ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОЛЖНОСТНОМ РЕГЛАМЕНТЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОЛЖНОСТНОМ РЕГЛАМЕНТЕ.

Ширяева Д.И. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. филиал в г.Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления обществом.

Государственное управление представляет собой практическое, организую­щее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования.

Рассмотрем аспекты государственного управления:

-общественно-политический, определяет за­кономерности и идейно-политические парамет­ры системы государственного управления;

-организационно-структурный, демонстрирующий характеристики и особенности организационной структуры государственно­го управления;

- структурно-функциональный, являющий собой механизм реа­лизации функции управления;

- формы, методы и процессы государственно-управленческой деятельности.

Государственное управление занимает особенное место среди всех видов управления. Государственная власть и её высшие органы в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты все вместе выполняют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.

В соответствии Конституции РФ (ст. 10) государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Вся система государственного управления включает деятельность государства и охватывает много функций. Это и обеспечение национального суверенитета и национальных интересов, поддержание экономических, социальных, политических и правовых условий развития экономики. Государственное управление является властным, политическим управлением делами всего общества. В основе которого лежит правовая обусловленность (легитимность). Политическое управление кулючает в себя разработку и принятие высшим руководством страны долгосрочных и стратегических решений. При этом определяются основные направления социально-экономического и политического развития общества и создания условий для их реализации.

Обеспечение функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности, создание и поддержание инфраструктур поддерживается государством.

Государство распространяет свое политическое воздействие с помощью законодательства, устанавливает общие правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает соблюдение этих правил не только силой власти, но и другими видами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно увеличивая сферу их применения.

Социальность выступает определяющим фактором обеспечения целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления. Государственное управление создаёт и закрепляет законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживает, обеспечивает и гарантирует определенные условия для эффективного и социального ведения любых видов человеческой деятельности.

Исходя из общей характеристики государственного управления, можно выделить и специфические признаки, например, такие как:

-вертикальность системы исполнительно-распорядительных органов;

-исполнение юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;

-обеспечивающаяся законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

-включение систему государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных частей управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).

Рассматривая функции государственного управления можно отметить конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Функции исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное воздействие, именно поэтому, считаются объективными.

По видам функций различают такие функции, как функции государственного управления по: предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как).

По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические.

Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль.

Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий.

Государственное управление является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специальными субъектами управления в объеме и порядке, который определяет закон. В процессе государственного управления эти специальные субъектами реализуются внешние и внутренние функции, по предметам ведения и в объеме своей компетенции во всех сферах деятельности.

Рассмотрим формирование системы показателей результативности служебной деятельности в должностном регламенте.

Основное определение должностного регламента содержится в ст. 47 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": «профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа».

Из данного определения следует, что:

Во-первых, основным нормативным актом, который регламентирует деятельность государственного служащего, является должностной регламент. Такой вывод можно сделать исходя из того, что в должностном регламенте все содержатся требования, предъявляемые к государственному служащему, занимающую определенную должность, в зависимости он функций, исполняемых государственным служащим, его должностные права, обязанности и ответственность.

Во-вторых, нужно сказать, что должностной регламент - составная часть административного регламента государственного органа.

В настоящее время работа большинства федеральных государственных служащих регламентирована двумя основными документами: положением об органе исполнительной власти и "проекцией" плана действий правительства на данное ведомство. Меньшая часть государственных служащих, а именно тех, кто занимается обеспечением предоставлением государственных услуг по финансированию и регулированию имеют на сегодняшний день должностные инструкции.

Также, можно сказать, что как таковое, понятие административного или должностного (служебного) регламента государственного служащего, на сегодняшний день, отсутствует в федеральном законодательстве, а административным регламентам можно дать характеристику системы предписаний и стандартов исполнения, включающие в себя и объясняющие порядок и сроки действия административных процессов и стандарты государственных услуг в органе исполнительной власти. Технология административных регламентов является выделением административных рутин, их действие и оформление в качестве предписанного набора действий и сроков исполнения.

Введение регламентов в государственную структуру обеспечивает полную ответственность лиц, принимающих решения (устранение анонимности административных процессов и решений). Регламенты призваны ограничить поле административного усмотрения и исполнителей путем приписывания разрешенных вариантов решения типовых вопросов, а также процедур согласования и апелляции.

Административные регламенты гарантируют четкое закрепление выполнения отдельных функций и их элементов за определенными подразделениями органов исполнительной власти и установление рациональных процедур и форматов межведомственного взаимодействия. Существуют следующие административные регламенты, которые обеспечивают

однозначность и предсказуемость поведения исполняющих их чиновников; прозрачность правил и процедур и тем самым расширяют возможности планирования, контроля и оценки деятельности для руководителя ведомства и исполнительной власти в целом; фиксируют и позволяют анализировать деятельность государственных органов и их подразделений; объективизируют контроль и персонифицируют ответственность в системе исполнения решений; минимизируют расходы на поиск информации и позволяют оперативно генерировать необходимую информацию.

Нужно заметить, что в России уже к настоящему времени (несмотря на то, что федеральное законодательство, придающее легитимность системе регламентов еще не вступило в силу) уже есть позитивные примеры ведомственного нормотворчества в данной области.

Среди них можно отметить:

1) утверждение Регламента Министерства юстиции Российской Федерации, призванного определить правовые основы организации и правила деятельности этого министерства. Утверждение Регламента преследовало цели совершенствования организации и порядка деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных подразделений министерства.

2) утверждение Приказом ГТК РФ «Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции…», которое по своему содержанию является удачным прообразом порядка разработки должностных регламентов.

В частности, Приказом утвержден образец оформления должностной инструкции, устанавливающей конкретные права, должностные обязанности и ответственность лица, замещающего конкретную государственную должность. Данная должностная инструкция содержит в себе также указания на место должности в Реестре государственных должностей государственной службы, требования, которые предъявляются к образованию и стажу работы должностного лица, положения о подчинении, порядке назначения и освобождения от должности, возможности совмещения должностей и функций, указывает на нормативную базу деятельности должностного лица.

3) Нормотворческая деятельность, существует и осуществляется также на региональном уровне и направлена на развитие правовых основ организации и деятельности исполнительной власти.

Проанализируем оценку эффективности и результативности служебной деятельности в должностном регламенте.

Изначально, первой страной, которая обладала приоритетом в разработке и реализации проблем повышения эффективности, была США - во многом в связи с тем, что общественность была обеспокоена низким уровнем эффективности государственной службы, особенно на муниципальном уровне. Во многих городах действовали комитеты и отделы эффективности Движение за повышение "производительности" на муниципальном уровне привело и к изменениям на более высоких уровнях. В соответствии с Законом о бюджетном финансировании исполнительных и судебных органов 1913г., Комиссии по делам государственной службы предписывалось создать систему оценок для повышения эффективности работы госслужащих. В том же году Комиссией было создано общенациональное Бюро эффективности.

Тогда, движение, поддерживающее повышение эффективности государственной службы, тесно связывалось с разработкой и применением методов оценки эффективности, скрытых от граждан и институтов гражданского общества (налогоплательщиков), к системе объективной оценки эффективности, которая опиралась бы на определенные критерии, показатели, процедуры, позволяющие обществу контролировать эффективность деятельности государственных служащих. В 20-30-х годах существовали в разработке методы оценки эффективности работы органов местного самоуправления и муниципальных служащих. Применялись многие из них к оценке эффективности предоставления федеральных государственных услуг. Но, так же методы, взятые из микроэкономики, они не двигались дальше сопоставления затрат, выполненных работ и "выпуска" (который зачастую полностью отождествлялся с результатом) и поэтому реализовывались только к оценке некоторых видов служебной деятельности, предоставляющая конкретный, материальный "выпуск продукции" (поэтому и применялись практически исключительно на муниципальном уровне). Исходя из этого даже качественные аспекты "выпуска", и конечные социальные результаты "выпуска продукции",не позволялись оцениваться данными методами.

Список использованной литературы:

1) Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990.

2) Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. М.: РАГС, 1995.

3) Воронин‏а Л.И. Эффективность и результативность государственных и муниципальных служащих. Методы оценки. // Менеджмент в госуд‏арственных структур‏ах: ‏Альм‏ан‏ах. – Москв‏а. – 2010. – 47-65

4) Д‏авыдов к.В. Должностные регл‏аменты госуд‏арственных гр‏ажд‏анских служ‏ащих к‏ак элемент реформ госуд‏арственной службы Российской Федер‏ации: основные пр‏авовые проблемы // ‏Администр‏ативное пр‏аво и процесс. - М.: Юрист, 2011, № 4. - С. 27-32

5) К‏аб‏ашов С.Ю. госуд‏арственн‏ая служб‏а Российской Федер‏ации: учеб. пособие -2-е изд. - М.: Флинт‏а: Н‏аук‏а, 2010.

6) Козбаненко В. А. Учебник, под ред. Государственное управление: основы теории и организации. М., 2002 г.

7) Мельников В.П. госуд‏арственн‏ая служб‏а в России: Исторический опыт. М. Р‏АГС, 2005.

Просмотров работы: 1584