Переход на новые стандарты начального образования актуализировал проблемы педагогической диагностики.Зачастую учителя пытаются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, разработанные для педагогических исследований. В результате полученные данные носят формальный характер и не учитываются в проектировании работы с классом на последующий период.Эти недостатки позволяет устранить система образовательного мониторинга[5, с. 4].
Вместе с тем, разработка системы отслеживания познавательных УУД у учащихся начальной школы требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить динамику развития познавательных УУД у учащихся. При этом все составляющие диагностики необходимо задать в системе объективных инструментальных показателей, допускающих однозначную интерпретацию, понятную всем субъектам образовательного процесса.
К сожалению, к настоящему времени отмечается отсутствие единой системы критериев познавательных универсальных учебных действий и механизмов адекватной его оценки у младших школьников. С целью выявления исходного уровня сформированности познавательных УУД обучающихся экспериментального и контрольного классов нами был проведен педагогический эксперимент.Достижению данной цели способствовали реализация следующих задач исследования:
выявить уровнисформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов на предмете «Окружающий мир».
определить представления учителей начальных классов о познавательных УУД, в том числе о формировании познавательных УУД, степени использования групповой творческой работы в процессе формирования познавательных УУД и особенностях работы с ней.
На этапе констатирующего эксперимента были использованы такие методы, как: письменный опрос учащихся 4 классов, анкетирование учителей начальных классов, анализ результатов деятельности школьников, статистические и графические методы [2, с. 11].
На основании концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования, разработанной на основе системно – деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), выявили критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов на предмете «Окружающий мир»[3, с. 90].Основные критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир»
Критерии |
Показатели |
|
1.Общеучебные универсальные действия |
1.1. |
Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
1.2. |
Умение самостоятельно находить и выделять информацию из естественно – научных текстов, словаря по естествознанию, в том числе с помощью компьютерных средств, с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений; |
|
1.3. |
Умение ориентироваться в своей системе знаний по естествознанию: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; |
|
1.4. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание процессов и явлений живой и неживой природы в устной и письменной форме; |
|
1.5. |
Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; |
|
1.6. |
Умение проводить рефлексию способов и условий действия, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности на предмете окружающего мира; |
|
1.7. |
Умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты естественно - научного, публицистического стилей; |
|
1.8. |
Умение самостоятельно ставить и формулировать проблемы, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в окружающем мире |
|
2. Знаково - символические действия |
2.1. |
Умение преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графическую или знаково - символическую) |
2.2. |
Умение преобразовывать модель с целью выявления общих законов объектов и явлений живой и неживой природы; |
|
3.1. |
Умение анализировать объекты живой и неживой природы с целью выделения существенных и несущественных признаков |
|
3.Универсальные логические действия |
||
3.2. |
Умение осуществлять логическое действие «синтез» |
|
3.3. |
Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным или самостоятельно выбранным критериям |
|
3.4. |
Умения подведение под понятие, выведение следствий |
|
3.5. |
Умения устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы; |
|
3.6. |
Умение строить логическую цепь рассуждений |
|
3.7. |
Умение осуществлять «доказательство» |
|
3.8. |
Умения выдвигать гипотезы и их обосновывать |
|
4.Постановка и решение проблемы |
4.1. |
Умение формулировать проблемы |
4.2. |
Умение самостоятельно создавать и решать проблему поискового характера. |
Выделенные критерии выступили основанием для оценивания уровней сформированности познавательных УУД.Характеристика уровней составлена на основе анализа работы Г.В. Репкиной и Е.В.Заика, в которой тщательно прописаны оценки уровня сформированности учебных действий и даны описания различных качественных особенностей учебных действий ученика [7, с. 11]. Характеристика представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир»
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Общеучебные универсальные действия |
Учащийся самостоятельно умеет выделять и формулировать познавательную цель, создает алгоритмы деятельности при решении проблем, находит и выделяет информацию из разных источников, свободно ориентируется в своей системе знаний, осознано и произвольно строит речевое высказывание в письменной и устной форме, проводит рефлексию способов и результатов деятельности. |
Учащийся самостоятельно умеет выделять и формулировать познавательную цель, создает алгоритмы деятельности при решении проблем, находит и выделяет информацию из разных источников, свободно ориентируется в своей системе знаний, при этом требуется помощь. |
Отсутствуют общеучебные действия, либо учащийся не может выполнять общеучебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные умения. |
Знаково- символические действия |
Учащийся самостоятельно умеет использовать знаки и символы как условные заместителей реальных объектов и предметов, преобразовывать графические модели в словесную форм. |
Учащийся осознано приступает к выполнению знаково- символических действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно. |
Отсутствуют знаково – символические действия, или учащийся не может выполнять действие кодирования, может выполнять лишь отдельные умения. |
Универсальные логические действия |
Учащийся самостоятельно умеет осуществлять логические действия, доказательство, сравнение, анализ объектов, синтез, классификацию. Умеет самостоятельно строить гипотезу и обосновывать, обобщать. |
Учащийся осознано приступает к выполнению универсальных логических действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно. |
Отсутствуют универсальные логические действия, или учащийся может выполнить отдельные операции без внутренней связи с друг с другом. |
Постановка и решение проблемы |
Учащийся самостоятельно умеет формулировать и создавать проблему, и решать ее. |
Учащийся осознано приступает к формулированию проблемы, ищет пути ее решения, но без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно. |
Учащийся затрудняется в формулировке проблемы, в поиске ее решения, или же может выполнить только отдельные операции действий. |
Опытно - экспериментальное исследование было проведено в 4 классах МБОУ «Гимназия №2» г. Нижневартовска. В исследовании принимали участие 27учащихся4 «в» (экспериментального) класса и 27 учащихся 4 «б» (контрольного) класса.
В ходе письменного опроса учащихся 4 классов, мы установили, что 38% четвероклассников умеют самостоятельно находить информацию в научном тексте, осознанно строить речевые высказывания процессов живой и неживой природы в письменной форме, умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, проводить рефлексию, самостоятельно формулируют проблему, создают алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера в окружающем мире.Лишь 10% учащихся 4 классов затрудняются свободно ориентироваться в своей системе знаний по естествознанию, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, оценивать результат своей деятельности.
Анализ знаково – символических действий у учащихся 4 классов показал, что высокий уровень проявили 38%учеников, средний уровень 50%учеников, низкий уровень 12% учеников. Учащиеся 4 классов умеют самостоятельно преобразовывать объект из чувственной формы, где выделены существенные и несущественные характеристики графического объекта. К сожалению,78% учащихся 4 «в» класса овладели данными умениями эпизодично.
Самые большие затруднения у учащихся 4 «в» (60%) класса вызвало задание на выявление умений анализировать объекты живой и неживой природы, устанавливать причинно – следственные связи. В этом же классе большой процент (30%) детей, которые не умеют осуществлять логическое действие «сравнение». Достаточно уверенно справлялись с заданиями универсально – логического блока учащиеся 4 «б» класса.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что группа умений универсальных логических действий сформирована на высоком уровне у31%учеников, на среднем уровне у 46% учеников, на низком уровне у 23% учащихся 4 классов.
Вызывает тревогу уровень сформированности постановки и решения проблемы в 4 «в» классе (40% с низким уровнем). Задание на формулирование проблемы застройки микрорайона вызывали трудности не только у ребят 4 «в» (22%) класса, но и у ребят 4 «б» (12%) класса. В целом, учащиеся 4 классов умеют самостоятельно создавать и решать проблемы поискового характера на высоком уровне 37% , на среднем уровне 44%, на низком уровне 19%»[4, с. 47].
Количественные результаты эксперимента проведенного в экспериментальном и контрольном классе представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир»
уровни |
Общеучебные универсальные действия |
Знаково - символические действия |
Универсальные логические действия |
Постановка и решение проблемы |
||||
ЭК |
КК |
ЭК |
КК |
ЭК |
КК |
ЭК |
КК |
|
высокий уровень |
33% |
44% |
22% |
55% |
18% |
44% |
12% |
30% |
средний уровень |
52% |
52% |
60% |
41% |
58% |
44% |
48% |
40% |
низкий уровень |
16% |
4% |
18% |
4% |
33% |
12% |
40% |
30% |
Полученные данные говорят о том, что количество учащихся с низким уровнем сформированности познавательных УУД 4 «в» (ЭК) больше, чем в 4 «б» (КК) классе.На низком уровнесформированностипознавательных УУД,учебные действия отсутствуют, либо выполняются лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом. Большое количество учащихся 4(ЭК) и 4 (КК) имеют средний уровень сформированности познавательных УУД. Ребята осознано выполняют общеучебные универсальные действия, знаково – символические действия, универсальные логические действия, действия постановки и решения проблем, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не могут; в сотрудничестве с учителем работают относительно успешно. На высоком уровне сформированности познавательных УУД, выпускники начальной школы самостоятельно выполняют общеучебные универсальные действия, знаково – символические действия, универсальные логические действия, действия постановки и решения проблем. В таблице 3 количество учащихся с высоким уровнем 4 (КК) значительно выше, чем в 4 (ЭК) классе.
В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость целенаправленной работы с учащимися 4 (ЭК) по формированию познавательных УУД на уроках «Окружающий мир».
Анкетирование 12 учителей начальных классов позволило определить уровень компетентности педагогов в вопросах формирования познавательных УУД.Наибольшее количество респондентов создают проблемные ситуации на этапе целеполагания. Используют на уроках задания для развития умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно - следственные связи, умения классифицировать, умения формулировать проблемы и нахождение способов решения -66%. Предлагают преобразовывать информацию в знаковую и в табличную форму – 41 %, на основе анализа информации делать выводы, обобщать - 16%.
Анализ показал, что 55% респондентов отмечают важность влияния групповой формы на формирование познавательных УУД.Учителя начальных классов рекомендуют использовать современные образовательные технологии для формирования познавательных УУД: информационные технологии - 16%, коммуникационные технологии – 16%, игровые технологии – 50%, технологию проблемного обучения предложили – 16%, метод интеллект – карт – 8%, базовые образовательные технологии -8%, технологию деятельностного метода – 25%, традиционные технологии – 60%.
В своих анкетах педагоги отмечают трудности, которые испытывают в работе: недостаточно диагностического инструментария, конкретных критерий УМК «Школа 2100».
Таким образом, проведение констатирующего эксперимента позволило выявить уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов на предмете «Окружающий мир», обозначить проблемы формирования познавательных УУД в 4(ЭК).
На этапе формирующегося эксперимента с помощью различных форм и методов, предстоит задача поднять уровень познавательных УУД у обучающихся экспериментального класса.
Литература
Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1. / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. :Баласс, 2011.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Человек и природа»)/ А.А.Вахрушев, О.В Бурский и др. -М.:Баласс, 2011
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008
Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Тренажер для учащихся 4 класса. Формирование универсальных учебных действий/ Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. – М.: Ювента, 2013.
Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/авт.-сост. Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова.-2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012.
Планируемые результаты начального общего образования //[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой. О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
10