ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 3 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 3 КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего в процессе слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Если в ран­нем детстве донести до сердца красоту музыкального произве­дения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средства­ми».

В нашей жизни музыка звучит повсюду - на радио, телевиде­нии, в грамзаписи, театрах и кинотеатрах. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, а для развития музыкаль­ной восприимчивости необходимо последовательное руководство процессом слушания. Для формирования эстетического восприя­тия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему научатся вслу­шиваться в нее и размышлять о ней.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако цель слушания не сводится просто к знакомству с таким- то произведением. Проблема слушания - восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать, что и как исполняется. Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на неё, но и понимать и переживать её содержание, хранить её образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание.

Проблема восприятия музыки  - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество материалов, освещающих её во многом ещё не решена.

Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического, и это особенно важно иметь в виду: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально- эстетическое восприятие. Можно сказать, что музыкальное восприятие - это способность слышать и эмоционально переживать  музыкальное содержание как художественное единство, как художественно - образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков.

Развитие музыкального восприятия необходимо осуществлять в процессе всех видов музыкально-учебной деятельности школьников на уроке музыки. К таковым относятся: слушание музыки, хоровое и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, сочинение и импровизация, театрализация, ритмодекламация.

В младшем школьном возрасте дети могут усвоить обозначения темпа, динамических оттенков, исполнительских штрихов. Для этого важно использовать наглядные материалы и доступно их преподнести. Для детей шести-семи лет характерно стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, словесных, двигательных.  У них преобладают зрительно-событийные впечатления над слуховыми. Дети восьми-девяти лет способны к более дифференцированному слуховому восприятию музыки. При целенаправленной работе им доступно осознание выразительной роли звуковысотной линии мелодии, ритма, метра, лада и т.д. К девятилетнему возрасту дети приобретают опыт устных высказываний о музыке, но наблюдается недостаточно сформированный запас слов. Отсюда необходима целенаправленная работа по расширению словарного запаса учащихся.

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников. В восприятии музыки лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Однако почувствовать в музыке настроение - это ещё не всё, важно осмыслить идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у школьников благодаря активизации их музыкального восприятия, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.

Процесс музыкального восприятия у учащихся начинается с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкальной культуры с акцентом на духовную эмоциональную сторону.

 Необходимыми  условиями восприятия музыки младшими школьниками становятся:

- систематическое, педагогическое руководство;

- эмоциональная открытость и педагога и детей. В этом смысле ценностны радость, удивление, восхищение музыкой;

- интересная форма передачи детям музыкально-эстетических знаний;

- небольшие объёмы музыкальных произведений.

В методической литературе последних лет представлены теоретико-практические позиции, характеризующие различные подходы к формированию умений современного школьника каждый из которых ориентирован на использование в педагогической деятельности определенной совокупности понятий принципов и методов воздействия. В процессе формирования музыкально-творческих умений, в том числе и музыкального восприятия, наиболее продуктивными являются следующие:

  • дифференцированный, основанный на объединении учащихся в рамках классного коллектива в небольшие группы, комплектующиеся по какому-либо критерию или группе критериев (уровень владения универсальными и предметными учебными умениями и навыками и пр.); обучение проводится посредством дифференцированных (неодинаковых по уровню сложности и характеру, но не отменяющих обязательного образовательного минимума) заданий, что дает возможность индивидуализации процесса обучения;
  • интегративный, предполагающий построение объединенного курса, в котором установлены тесные содержательные связи между разделами, а также - между «Музыкой» и другими учебными дисциплинами, позволяющие осваивать музыкальное искусство как отражение самой жизни и значительную часть истории и культуры человеческого общества;
  • лингвострановедческий подход, предполагающий ознакомление учащихся с культурой народа, с особенностями быта, образа жизни, историей, традициями, экономикой и географией страны, ее природой и т.д. Такой подход целесообразен и особенно эффективен при освоении знаний о музыке и особенностях её бытования в культуре других народов;
  • деятельностно-коммуникативный; формирование умений и навыков в этом случае опирается на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию, на анализ изучаемых явлений в тексте, например, вокальной и музыкально-драматической музыки разных жанров. При таком подходе целью обучения становится стремление научить ребенка самостоятельно добывать знания, а не преподносить ему готовые, то есть научить его учиться. Это позволит молодому человеку в дальнейшем быть всегда востребованным и успешным в избранной деятельности;
  • имитативный или имитационный, при котором преимущественное внимание уделяется не задачам коммуникации, не теории изучаемого курса, а подражанию предлагаемым образцам, который опирается на естественное подражание ребенка действиям взрослых и создает среду для успешного освоения и восприятия как музыкальной культуры своего народа, так и иных национальных культур; успешно применяется на ранних стадиях обучения как отдельно, так и в сочетании с деятельностно-коммуникативным,лингвострановедческим и др.

Чаще всего деятельность в процессе образования строится на основе не одного, а нескольких подходов, при условии, что избираемые ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга.

С целью исследования особенностей восприятия музыки нами  былорганизован и проведен на базе 3 класса общеобразовательной школы педагогический эксперимент (констатирующий этап), в процессе которого были использованы следующие методы:наблюдение за учащимися  с целью определения уровня развития активного восприятия, изучение процесса организации восприятия, опросные методы - беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ психологической и педагогической литературы, изучение педагогического опыта.

       Наблюдение за ответами учеников 3 «Б»  класса позволило сделать вывод, что показатели активности процесса слушания: оперирование знаниями, умениями и навыками, уверенность и увлеченность различными формами музицирования, владение терминологическими понятиями, характеризующих музыку - слабо проявлены, ограниченный словарный запас детей не позволил им активно и образно рассуждать о содержании прослушанных музыкальных произведений..

           Поэтому детям сложно выражать свои впечатления о прослушанном произведении, выразить их в танцевальном движении. Нарушается процесс внимания, ухудшается поведение в классе. Это позволило нам в практической деятельности сделать акцент на расширении понятий, характеризующих музыкальные произведения, которые были внесены на карточки.

Качественный анализ результатов исследования, проведенных в ходе 1 этапа практической работы, позволил нам решить, что в процессе проведения уроков музыки  необходимо ввести правила культурного слушания, работу с карточками соответствующих классификаций состояний музыки, а также уделять более пристальное внимание этапу повторного слушания.

        Для подтверждения полученных данных в ходе исследования была разработана серия вопросов для письменного опроса учащихся, в виде теста (см. Приложение 2)

         При обработке результатов опроса, использовалась трехбальная оценка вариантов ответов: вариант  «а» - 3 балла, «б» - 1 балл, «в» - 2 балла. Количество баллов, набранных учащимися, определяют уровень знаний в области музыкального искусства и общий уровень их музыкальной культуры: 26-30 баллов - высокий, 15-25 -средний, 10-15 - низкий уровень.

В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента ученикам было предложено выполнять задания, направленные на выявление уровня сформированности умения активного слушания музыки (слушали музыкальные произведения, отвечали на вопросы в ходе беседы, на вопросы анкет, писали пятиминутные эссе по прослушанной музыке, выполняли творческие работы по переинтонированию в другую художественную модальность и т.д.), в результате которых был выявлен уровень музыкального восприятия у детей.

На начальном этапе внимание детей привлекалось к различным интонациям музыки, с целью определить, умеют ли дети различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию. Умеют ли учащиеся передавать эмоциональную окраску музыки путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую - ласково, напевно, в умеренном темпе; весёлую, задорную - лёгким звуком, в оживлённом темпе. Для этого детям на уроке было предложено послушать пьесу Петра Ильича Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Ученики предлагалось внимательно прислушаться к музыке и понять, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке, определить эмоционально-образный план произведения. После чего проводился сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.

В дальнейшем, на протяжении констатирующего этапа детям было предложено прослушать «Вальс» П.И. Чайковского из «Детского альбома», а также вальс И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». В ходе эксперимента определялось, могут ли дети определить вальс по характеру: быстрый и медленный, торжественный и шутливый, праздничный и волшебный. Также выявляла способность учеников подбирать различные слова к вальсу, умение детей, слушая музыку, что-либо представлять.

Также дети прослушивали «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана. После прослушивания ученики должны были назвать особенности такого музыкального жанра, как марш. А также должны были определить отличия этих двух маршей. Дети отвечали, что в «Солдатском марше» музыка чёткая, громкая, бодрая, под неё можно маршировать, а в марше П.И. Чайковского музыка звучит тихо.

Качественная и количественная обработка результатов эксперимента проводилась в соответствии с критериями сформированности музыкального восприятия. [36;стр.160] (Таблица 1):

 

Таблица 1.

Критерии

Показатели

Сформированость общей культуры слушания.

Во время слушания соблюдает тишину, эмоциональный отклик проявляет, стараясь не мешать товарищам.

Внимательно прослушивает всё произведение от начала и до окончания.

Различает и определяет жанры музыкальных произведений.

Выделяет характерные жанровые признаки звучащей музыки

Классифицирует произведение в соответствии с полученными знаниями, аргументирует позицию.

Определяет и характеризует эмоциональное содержание музыки.

Характеризует общее настроение музыки, при затруднении - с опорой на словарь Ражникова.

Может описать образ, создаваемый в музыкальном произведении, охарактеризовать свое эмоциональное состояние, вызванное музыкой.

Осознанно воспринимает и определяет форму музыкального произведения.

При слушании может определить форму музыкального произведения с опорой на имеющиеся знания.

Может представить свой ответ в виде структурной схемы и аргументировать свой ответ.

 

Критерии и оценки выражены в баллах:

0 балл - низкий уровень. Показатель не выражен;

1 балла - средний уровень. Выражен 1 показатель, по всем критериям;

2 балла - высокий уровень. Выражены все показатели не менее чем по трём критериям.

● Низкий уровень (от 0 до 3 баллов) -учащийся не слушает музыку, отвлекается, не различает жанры музыки, равнодушен, не проявляется эмоциональный отклик на представленное произведение. Ему сложно представить музыкальный образ. С трудом, только с помощью учителя подбирает слова для описания настроения музыки.

● Средний уровень (от 4 до 6) - учащийся воспринимает музыку, но не всегда проявляет эмоциональный отклик на неё. Различает жанры музыки, но не всегда может их охарактеризовать. Дослушивает произведение до конца. Иногда допускает ошибки в определении громкости звучания музыки. Подбирает правильные слова в определении настроения музыки.

● Высокий уровень (от 7 до 8) - учащийся с интересом воспринимает музыку. Различает жанры музыки. Представляет и описывает музыкальный образ. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания. Различает и называет: громкость звучания музыки (громко, тихо, постепенно усиливая, постепенно затихая) и её настроение (веселое, печальное и т.д.). Определяет музыкальное произведение, представляет развитие сюжета и музыкальных образов.

Кроме того, необходимо отметить, что при описании прослушанного произведения дети не стараются вникнуть в тот образ, который несет музыка, а пытаются сочинить и навязать в качестве ответа придуманную ими (или увиденную по телевизору, в интернете и пр.) историю. Лексика преобладает глагольная, то есть действенная, не характеризующая чувства, переживания, что позволяет сделать вывод о том, что дети не стремятся услышать то, что им предлагают, это требует определенных усилий, а пытаются приспособить новое под уже им известное и понятное. А педагоги, к сожалению, часто идут на поводу у этого детского стремления.

Таким образом, диагностический этап исследования позволил сделать вывод о необходимости систематизации методических приемов, методов и условий, способствующих активизации процесса восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры младших школьников. Далее мы планируем разработать проект педагогической технологии, направленной на формирование умения активного восприятия музыкального произведения у младших школьников,  и апробировать её на практике.

 




Просмотров работы: 3496