Традиционное обучение в школах длительное время ориентировалось на среднего ученика, не учитывались индивидуальные особенности ребенка. В связи с новыми требованиями, которые прописаны в ФГОС НОО, в настоящее время ситуация в школе меняется, образовательный процесс направлен на дифференциацию и индивидуализацию обучения, мониторинг возможностей и способностей обучающихся, что позволяет проводить работу по выявлению и поддержке одаренных детей и т.д. [10 с. 28].
Для того чтобы данная работа была системно организована в образовательной организации, необходимо определиться с содержанием понятия «одаренность», критериями развития одаренности конкретного вида, который планируется развивать у школьников, при учете опыта подобной работы в системе образования. Рассмотрим последовательно выделенные позиции.
В современной литературе представлено множество подходов к определению одаренности. Одно из них, принятое среди педагогов и психологов, было предложено Комитетом по образованию США, по их мнению, одаренными и талантливыми детьми являются те, которые демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности, таких как интеллектуальная, творческая, академическая, спортивная и т.д. По их мнению, детская одаренность может быть выявлена только профессионально подготовленными людьми на основании параметров: «выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях» [9 с.18-19].
В России разработана «Рабочая концепция одаренности», где под одаренностью понимается системное и развивающееся в течение жизни качество психики, с помощью которого можно определить возможность достижения человеком высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности [1 с.8 ]. Это определение позволяет перейти от представления об одаренности как способности к какому-либо виду деятельности, к пониманию одаренности как качеств, которые включают в себя мотивацию, направленность личности и саморегуляцию.
На протяжении многих лет проблема диагностики и развития детской одаренности волновала многих педагогов и психологов, таких как В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн, ДЖ. Рензулли, ДЖ. Фельдхьюсен, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время, так как в современном мире возрастает потребность в людях, которые могли бы нестандартно мыслить.
В последние годы работа с одаренными детьми становится приоритетным направлением не только на уровне общества, но и государства. Но при работе с одаренными детьми у педагогов возникают трудности, которые обусловлены разнообразными видами одаренности, множеством подходов и методов вариативного образования, а также отсутствием подготовленных кадров к работе с одаренными детьми.
Известно, что именно младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития художественной одаренности детей. Как считает Т.Мейснер, чем человек младше, тем он универсальнее по своим потенциальным возможностям [5 с.39]. Поэтому учителю необходимо целенаправленно воздействовать на процесс развития ребенка, вовремя увидеть и развить способности у детей, для достижения незаурядных результатов в художественном развитии. В ФГОС НОО в разделе требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования прописано, что содержание и организация образовательного процесса направлены на: «… развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование…» [10 с.12]. Данное требование рекомендует педагогам организовать учебный процесс так, чтобы раскрыть творческий потенциал обучающихся, чтобы детям было интересно учиться.
Как отмечает А.А. Мелик-Пашаев художественную одаренность «можно определить как желание и способность ребенка создавать выразительные образы средствами какого-либо одного или нескольких видов искусства» [6 с.3].
А.А.Мелик–Пашаев пишет, что основа художественного творчества не ограничивается набором способностей (элементарных или комплексных), а представлена особым состоянием личности, которое описали многие люди искусства. Развитое эстетическое отношение характеризуется переживанием единства с миром, отсутствием противопоставления себя с окружающими объектами. Отличительной чертой художественного типа личности является эмоциональность. А приобретенный художественный опыт может помочь при творческом проявлении в какой-либо сфере жизнедеятельности [2 с.8].
Крапина Р.А. выделяет этапы творчества у детей [4 с.49]:
-подготовительный (побуждение ребенка к созданию картины) ,
-вынашивание замысла (подборка материала, создание эскиза),
-реализация замысла,
-представление картины зрителю.
Л.С. Выготский считал, что для наилучшего стимула детской художественной одаренности следует организовывать жизнь детей так, чтобы создавались потребности и возможности творчества [3 с.53].Перед учителем начальных классов стоит задача выявить способных детей для развития их одаренности, но прежде педагог должен иметь представление о понятии художественной одаренности и его структуре.
На основе концепции художественной одаренности А.А. Мелик-Пашаева, психологической концепции детства В.В. Зеньковского и его выводах о развитии чувственного опыта, на понимании творческого мышления как особого вида одаренности, представленного в работах Ч.Д.Чистяковой, В.Штерна, выделяются следующие составляющие художественной одаренности ребенка [6 c.28]:
- эстетическое отношение к миру при занятиях искусством, в ходе которых ребенок испытывает удовлетворение от занятий. У детей эстетическое отношение к миру проявляется в способности видеть во всем окружающем проявление внутреннего состояния, настроения, характера, воспринимать внешнюю форму (цвет, движение, фактуру и т.д.).
- наличие «позиции автора», то есть ребенок должен создавать произведения, в которых внутреннее состояние художника обретает «внешнюю» жизнь.
- художественное воображение, которое проявляется в способности придания чувственного образа произведению.
- тип мышления, отражающий особенности художественного восприятия мира.
Для дальнейшей целенаправленной работы проанализируем программы по работе с одаренными школьниками, которые реализовывались и реализуются на базах школ города Нижневартовска.
Руководителем программы развития муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №14" на 2010-2015 годы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» [7] является директор МБОУ «СОШ №14» В.А. Полякова. Авторы-составители:Крупина Г.И., заместитель директора по учебной работе; Комиссарова С.В., педагог-психолог высшей квалификационной категории; Акатова В.В., педагог-психолог; Рубанова Е.А., заместитель директора по учебной работе; Платицына М.Г., заместитель директора по методической работе; Лямасова И.А., заместитель директора по воспитательной работе; Шуруто В.В., учитель начальных классов.
Задачами программы являются:
Откорректировать механизм выявления и развития одаренности детей.
Изучить и апробировать методики развития одаренности.
Создать банк одаренных детей.
Создать организационно-педагогические условия для развития одаренности.
Обучить педагогов методикам работы с одаренными детьми.
Разработать локальные акты (проекты) по работе с одаренными детьми.
Усовершенствовать систему воспитательной работы с одаренными детьми.
Усовершенствовать формы повышения познавательной и творческой активности учащихся.
Создать материально- финансовую базу для развития одаренности
Ожидаемые результаты:
1. Вовлеченность в спортивно-досуговую деятельность не менее 40% учащихся школы.
2. Вовлеченность в орган ученического самоуправления до 20% учащихся.
3. Вовлеченность в проектно-исследовательскую работу до 70% педагогов.
4. Вовлеченность в исследовательскую работу до 35% учащихся.
5. Вовлеченность в совместную деятельность до 30% родителей.
6. Повышение результативности участия в творческих, интеллектуальных, социальных конкурсах и спортивных соревнованиях.
7. Реализация потенциальной одаренности обучающихся.
Руководителями программы «Одаренные дети» [8] МБОУ "СОШ№5" 2010-2013 учебный год являются: Аксенова О. В. – директор муниципальной общеобразовательной средней школы №5; Мясникова М.В. – руководитель школьного научного общества учащихся «Эврика».
Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
В программе ставятся следующие задачи:
изучение природы детской одаренности;
выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и детей, имеющих признаки одаренности, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
создание базы данных в рамках Программы;
внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
организация совместной работы ОУ, СДК и прочих учреждений по поддержке одаренности;
развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
Предполагаемые результаты:
Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
Создание внутришкольной системы по работе с одаренными детьми через научное общество учащихся «Эврика».
Совершенствование работы по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Совершенствование системы развивающего обучения по Л.В. Занкову, исследовательского, проектного методов обучения.
Организация сотрудничества ученых Нижневартовского государственного гуманитарного университета и педагогов школы через проведение совместных методических семинаров.
Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня.
Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.
Работа обеих школ направлена на определение теоретических концепций работы с одаренными детьми, создание базы учащихся с признаками одаренности, подготовку и повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми, вовлечение детей в научно-исследовательскую деятельность, повышение результативности участия детей в интеллектуальных конкурсах и спортивных соревнованиях.
Работа МБОУ «СОШ №5» по данному направлению велась под научным руководством Нижневартовского государственного гуманитарного университета и педагогов школы. А работа МБОУ «СОШ № 14» ведется под руководством администрации школы.
В то же время в программах акцент делается на организацию работы с одаренными детьми во внеурочное время, программа не дает возможности определить, какая работа может быть проведана с такими школьниками на уроках.
Анализ данных программ позволяет увидеть достоинства и недостатки программ развития одаренности детей и позволит учитывать их в разработке своей программы.
Литература:
Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности. М., 2003
Василькова,Ю.В. Социальная пеагогика.Курс лекций / Ю.В.Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия, 2000. - 440 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:Просвящение, 1991.-93 с.:ил./Психол.очерк: Кн.для учителя.-3-е изд.
Кропина , Р.А. Развивающие упражнения, на уроках изобразительного искусства/ Р.А. Кропина//Начальная школа.-2007.- №7.- С.48-51.
Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности /Т.Мейснер; пер.с нем. Г.Рыбаковой.-М.:крон-пресс,1997. – 368 с.
Мелик-Пашаев ,А.А. художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Метод.пос./А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук. –Дубна.:Феникс+, 2006. – 112 с.
Официальный сайт МБОУ «СОШ№14» URL: http://www.mossh14nv.ru/index.php?name=content&op=view&id=73
Официальный сайт МБОУ «СОШ№5» URL: http://school5nv.do.am/index/programma_quot_odarennye_deti_quot/0-112
Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. Учебное пособие .-М.:Директ-Медиа, 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвящение, 2010. – 31 с.