ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Козерец О.А. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организационная структура управления – это один из основных элементов системы управления, она координирует производственные подразделения и управленческие службы организации и обеспечивает взаимосвязь отдельных звеньев и соподчиненных.

Типы и параметры организационной структуры управления обусловлены многими факторами и определяются характером и типом производства, размером организации, уровнем внутрипроизводственной специализации, видом деятельности, характером и сложностью производимых услуг и выпускаемой продукции.

Каждое подразделение в организационной структуре управления предназначено для выполнения конкретных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями.

Организационная структура распределяет функции и полномочия на принятие решений между руководителями отделов, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы; и устанавливает четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности.

В зависимости от многих факторов и условий, организационные структуры управления фирмами очень разнообразны. К ним относятся: сфера деятельности фирмы, производственный профиль, характер выпускаемой продукции и технология ее производства, размеры производственной деятельности фирмы, масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления, характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Организационная структура предприятия – взаимодействие отдельных подразделений, отделов и т.д., а также определение прав и ответственности между ними. В зависимости от сферы деятельности, размеров производственной мощности и других факторов и условий, организационные структуры управления фирмами отличаются большим разнообразием.

Связи между элементами структуры управления бывают вертикальными и горизонтальными. При вертикальных связях происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным (например, связь между начальником структурного подразделения и работниками этого подразделения); при горизонтальных происходит взаимодействие равноправных элементов (например, связи между управляющими структурными подразделениями одного уровня).

Выделяются несколько основных типов организационных структур управления в зависимости от характера связей: линейная; функциональная; линейно-функциональная; матричная; дивизиональная; множественная.

В линейной структуре управления руководящим органом может быть только один человек – руководитель. Он обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями во всех сферах деятельности предприятия. Такая организационная структура получается когда аппарат управления строится из подчиненных друг другу органов, образуя иерархическую лестницу. Два руководителя связываются не между собой, а только через вышестоящего руководителя.

Линейная структура управления применима к небольшим фирмам, специализирующимся на небольшом и несложном производстве, а так же если отсутствуют между предприятиями кооперационные связи.

Функциональная структура управления производством используется фирмами, в которых выполняются постоянно повторяющиеся рутинные задачи, и которые не требуют, чтобы решения принимались оперативно. Фирмы, работающие по функциональной системе управления, зачастую, имеют в своем штате узконаправленных высококвалифицированных специалистов, выполняющих конкретные виды деятельности.

В линейно-функциональной структуре управления существует ступенчатая иерархия: линейные руководители являются управляющим органом, а функциональные органы оказывают им помощь. Но при этом низшие линейные руководители не подчиняются высшим функциональным руководителям.

Основу линейно-функциональной структуры составляет, так называемый, «шахтный» принцип построения: в каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), проходящая через всю организацию сверху донизу. При линейно-функциональной структуре управления достигается сочетание узконаправленности линейной структуры с возможностью специализации отдельных видов работ.

В дивизиональной (филиальной) структуре дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или по географическому месторасположению. В управлении фирмы с дивизиональной структурой на первое место выходят управляющие производственными отделениями, а не руководители функциональных подсистем. Три критерия для структурирования организации по отделениям:

- по роду предоставляемых услуг или выпускаемой продукции (продуктовая специализация);

- по ориентации на группы потребителей (потребительская специализация);

- по обслуживаемым территориям (территориальная или региональная специализация).

Матричная структура управления допускает наличие двух и более руководителей у исполнителя (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Своего рода «решетчатая» организация, в которой действует принцип двойного подчинения: непосредственному руководителю функционального подразделения (предоставляет ресурсы и персонал руководителю проекта); руководителю, который наделен полномочиями и несет ответственность за качество и сроки.

Множественная структура представляет собой совмещение перечисленных структур на разных ступенях управления. Например, матричная структура управления применятся для всей фирмы, а в реализации отдельного проекта - линейно-функциональная.

Организационная структура - один из элементов системы управления находящейся в состоянии постоянного развития и совершенствования.

Структуру управления можно охарактеризовать многими качествами: полномочия работников, ответственность работников, отношения между работниками и т.п. По этой причине необходимо соблюдение определенных принципов при построении структуры управления.

Демократический принцип управления предполагает правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, которые способствуют распределению стратегических и текущих задач.

Принцип системного подхода представляет собой составление управленческих решений, исполнение всех целей предприятия.

Принцип управляемости подразумевает постоянное соотношение числа руководителей и подчиненных.

Принцип соответствия субъекта и объекта управления подразумевает, что структура управления должна отображать особенности предприятия.

Принцип адаптации говорит о том, что при разработке структуры управления использованы гибкость, адаптивность, способность реагировать на переменные факторы и обстоятельства.

Принцип специализации включает в себя гарантированное разделение технологического труда для структурных подразделений.

Принцип централизации означает, что при создании структуры управления нужно объединять управленческие работы в соответствии с их родом, характером, однородностью и методами решения.

Принцип профессиональной регламентации подразумевает объединение функциональных звеньев на каждом уровне так, чтобы все звенья работали на определенные цели и несли ответственность за качество выполнения своей работы.

Принцип правовой регламентации - формирование структуры управления таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных решений в части распределения обязанностей и ответственности.

Принцип экономичности заключается в том, что нужный результат должен достигаться при минимальных затратах, экономном расходовании всех ресурсов производства.

Структура управления должна показывать цели и задачи фирмы, соответствовать производству и изменяться вместе с ним. А так же показывать функциональное разделение, обязанности и полномочия работников управления; полномочия определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. Структура управления должна подходить под определенные требования, которые показывают ее значение для менеджмента:

- отражение целей и задач организации;

- подчинение производству и его потребностям;

- определение рационального разделения труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечение творческого характера работы и нормальной нагрузки, а также специализации;

- формирование структуры управления с определением полномочий и ответственностью каждого работника и органа управления, с установлением вертикальных и горизонтальных связей между ними;

- поддержание соответствия между функциями, обязанностями, полномочиями и ответственностью, так как нарушение его приводит к дисбалансу системы управления в целом;

- адекватность социально-культурной среде организации, распределение полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

Организационные структуры управления необходимо проектировать в соответствии со следующими требованиями:

1. Оптимальность. Чтобы структура управления была оптимальной нужно при минимальном числе ступеней управления установить рациональные связи между всеми звеньями и ступенями управления.

2. Оперативность. Заключается в том, чтобы время на исполнение принятых решений было минимальным, во избежание появления необратимых отрицательных изменений, делающих ненужной реализацию принятых решений.

3. Надежность. Достоверность передачи информации должна гарантироваться структурой аппарата управления, управляющие команды и другие данные не должны допускать искажений.

4. Экономичность. Заключается в том, чтобы при минимальных затратах на управленческий аппарат достигался нужный эффект от управления. Показателем этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.

5. Гибкость. Заключается в умении изменяться в соответствии с изменениями внешних факторов.

6. Устойчивость структуры управления. Основные свойства структуры должны быть неизменны при различных внешних воздействиях, системы управления и ее элементы должны функционировать как единый аппарат.

Структура управления определяет работу организации в целом. Поэтому структуре управления организацией должно уделяться большое внимание. Структура управления должна соответствовать принципам, методам и законам формирования структур, так как она определяет ее цели, функции, методы решения, технологические процессы, полномочия руководителей и работников. Особое внимание должно уделяться выбору типа или комбинаций типов структур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

На сегодняшний день существует много внешних и внутренних факторов определяющих необходимость совершенствования организационной структуры каждого предприятия, даже если его работа является эффективной. К внутренним факторам можно отнести необходимость внедрения автоматизированных систем управления; оптимизацию численности управленческого и рядового персонала, его функций; разработку систем принятия решения. Среди внешних факторов можно выделить быстрое развитие конкурентного рынка; научно-технический прогресс, а также экономическую ситуацию в нашей стране и во всем мире.

Список использованной литературы:

1 Мыльник В.В. Теория управления: Учебное пособие / В.В. Мыльник. – М.: Акаде-мический проспект, 2013. – 412с.

2 Мильнер Б.З. Теория организаций / Б.З. Мильнер – М.: ИНФРА-М, 2014. – 428с.

3 Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов / А.В. Игнатьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 304с.

4 Организационные структуры управления [электронный ресурс] – Режим доступа: http://exsolver.narod.ru (15.01.15 дата обращения)

5 Организационные структуры управления предприятием [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.grandars.ru (17.01.15 дата обращения)

Просмотров работы: 5844