СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Рузиева Ю.Ш. 1, Лехтянская Л.В. 2
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г.Находка
2Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г.Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ответственность - этоготовность человекаи его обязанность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Ответственность может быть юридической, моральной, личной, социальной. Социальная ответственность это - отношение субъекта социальной деятельности к требованиям необходимости, гражданского долга, социальных задач, ценностей и норм, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных личностей, для социального прогресса общества.Термин «социальная ответственность бизнеса» определяется каждым по- разному. В зарубежной и в отечественной литературе с понятием «социальная ответственность бизнеса» также широко распространено понятие «корпоративная социальная ответственность» (то есть КСО).Итак, мы можем сказать, что социальная ответственность бизнеса - это влияние прежде всего самого бизнеса на общество, ответственность тех людей, кто принимает бизнес - решения, перед непосредственно теми, на кого влияют эти решения. Определение социальной ответственности бизнеса которое было описано выше точно описывается, и не может быть использовано полностью хотя бы потому, что мы не можем просчитать все последствия невозможно. Можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это не само правило, а этический принцип, который обязательно должен быть задействован нами в процессе принятия решений.

Если рассматривать социальную ответственность бизнеса в современном смысле, то можно сказать, что она родилась на всемирном саммите 1992 году в Рио-де-Жанейро. Начиная с 1992 года, на Западе частные компании должны были по собственной инициативе играть существенную роль в достижении «общественных целей» под знаком «корпоративного гражданства» (corporate citizenship). Такое понятие как «устойчивое развитие» не совсем ясно, считается, можно выделить 3 важнейших аспекта: экономический, экологический и социальный. Тем самым компании должны ставить перед собой соответствующие социальные, экономические и природоохранные цели, также внимательно оценивать их выполнение и даже иметь собственное аудиторское заключение по данным вопросам - вместо того, чтобы пытаться поставить перед собой цель на уровне капитализации и прибыльности. Еще 9-10 лет назад такая фраза как «корпоративная социальная ответственность» не была понятна никому, а практика ограничивалась заявлениями о следовании принципам этики и благотворительностью.

Довольно известный российский экономист Р.Гринберг считал, что социальная ответственность предпринимательства заключается в том, чтобы «…честно оплачивать налоги» Далее он отмечает: «В России так в 90-е годы при парализованном государстве крупный бизнес начал заменять функции государства. В вот другое мнение высказал А.Романович, он подчеркнул, что социальная ответственность предпринимательства не в коем случае нельзя сводить к такому смысловому наполнению, как честная выплата зарплат людям и уплата налогов плюс благотворительность.Исходя изэтого, социальная ответственность бизнеса не определяется как его желаниям,так и не желанием, это естественное, предопределенная самим мироустройством, функция.На сегодняшний момент существует три основных толкования социально-ответственного бизнеса. Первое толкование наиболее традиционное, подчеркивает, что единственная ответственность в бизнесе –это увеличение прибыли для своих акционеров

Вторая точка зрения была прямо противоположна теории Фридмана. Появилась она в нашумевшей статье в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию.

Третья позиция- это теория «разумного эгоизма». «Хороший бизнес» это социальная ответственность бизнеса, потому что сокращаются долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные программы, корпорация сокращает текущие прибыли, но в перспективе создает благоприятное окружение и, естественно, устойчивые доходы. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.Социальную ответственность можно понимать в двух значениях:

Во-первых, ответственность позитивная (перспективная) –она означает осознание лицом необходимости выполнения долга, степень выполнения этих обязанностей. Все это ответственность за его будущее поведение. Позитивная выполняет активный характер, это ответственность за положительныеи настоящие действия.

- ответственность ретроспективная (негативная) - означает принятие или возложение определенных мер воздействия, ограничений или обязательств, являющихся следствием нарушения социальных обязанностей. Она называется ответственностью за прошлые действия, которые были совершенны ранее. Такое понятие является наиболее распространенным пониманием ответственности, именно оно имеет и имеет юридически значимый характер. Весьма недостаточно принять только грамотное управленческое решение, необходимо еще и добиться его реализации. Также необходимо осуществлять социальный контроль за его выполнением, вносить необходимые коррективы, оценивать его эффективность, это все делается для того чтобы последующий цикл управленческой работы был более эффективен, чем предыдущий. Поэтому оценка эффективности управления, осуществление социального контроля –являются последними стадиями управленческого труда, для непрерывного цикла, без которого эффективное социальное управление невозможно.Суть эффективности заключается в том, что управление всегда обеспечивает решение всех поставленных задач желательно в короткий срок тем самым затрачивая наименьшие ресурсы: финансовые, экономические, социальные, трудовые, духовные. В пользу социальной ответственности можно сказать благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы, социальные действия предприятий, улучшающие жизнь общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, они могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества посколькубизнес, располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

Можно также выделить несколько аргументов против социальной ответственности. Нарушение принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя по большей мере ответственно, сосредоточиваясь только на интересах экономических и оставляя проблемы государственным службам и учреждениям, просветительским организациям и благотворительным институтам.

Расходы на социальную вовлеченность. Издержками для любого предприятия являются средства, которые направляются на социальные нужды. В итоге в виде повышения цен эти издержки переносятся на потребителей. Можно отметить что те фирмы, которые участвуют на конкурентной борьбе на международных рынках с другими международными фирмами, между тем они не несут затрат на социальные нужды, тем самым оказываются в неблагополучном положении в конкуренции. Рыночная система не очень хорошо контролирует социальную вовлеченность, но хорошо контролирует экономические показатели предприятий.

Этика –философское учение о морали, (нравственности) разделяется на теоретическую (это понятие и категории) и практическую (этические основы).

Этика управления - это:

- правильное управление людьми на организации, которая обеспечивает возможность достижения целей, на основе уважения как человеческого достоинства так и содействия общественному благу;

- технологичное этическое знание, определенное в частности в проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, программах, этических комитетах, и других видах практической деятельности в основном которые чаще всего основаны на моральном выборе поступков и решений.

Лояльность, порядочность, человеческая солидарность, уважение достоинства, справедливость, взаимоотношения между подчиненными и управляющим и честность все это включает в себя этика управления.Прикладная этика –это не только полученные знания, она не сводится к морали и поступков. Это также принятие эффективного решения при ситуации определенного морального выбора.Также прикладная этика имеет множество областей применения: этика бизнеса, управления, этика деловых отношений и профессиональная этика.Субъектом в этике управления является менеджер (англ. manager –директор, заведующий). Умение грамотно и правильно сочетать выполнение таких функций как:

- прогнозирование дальнейшего развития определение цели, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и тактику их достижения;

- организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты;

- умение распоряжаться персоналом;

- объединять и сочетать все действия и усилия;

- вести контроль по выполнению управленческих решений и распоряжений.

Менеджерами считаютсяуправленцы, которые управляют человеческими ресурсами и людьми. Знание этики - это залог успеха, в особенности все это касается общения с людьми, а также мотивации персонала

Главные требования предъявляемые к этике управления. Менеджер очень часто сталкивается с принятием таких решений, которые ставят перед ним сложные проблемы, и в такой ситуации менеджер не имеет власти изменить что-либо: он обязан принимать решения, при это их выполнение необходимо, но при этом могут пострадать люди; помимо всего менеджеру приходится идти на все возможные сделки; при недобросовестном поведении возникают проблемы и трудности; - если сотрудник не выполняет ваши распоряжения, в таком случае необходимо дать понять ему что вы знаете об этом, иначе он может сделать вид что просто проверял вас. Если руководитель не сделал замечания подчиненному, то сотрудник просто не выполнит поручения; - замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Делайте ваши замечания один на один;

- критика при выполнении определенных поступков и их выполнение, но не личности человека;

- укрепление у подчиненного чувства собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Нужно чаще хвалить сотрудника;

- привилегии, должны распространяться на всех членов коллектива;

- доверие сотрудникам и признание собственных ошибок в работе;

- отношение к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками;

- соблюдение принципа распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение;

Список использованных источников

1 Баранов В.А., Макарович Л.В. Корпоративная культура организации в России / В.А. Баранов, Л.В. Макарович: М,: Менеджмент в России и за рубежом, 2013 – 452с.

2 Волгина Н.А., Егоров В.К. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы (учебное пособие) / Н.А. Волгина, В.К. Егоров - М.: Институт международного права и экономики. Изд. «Триада ЛТД», 2013 – 379 с.

3 Донкан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. / Дж.У. Донкан - М.: Дело, 2013 - 272 с.

4 Кабошкин Н.И. Основы менеджмента. / Н.И. Кабошкин - М.: «Финансы и статистика», 2013 – 496 с.

5 Кузин Б.А. Делайте бизнес красиво. / Б.А. Кузин - М.: ИНФРА-М, 2013 – 358 с.

Просмотров работы: 5379