РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. По мнению С.И. Ожегова,высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное).

Совершенствовать  речь младших школьников  - задача каждого учителя. Для этого нужно наблюдать  за речью школьников, чтобы они не допускали  ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать  словарь, учить чувствовать  собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, с выразительностью речи  как единицей лексической системы.Под выразительностью речи понимается  такие особенности ее структуры, которые привлекают и поддерживают внимание, интерес слушателей или читателей. Кроме того, существуют изобразительные  свойства языка, делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. К таким выразительным средствам относят:синонимы, антонимы, фразеологизмы, метафора, гипербола, литота, эпитеты.

К.Д.Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».На сегодняшний день система образования  ставит перед учителями задачу подготовки учащихся, умеющих в совершенстве владеть языком, использовать его как главное коммуникативное средство. В связи свнедрением в образовательный процесс компьютерных технологий, активно воздействующих на ребенка, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не владеют навыками грамотной устной и письменной речи, что в свою очередь сказывается на качестве их обучения. Речь как живой организм не приемлет вторжения инородных явлений, следовательно, нельзя заменить «живой язык» компьютером или другими техническими средствами. Прочувствовать речь и язык, ребенок может через чтение литературы, через восприятие художественных образов, тем самым приобщаясь к сокровищнице языкового народного творчества.Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает простейшими изобразительно-выразительными средствами.

Розенталь Д.Э. считает, что усиление выразительности речи достигается в первую очередь использованием тропов -  слов, употреблённые в переносном значении с целью создания образа. Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений. Выступая как тропы, обыкновенные слова могут приобрести большую выразительную силу. Охарактеризуем основные тропы.

 

Виды тропов и примеры к ним:

Метафора - перенос значения слова по сходству                   

Мертвая тишина, золотая голова, золотые руки, каменное сердце, крутая машина, железный характер, ядовитый человек, глухая ночь, кот наплакал, ежовые рукавицыолчья хваткаи др.

Олицетворение - уподобление какого-либо предмета или явления живому существу       

Отговорила роща золотая (роща не говорит), идет дождь (на самом деле дождь не умеет ходить), небо плачет (небо не может плакать так, как это делает живой человек), ветер воет (шум ветра лишь похож на вой зверя, в действительности ветер выть не умеет) и т.д.

Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного)    

Яркий, как солнце, живой, как ртуть, белый как снег, добрый, как мама и т.д.

Гипербола - преувеличение размеров, силы, красоты описываемого       

В сто сорок солнц закат пылал. Тыщу раз тебе сказал... Миллион терзаний...

 

Литота - преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого       

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка       

Ирония - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Эпитет - использование определений, придающих выражению образность и  эмоциональность

Куда ты скачешь, гордый конь?

 

Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, Жинкин Н. И. предлагал ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжённым вниманием слушатели. Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтённых оценок слушателей.

Целью нашего исследования было  определение исходного уровня  сформированности представлений младших школьников о лексических средствах выразительности и поиск эффективных, но мало не используемы в системе средств развития лексической выразительности речи учащихся школы первой ступени. В процессе констатирующего эксперимента мы использовали следующие приёмы: создание речевой ситуации (постановка вопросов и задач проблемного характера, использование игровых форм упражнений и заданий); организация наблюдения над отбором слов; объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанными учителем; проведение приёма замены слов и конструкций исходного текста иными вариантами, чтобы убедиться в обоснованности авторского выбора; подбор ряда слов, чтобы показать целесообразность выбора того слова, которое имеется в тексте; выделение художественных средств и объяснение их назначения и уместности. Например, был использован метод анализа сочинения-описания «Золотая осень». В качестве критериев богатства словаря младших школьников мы определили использование и многообразие в сочинении таких языковых средств, как синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения.

В эксперименте приняли участие 26 учеников второго класса.

В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико-грамматических группах слов), однако практическая работа с синонимами ведётся, у учащихся формируются понятия о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;

б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

в) специальные упражнения с синонимами;

г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи:

л) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Элементарную работу с синонимами начинают в I классе. Учитель постоянно обращает внимание учащихся на встречающиеся в текстах синонимы и их градацию (светлое, солнечное небо).

Во II классе учащиеся подбирают группы из 2-3 синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный. Целесообразно вводить группы из трех синонимов и более.

Антонимы - слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.Работа с антонимами, как и с синонимами, начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения.

Программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» значениях. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлением предложения с нею.

В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, «крылатые слова» - литературные цитаты. Необходимо уделять внимание использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов.

Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.

Проанализировав результаты среза, мы пришли к выводу, что словарь второклассников  необходимо обогащать определенными нами видами языковых средств: расширять спектр слов-эпитетов, сравнения, возможных для описания, например, пополнять лексикон школьников разнообразными формами эмоционально-оценочной лексики.

В дальнейшем нами был разработан проект комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на повышение лексической выразительности речи на уроках русского языка в начальных классах. При работе над ним мы опирались на классификацию приёмов работы над изобразительными средствами языка, предложенную М.Р. Львовым:

а) обнаружение в тексте «образных» слов;

б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе;

г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.

Мы предлагаем чаще использовать интерактивные игры, способствующие развитию дара импровизации, например:

1.             игра «Загадайка». После знакомства с жанром загадки дети приступают к сочинению загадок. Игра может быть связана с подблюдной песней (несколько предметов или их изображений на карточках накрывают блюдом, вынимают по одному, кто что вынул, о том предмете и придумывает загадку). Усложняя игру, можно попросить придумывать сказки, потешки или попевки.

2.             игра «Слово-рифма». Педагог предлагаем детям досочинить рифму к стихотворению. Использовать можно любые тексты детских стихов.Более сложный вариант: досочинить строку (или несколько).

3.             «Слово-цвет».Детям предлагается начало цветных сказок И. Зиедониса для того, чтобы они могли придумать продолжение. Например:

Синяя сказка. Синий-синий конь в горохе!... Продолжить.

Черная сказка. Это - черная сказка...

Желтая сказка. Солнце, как яичный желток...

Белая сказка. Вчера выпал снег...

Пестрая сказка.Пестрые бывают разными...

4.             Письмо из каменного века. Составление историй-пиктограмм.

5.             Превращения. Исходный материал: любая знакомая сказка, например, «Колобок». Детям предлагается пересочинить окончание истории, используя прием метаморфозы - изменения облика персонажей, например, когда лиса собралась проглотить колобка, он превратился в сотню маленьких колобочков и они рассыпались в разные стороны. Или колобок стал огромным, или превратился во что-либо такое же круглое, но страшное и т.п.

6.             Бином фантазии. Детям предлагается пара (или несколько пар) слов, избранных случайно, например, «медведь» и «карандаш». Нужно придумать короткую историю, в которой между этими словами возникла бы связь. Чем невероятнее события, тем интереснее.

7.             Шарады. Эта старинная игра способствует развитию аналитических способностей, воображения и свободы фантазии. Шарады можно не только разгадывать, но и разыгрывать как последовательные мини-драматизации: на каждый слог - сценка, посмотрев которую зрители должны угадать часть слова.

1.       Первый слог тебе в лесу кукушка скажет.       ку

Слог второй - он в море клином ляжет.                   мыс

Слово в целом - молоко, но не коровье.                  Кумыс.

Говорят оно полезней для здоровья.

2.       Первый слог увидишь в партитуре,                          до

Два других - на лосе или туре.                        рога

Целое - когда в поход пойдешь,

Под ногами у себя найдешь.                                      Дорога.

 

На основе описанных игр можно создавать новые и новые варианты заданий, позволяющие детям развить свою фантазию, чтобы полнее реализовать свой творческий потенциал.

Комплекс дидактических игр, направленных на формирование лексической выразительности   включает в себя 4 блока. Каждый блок включает разные виды словесных и наглядных дидактических игр и упражненийв зависимости от целевой направленности, некоторые представлены в таблице 1

 

Тематический блок

Цель

Игры на развитие лексической выразительности речи

«Сочиняйка»

Цель: развитие творческого воображения и лексической выразительности  речи.

«Сочини сказку», «Шарады» и др.

«Праздник загадки»

Цель:развивать сообразительность, внимание, умение рассуждать, сравнивать; понимать значение пословиц.

«Конструктор пословиц», «Лего-загадки» и др.

«Найди другое слово»

Цель: точно  обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы

«Мы похожи», «А я - наоборот» и др.

«Выбери правильно»

Цель: научить выбирать из списка слов тропы - слова с переносным значением, расширять и активизировать словарь тропов и риторических фигур

«Словарь мыслей и настроений», «Школа поэтики», «Агон ораторов» и др.

 

Проблема лексической выразительности  речи учащихся является одной из самых важных в современной методике русского языка в начальных классах.

 Выполненное исследование доказывает, что развитие выразительности речи младших школьников должно стать самостоятельной педагогической задачей в процессе обучения детей родному языку. Без целенаправленной работы по развитию выразительности речи значительно ограничиваются возможности школьников в усвоении конкретных способов культуры речи.

Наше исследование позволило выявить в качестве необходимых следующие условия эффективного развития выразительности речи младших школьников:

- различать и понимать суть основных лексических явлений (синонимия, омонимия, антонимия, фразеология);

- специально организованные виды деятельности;

- поэтапность процессов развития лексической выразительности речи младших школьников.

В целом, результаты исследования дают основание для вывода о том, что разработанный проект комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на повышение лексической выразительности речи на уроках русского языка в начальных классах  будет способствовать формированию лексической выразительности речи младших школьников.

 

 

Список литературы

 

1.     Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя - М.: просвещение, 2011. - 152 с. : ил.

2.     Багичева Н.В,Кусова М. Л. Плотникова Е.И. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. - 272с.

3.     Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -192 с.

4.     Закирова А.М. Формирование активного словаря младшего школьника в игровой деятельности на уроках русского языка в 1 классе//VI Международный студенческий научный форум 2014: студенческая научная электронная конференция, Москва, РАЕ, с 15 февраля по 31 марта 2014 г.,http://www.scienceforum.ru/2014/503/4943

5.     Иванова И.А. Развитие речевых умений младшего школьника во внеурочной деятельности // VI Международный студенческий научный форум 2014: студенческая научная электронная конференция, Москва, РАЕ, с 15 февраля по 31 марта 2014 г., 

6.     Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения, М., 1994

7.     Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. ч. 1. - 3-изд. - М . : Просвещение. 2011. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)

8.     Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. С.-Пб.: Питер, 2009 г.

9.     Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения - М.: Просвещение,2011. - 342с. - (Стандарты второго поколения6)

10.                       Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. С.-Пб.: Речь, 2011 г.

11.                                                                                                                                                                                                                                                                   Хвостова Е.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности (на примере занятий фольклорного ансамбля):дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005 г. - 160 с.

 

Просмотров работы: 2950