деятельности автосалона является актуальной.

Целью данной работы является разработка проектных решений для информационной системы поддержки деятельности автосалона. Поставленная цель требует решения следующих задач:

1. Разработка диаграммы вариантов использования (прецедентов).

2. Разработка функциональных и нефункциональных требований к системе.

3. Разработка диаграммы активности.

4. Разработка диаграммы последовательности.

5. Разработка диаграммы классов.

В работе рассматривается коммерческая компания, представляющая собой сеть автомобильных салонов по реализации транспортных средств. Таким образом, главной целью подобной организации считается получение прибыли при реализации новых транспортных средств покупателям. Каждый салон по продаже автомобилей является, по сути, обособленным подразделением со своей организационной структурой. Тем не менее, салоны действуют в тесном сотрудничестве. В случае отсутствия необходимого транспортного средства в одном из салонов сети, менеджер может проверить наличие необходимого транспортного средства нужной комплектации на складе другого подразделения. Также существует и конкуренция и между автосалонами в компании.

После проведенного анализа, можно выделить основные документы, описывающие бизнес-процессы компании, к которым относятся:

1. Договор купли-продажи.

2. Паспорт транспортного средства (ПТС).

3. Акт приема-передачи автомобиля.

4. Сервисная книжка.

5. Чек.

Данные, необходимые для создания базы данных сети автосалонов:

- информация об автомобилях: марка, модель, VIN номер, стоимость, комплектация, технические характеристики, ПТС, год выпуска;

- информация о клиентах: ФИО, паспортные данные, кредитная история;

- информация о регламентирующих документах и документах, необходимых для составления отчетности.

В процессе разработки проектных решений для рассматриваемой системы, используя нотацию языка UML, построены следующие диаграммы:

I. Диаграмма вариантов использования моделирует функциональную структуру предметной области посредством вариантов использования и отношений между ними. Диаграмма вариантов использования представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования

В роли актеров на данной диаграмме выступают: директор, руководитель отдела продажа, продавец и клиент. Актер «Директор» участвует в следующих прецедентах: план работы отдела, создание аккаунтов, составление планов продаж, составление отчета по продажам, составление отчета СТО и просмотр списка клиентов. С актером «Руководитель отдела продаж» связаны свои варианты использования: просмотр комплектаций, план работы отдела, просмотр списка клиентов и просмотр автомобилей в наличии. «Продавец» участвует в следующих прецедентах: утилизация, просмотр комплектаций, просмотр автомобилей в наличии, создание заказа, оформление сопроводительных документов и консультирование клиента. Актер «Клиент» на данной диаграмме использует следующие варианты использования: просмотр прайс-листа, выбор автомобиля, консультирование, заключение договора, оплата автомобиля, оформление сопроводительных документов и получение автомобиля.

Краткое описание вариантов использования:

1. Составление заказа: подача заявки на определенное количество автомобилей с различными критериями (марки автомобиля, комплектация и др.).

2. Заказ на дополнительное оборудование: составляется запрос на определенные виды оборудования для комплектации уже имеющихся автомобилей.

3. Просмотр автомобилей в наличии: составление запроса на получение актуальной информации по наличию автомобилей не только в салонах и на складе компании, но и на складе поставщика.

4. Утилизация: составления запроса на определенные условия покупки автомобиля (с учетом утилизации старого и вложения полученной суммы денег в покупку нового транспортного средства).

5. Просмотр комплектации: включает в себя составление запроса на определенную комплектацию автомобиля и получение информации о наличии, либо отсутствии данной комплектации, а также информации о времени возможной сборке и доставки автомобиля с данной комплектацией.

6. Просмотр списка клиентов.

7. План работы отдела: возможность составления плана работы и контроля за его выполнением.

8. Создание аккаунтов (учетных записей пользователей);

9. Составление планов продаж: возможность составления планов продаж и контроля за их выполнением;

10. Отчет по продажам: способность автоматического составления отчета по продажам.

На основании разработанной диаграммы вариантов использования были сформулированы функциональные и нефункциональные требования к проектируемой системе.

Функциональные требования включают в себя:

  • Ввод справочных данных;

  • Ввод сведений о заказах и поставщиках;

  • Ввод сведений о клиентах;

  • Ввод сведений об автомобилях;

  • Внесение изменений в данные о транспортных средствах;

  • Внесение изменений в данные о поставщиках;

  • Формирование различных отчетов: прайс-лист автомобилей, анализ продаж, реестр справок счетов, заказы автомобилей, состояние заказов автомобилей;

  • Генерация счета на оплату.

К числу нефункциональных требований относятся:

  • Временные характеристики: обновление информации на автоматизированном рабочем месте после выполнения какого-либо запроса не должно превышать 10с, формирование отчетов не должно превышать 100с;

  • Требование к надежности и безопасности данных: контроль за осуществлением входных и выходных данных. Проектируемая информационная система должна обеспечивать ограничение доступа к информации;

  • Эксплуатация автоматизированного рабочего места: данное рабочее место должно размещаться в помещении с соответствующими характеристиками температурно-влажностного режима и электромагнитной совместимости, удовлетворяющими требованиям каждого из компонент комплекса технических средств, обеспечивающих его эффективное функционирование.

  • Техническое обеспечение. Для эффективной работы системы необходимы технические средства: Windows-совместимый персональный компьютер с тактовой частотой процессора 1600 МГц, оперативной памятью 512 МБ, свободным дисковым пространством не менее 10 ГБ. Принтер с возможностью черно-белой (цветной) печати на листах формата А4.

Диаграмма активности представлена на рисунке 2. На данной диаграмме представлены варианты деятельности менеджера, клиента, кассира и каталога.

Менеджер при получение запроса на консультацию от клиента проводит консультирование, затем при покупке автомобиля запрашивает «каталог автомобилей» и оформляет квитанцию к оплате. В последующем он подготавливает договор купли-продажи, другие сопроводительные документы и сам автомобиль.

Варианты деятельности клиента следующие: изучение модельного ряда автомобилей, запрос консультации (on-line консультирование или запрос брошюры), далее происходит оценка автомобиля и принятие решения о покупке транспортного средства. В процессе принятии решения о покупке автомобиля клиент анализирует требования, проходит на кассу и производит оплату, после чего получает чек, копию договора купли-продажи, все необходимые сопроводительные документы, получает свое транспортное средство и выходит из автосалона.

Кассир в свою очередь осуществляет следующую деятельность: при переходе клиента на кассу он вводит номер квитанции и код автомобиля, подсчитывает сумму, рассчитывается с клиентом и выдает чек.

Каталог в данном случае необходим для запроса наличия автомобиля в необходимой комплектации.

Рисунок 2 – Диаграмма активности

Диаграмма классов представлена на рисунке 3. Диаграмма классов моделирует отношения ключевых объектов.

Ключевыми объектами данной диаграммы являются: клиент, менеджер и кассир. Клиент выполняет следующие действия: использует при выборе сообщение; использует для оплаты квитанцию; оплачивает стоимость автомобиля; заключает договор; получает чек, договор, сопроводительные документы и автомобиль. Менеджер использует для представления сообщение; оформляет при продаже автомобиля квитанцию; заключает договор; подготавливает сопроводительные документы и выдает автомобиль. Кассир принимает от клиента счет на оплату, производит оплату автомобиля и выдает чек.

Рисунок 3 – Диаграмма классов

Результат разработки концептуальнойа модели информационной системы представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Диаграмма классов

Диаграмма последовательности представлена на рисунке 5. Данная диаграмма моделирует функцию аутентификации пользователя в проектируемой информационной системе.

Рисунок 5 – Диаграмма последовательности

На рисунке 6 представлена диаграмма последовательности. Диаграмма моделирует процесс расчета за покупку.

Рисунок 6 – Диаграмма последовательности

Таким образом, в нотации UML осуществлено проектирование информационной системы поддержки деятельности салонов по продаже автомобилей, которая позволяет вести учет автомобилей со всеми необходимыми характеристиками и комплектациями, иметь клиентскую базу с обширной информацией. После реализации и внедрении информационной системы в рабочий процесс автосалона, сократится время на обработку информации, повысится эффективность обслуживания клиентов, а также сократится время на формирование различных видов отчетов.

Заключение

В ходе выполнения работы проанализирована предметная область для рассматриваемых задач. Подготовлены и представлены элементы проектных решений для информационной системы поддержки деятельности автосалона в виде соответствующих диаграмм в нотации языка UML. Сформулированы функциональные и нефункциональные требования к проектируемой системе.

Проектирование и последующая реализация информационной системы позволит:

• повысить оперативность выполнения функций;

• обеспечить полноту информации;

• обеспечить непрерывный оперативный контроль над ходом внесения платежей;

• повысить скорость обработки информации;

• уменьшить число ошибок в процессе оформления и продажи автомобилей клиентам.

Список использованных источников

  1. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учеб. пособие. – Спб.: БХВ-Петербург, 2009.;

  2. Чистов Д.В. Информационные системы в экономике: учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.;

  3. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем. М.: ИНФРА-М, 2013.;

  4. Емельянова Н.З., Попов И.И., Партыка Т.Л. Проектирование информационных систем: учеб.пособие. – М.: Форум, 2009.;

  5. Романов, А.Н. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учеб. пособие/А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов – М.: Вузовский учебник, 2006. – 300 с.;

  6. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Практикум. – М.: Высшая школа, 2005. – 224 с.;

  7. Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б Моделирование систем. Практикум по компьютерному моделированию. – Спб.:БХВ-Петербург, 2005. — 282 с.;

  8. Чистов Д.В., Шуремов Е.Л., Лямова и др. Информационные системы управления предприятием. М.: Бухгалтерский учет, 2006.

  9. Митин А.А., Горяйнов А.С. Разработка формальной модели для решения задачи составления расписания в Вузе. Информационные системы и технологии. Материалы II международной научно-технической интернет-конференции. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2013. - Режим доступа: http://irsit.ru/files/article/343.pdf.

  10. Волков В.Н., Стычук А.А., Митин А.А. Разработка информационной модели представления данных о регламенте электронной услуги. Информационные системы и технологии. – Орел.: Госуниверситет - УНПК, 2014. – № 4(84). – С. 21-30.

Просмотров работы: 3260