К АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УДОД - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УДОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания актуальна как никогда. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. Со временем появились опасности, творцом которых стал сам человек. В третьем тысячелетии актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность – это приемлемый риск. Достичь этой цели возможно только с помощью образования. Другого пути нет. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Следовательно, на Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена ростом опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также ростом детской заболеваемости, травматизма и смертности в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей — более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России.

В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В этом письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений [].

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – подрастающее поколение. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека. Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения было предложено ввести в общее образование учащихся новую обязательную учебную дисциплину – «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Данная дисциплина представляет собой область научных знаний, изучающую общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающую соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. В настоящее время можно констатировать, что курс ОБЖ сформировался как образовательная область, но в то же время появился целый ряд проблем, тормозящий его развитие. Наиболее очевидные проблемы – слабость материально-технической базы, отсутствие проектов образовательной среды, отсутствие качественного педагогического состава, косное отношение чиновников от образования к данному курсу и т.д.

В дополнительном образовании указанная проблема является недостаточно изученной, решение ее находится на стыке экологии, культурологии, педагогики и психологии. Не случайно В.В. Колбанов указывает, что валеология детства является наименее разработанным, наиболее трудоемким, но перспективным направлением научных исследований. Исходной возрастной точкой формирования здоровьесбережения принято считать младший школьный возраст (7-8 лет).

Осмысливая выше указанные проблемы, можно сделать вывод: только через качественное образование можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих. Прежде чем перейти к определению понятия «культура безопасности жизнедеятельности», рассмотрим понятие «безопасность» как один из видов человеческой деятельности.

С.И. Ожегов под безопасностью понимает «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь» [6, с. 38]. В Большом Энциклопедическом словаре приводится определение безопасности как состояния деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей [1]. Ю.В. Репин с точки зрения синергетического подхода понятие безопасности представляет как особое развивающееся единство междисциплинарного знания и познания [7].

Э.Я. Соловьев определяет безопасность как состояние защищенности личности, общества, государства от внешних внутренних опасностей и угроз. Это состояние определяется деятельностью людей, общества, государства, мирового сообщества народов, направленной на выявление, предупреждение, ослабление, устранение и отражение опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести невосполнимый ущерб, лишить возможности для выживания и развития [8].

Анализируя определения понятия безопасности, предложенные разными авторами, можно выделить следующие наиболее существенные, базовые элементы:

  • большая часть авторов под безопасностью понимает состояние потенциальной жертвы, объекта опасности;

  • безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою сущность и основную характеристику в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;

  • безопасность - категория системная, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;

  • безопасность рассматривается как решающее условие жизнедеятельности личности, общества, государства, что позволяет им сохранять и умножать материальные и духовные ценности;

  • безопасность в абсолютном своем выражении - отсутствие опасностей и угроз в материальной и духовной сферах;

  • угроза - реальный признак отсутствия опасности.

Термин «культура безопасности» появился на страницах научных изданий в период катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Существуют различные определения понятия «культура безопасности жизнедеятельности», разработанные ведущими учеными: П.А. Вагановым, Л.Н. Гориной, СП. Данченко, П.И. Кайгородовым, И.Д. Козаковым, В.Н. Кузнецовым, М.А. Лесковым, К.В. Романовым, О.Н. Русаком, Л.И. Шершневым, В.И. Ярочкиным, L. Lantieri и др. [3,5].

Основными функциями культуры безопасности деятельности являются защитно-адаптивная, нормативная и валеологическая. К главным понятиям в культуре безопасности деятельности относятся: безопасность, комфорт и удобство; сохранение природной и урбанизированной среды; сообщение, передача, сохранение и накопление информации об опасных и вредных факторах, а также способах их устранения; регулирование поведения членов групп и сообществ; обучение безопасному и здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья населения, в том числе физического, социального, духовного и репродуктивного; сохранение и приумножение социокультурных элементов безопасного поведения, в том числе норм, правил, обычаев, традиций, обрядов и т.п.

Союз Британских промышленников в 1991 году определил культуру безопасности как «совокупность разделяемых всеми членами организации взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угроз здоровью» [4, с. 115].

Рискология как современная наука об измерении риска и его количественном оценивании, о восприятии риска и управлении им, исследует связь культуры безопасности с другими видами культуры - национальной, организационной и профессиональной.

Значение культуры в постиндустриальном обществе, по мнению П.А. Ваганова велико, его сравнивают с той ролью, которую наука, будучи производительной силой, сыграла в эпоху промышленного развития. Именно культура способна обеспечить согласование интересов человека и техносферы. Рабочим инструментом такого согласования является культура безопасности, которая связана с другими видами культуры [2, с. 34].

С этим нельзя не согласиться, так как невозможно воспринимать экологическую культуру без экологической безопасности, психологическую культуру без психологической безопасности, экономическую культуру без экономической безопасности и т.д.

Л.Н. Горина определяет культуру безопасности жизнедеятельности как «вид деятельности человека, основанной на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности как в сиюминутном масштабе времени, так и в будущем» [3, с. 16].

Итак, анализ литературы позволил нам охарактеризовать культуру безопасности жизнедеятельности взрослого человека как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств и дать ее определение как способа организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностях, обеспечивающих сохранение его жизни. Культура безопасности жизнедеятельности - это феномен, который мы рассматриваем как процесс и результат духовного (когнитивного) и материального (практического) постижения человеком и обществом своего места в окружающем мире, направленные на гармонизацию взаимоотношений Человека - Общества - Природы и развитие Человека во всех его проявлениях (как индивида, субъекта, личности, индивидуальности и универсума).

Литература
  1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Рос. Энцикл., 1998. - 1456 с.

  2. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. - М.: Мысль, 1983. -155 с.

  3. Горина, Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формированиякультуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- игомомофизма: Автореф. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. - Тольятти, 2002.-43 с.

  4. Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М: Зеркало, 1994. - 218 с.

  5. Кайгородов, П.И. Педагогические средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 21 с.

  6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: Сов. энц., 1970. 900 с.

  7. Репин Ю.В. Воспитание культуры безопасности в современном образовании //Культура безопасности: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, Россия. 19-22 апреля 2006 г. Ч. 1. /Сост. и общ. ред. В.В. Гарнера; Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006.– 188 с.

  8. Соловьев, Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях. Обеспечение личной безопасности и безопасности ваших близких. - М.,1996.-185 с.

7

Просмотров работы: 4626