АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная экологическая ситуация - сторона общественного бытия, которая отражает характерные явления, возникающие при взаимодействии общества и природы. Современные экологические противоречия имеют глобальный характер и проявляются во всех природных сферах, ставят человечество на грань выживания. Они требуют пересмотра и перестройки всей совокупности отношений с окружающей средой, модификации образования, отражающего различные аспекты этих отношений, развития общественных структур, позволяющих эффективно преодолевать противоречия, готовить подрастающее поколение к новым условиям среды жизни. Одной из таких структур является система образования детей.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС) педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям [7]. Непреходящие общечеловеческие ценности – являются основой культуры, усваиваются и становятся личностно значимыми в процессе воспитания. В последние десятилетия проблеме ценностей и ценностных ориентаций, формирования ценностного отношения к миру и человеку уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной литературе. Н.Д. Никандров приводит краткий аналитический обзор исследований по данной проблеме, уточняет само понятие «непреходящие общечеловеческие ценности» и из огромного перечня ценностей выделяет фундаментальные, составляющие основу целей воспитания [4]. В современных условиях к числу важнейших следует отнести экологические ценности – природу, жизнь и здоровье человека, его духовную суть. Так частью общечеловеческой культуры была определена экологическая культура, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности (В.А.Игнатова).

Экологическое развитие личности и ее качеств происходит в процессе взаимодействия и развития интеллектуальной и чувственно-волевой сфер, благодаря целенаправленному педагогическому воздействию. В качестве некоего экологического среза в ее развитии выступает устойчивая совокупность черт – забота, внимание к окружающим и милосердие к слабым, ответственность, бережное отношение к окружающему миру, доброта, уважение к культурному и историческому наследию, гражданская позиция и другие. Качества личности формируются постепенно. Индивид становится личностью по мере развития у него социальных качеств и нравственных устоев. В разные периоды жизни человека эти процессы протекают по-разному и имеют свои специфические особенности, которые нельзя не учитывать в педагогическом процессе.

Дошкольный возраст является ответственным этапом в развитии ребенка. Дошкольник характеризуется природной любознательностью, активностью, наблюдательностью, живым воображением и заинтересованным познанием окружающего мира, подражанием и ролевым поведением. Мы разделяем точку зрения Е.В. Гончаровой, что несформированность когнитивной сферы приводит к антропорморфизму в отношении дошкольников к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то у него формируется «субъектная установка» по отношению к природным объектам, он и относится к ним как к субъектам. Однако отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности[1].

Отношение дошкольника к природе в первую очередь, проявляется в познавательной сфере. Уровень развития познавательной сферы определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним. Практический компонент отношения к природе у дошкольников сформирован достаточно низко. В незначительной степени развит и поступочный компонент. Для дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, которое обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: «не рвать», «не сорить», «не ломать». Для детей дошкольного возраста в целом характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе (С.Д. Дерябо).

Учет указанных особенностей детей очень важен при осуществлении экологического образования. В этом возрасте закладывается гуманное отношение, основные качества и основы экологически сообразной деятельности в формах, посильных для ребенка, оценочные и критические суждения. Сообразно этому и содержание экологического образования, его методы, и формы должны быть ориентированы на эмоционально-чувственное восприятие детьми объектов природы.

За последние десятилетия были сформулированы методологические основы экологического образования, обоснованы новые подходы к составлению учебных программ и пособий, определены показатели экологической воспитанности. Однако в практике современного дошкольного образования существует опасная, на наш взгляд, тенденция – ориентация на преобладание «знаниевой стороны». Психолого-педагогические исследования Е.Б.Амирова, Н.С.Дежникова, А.А.Калмыков, В. А. Ясвин и др.) показывают, что уже на уровне старших дошкольников, широко информированных в области экологических проблем, владеющих навыками и приемами природосообразной деятельности, не происходит трансформации полученных знаний и умений в деятельность, отношение, поведение – связь между уровнем знаний в области окружающей среды и сознательным бережным к ней отношением отсутствует, высокая экологическая эрудиция вполне может совмещаться с низким уровнем развития отношения личности к природе. Развитие личности невозможно лишь путем усвоения знаний и выработки умений и навыков на занятиях, к сожалению сложность организаций экскурсий в природную среду лишают детей возможности получать знания о природе в её окружении. В настоящее время назрела необходимость поиска эффективных способов педагогического взаимодействия в процессе трансформации экологических знаний в личностно-социально-значимое отношение к природе.

В реальной действительности все более обостряются следующие противоречия:

  • между нарастающими темпами деградации социоприродной среды, в процессе углубления экологического кризиса, реальной практикой экосоциального бытия и низкой скоростью осознания, отражения в общественном и индивидуальном сознании остроты ситуации, потребности и готовности общества преодолеть кризис;

  • между накопленным ресурсным потенциалом спортивного ориентирования и необходимостью перевода его в психолого-педагогическую проекцию;

  • между существующими технологиями, направленными на ознакомление дошкольников с естественной природной средой и тем, что современного ребенка окружают в большей степени квазиприродная, артеприродная и социальная среда.

Мы предлагаем новое средство экологического развития старших дошкольников – ориентирование на местности, где ребенок будет окружен живой природой и получать приемы природосообразной деятельности непосредственно в её окружении. Умение ориентироваться – важнейший навык для каждого человека. С первых мгновений осмысленного восприятия окружающей обстановки ребенок, не подозревая о направленности некоторых действий, вынужден ориентироваться среди множества предметов, составляющий мир вещей его обихода, жилья, затем улицы, района и т.д. Данные литературных источников свидетельствуют, что овладение ориентировкой в пространстве включает различные компоненты содержания этой многогранной работы с детьми дошкольного возраста. Одним из таких компонентов является развитие у дошкольников пространственных восприятий и представлений (Т. А. Мусейибова, 1964). Автор считает, что пространственная ориентация означает ориентировку на местности. По мнению Э. Я. Степаненковой (1973), формирование у детей пространственной ориентировки и двигательных навыков происходит взаимосвязано и одновременно, обязательным условием формирования этих неразделимых компонентов единого процесса является систематическое сочетание выполняемого ребенком двигательного задания с пространственным обозначением.

Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Во время занятий ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели (Ю.С.Воронов, 2005). Элементарные знания о пространстве и навыки ориентации необходимы для эффективной подготовки детей к школе. Общеразвивающий эффект пространственных представлений для развития очевиден. Освоение детьми так называемых «действий пространственного моделирования» определяют как важнейший компонент «психологического содержания общих умственных способностей» (Л.А.Венгер).

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося[6].

В этом смысле под ориентировкой в пространстве понимается:

а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними.

В связи с вышеизложенным, вряд ли можно переоценить всестороннее воздействие окружающей среды как источника психомоторного развития детей, подборки разнородных ситуаций из окружающей природы, побуждающих к учению (Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин, 1999). К сожалению, в отечественных программах дошкольного образования формированию у детей ориентировки в пространстве в природном окружении не уделено достаточного внимания. В результате «золотой возраст» (С.П. Алыко, Н.А.Корнилова, 1984), в котором закладывается первооснова формирования координационных проявлений, используется недостаточно эффективно (А.П.Горбань, 1965).

Сказанное выше актуализирует проблему экологического развития старших дошкольников средствами ориентирования на местности

Литература

  1. Гончарова Е.В. Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования. Монография. – М.: МГОПУ им. М.И. Шолохова, 2006. 333 с.

  2. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования: Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. – М.: МНЭПУ, 1995. – 198 с.

  3. Игнатова В.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для дистанционного обучения.- Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005,с 256.

  4. Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.А. Леушина. - М.: Просвещение, 2002. - 317 с.

  5. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания [Текст] / Н.Д. Никандров //Педагогика, 1998, № 3. с. 3-10.

  6. Суравегина И.Т. Система экологического образования в школе: Концепция и модель //Экология, культура, образование. М., 1989, 240 с.

  7. Приказ МОиН от 17.10.2013 г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 14.11.2013 г. Рег. №30384.

Просмотров работы: 2340