О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УДОД - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УДОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Высокий уровень международной конкуренции выдвигает новые требования к развитию техники, технологии, изменению стиля жизни, системы ценностей и мотиваций. Происходящие перемены радикально воздействуют на личностные характеристики человека, вынуждая его к большей информированности, активности, повышению образовательного и культурного уровня, стремлению к творчеству и самореализации.

Динамичность происходящих перемен, постоянное столкновение с новыми вызовами ставит задачу активного включения личности в преобразовательное взаимодействие со средой в ряд наиболее актуальных задач социального становления субъекта общественной жизни. Проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат. В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин в свое время, определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений [8].

А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела [3, с.397]. И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени [7, с. 362.].

По мнению А.Б. Купрейченко, наиболее интересная трактовка социальной активности основана на общефилософском понимании активной роли субъекта во взаимодействии с социумом, посредством которой субъект познает, преобразует социальную реальность и самого себя [4]. Согласно этому подходу, социальную активность можно определить как индивидуальные или групповые действия, направленные на изменения Я социального, своего места в обществе (социуме), а также общества (социума) в целом [5]. Принимая данное определение социальной активности за основополагающее, мы будем в дальнейшем рассматривать социальную активность подростка как сложный процесс овладения социокультурными ценностями во взаимодействии с окружающим миром и проявляющийся в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного, социально-ориентационного компонентов.

Из многообразия существующих видов деятельности в условиях дополнительного образования детей одной из самых востребованных является проектная деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Анализ литературы по данной проблеме исследования показывает, что в настоящее время относительно разработанной является проблема формирования и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.С.Кон, А.Н. Леонтьев, А.С. Лурия, В.А.Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Начало теоретическому осмыслению проблем воспитания в дополнительном (внешкольном) образовании положено в трудах П.П. Блонского, И.П. Иванова, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, Е.Н.Медынского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования изучили В.В. Белов, О.И. Грекова, М.Б. Коваль; вопросы социализации и самореализации личности в учреждениях дополнительного образования нашли отражение в трудах А.И. Болдырева, В.В. Макашина, Т.Н. Третьяковой, Н.А. Соколовой, А.И. Щетинской, Е.В, Штейнберга и др.

Механизмы развития социальной активности, условия организации данного процесса определяются педагогами Л.В. Байбородовой, А.В. Волоховым, Б.З. Вульфовым, М.А. Емельяновой, Л.Ю. Кругловой, А.В. Мудриком, М.И. Рожковым, И.И. Фришман и др.

Идея соединения системного и деятельностного подходов в основном принадлежит отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.

Одним из приоритетов педагогов дополнительного образования является поддержка ребенка в его личностном росте, развитие познавательной деятельности в профессионально ориентированной основной образовательной деятельности учреждения.

В тоже время основным и главным процессом включения индивида в общество является социализация, в ходе которой ребенок овладевает определенной социальной ролью, находит свое место в обществе, свои возможности для самореализации. Характерной чертой подростков является крайняя неустойчивость интересов, зависимость от мнения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими и сравнительно небольшой социокультурный опыт [1].

Усложняет проблему отсутствие государственного стандарта дополнительного образования, поэтому система дополнительного образования ориентируется на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, которые, наряду с прочим, направлены на обеспечение социализации и создание условий для развития обучающихся.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра-один из немногих субъектов РФ, где учреждения дополнительного образования, участвуя в различных специализированных программах и проектах, способствуют активной социализации и самоопределению молодежи. Специфика содержания образовательных программ дополнительного образования детей, специфика условий и организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей позволяет учитывать и развивать потенциальные возможности и способствовать формированию социальной активности как подростков, имеющих узкопрофильные интересы, которые не могут быть реализованы в общеобразовательном учебном заведении; так и одаренных детей, испытывающих дефицит социального опыта.

Однако, проблема формирования социальной активности подростков, как особой возрастной категории исследована недостаточно. В то же время изученность теоретических основ категории «социальная активность» и особенностей воспитания подростков, а также наличие опыта практической деятельности в формировании социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования создают базу для проведения целостного исследования в данной предметной области.

Таким образом, можно зафиксировать ряд противоречий между:

- потребностью общества в социально активной личности и недостаточной вовлеченностью молодежи в социально значимые виды деятельности, в том числе, проектную;

-наличием учебных, воспитательных и общекультурных возможностей проектной деятельности в формировании социальной активности подростков и недостаточностью научного обоснования их использования в педагогической практике;

-наличием обширного практического опыта организации формирования социальной активности подростков в условиях УДОД и недостаточностью научно-методического его осмысления;

- отсутствием Федерального государственного стандарта для учреждений дополнительного образования и необходимостью адаптации требований ФГОС к системе дополнительного образования.

Дальнейшее развитие темы формирования социальной активности подростков в процессе проектной деятельности в условиях УДОД имеет, с нашей точки зрения, значение для теории и практики работы с подростками. Теоретическое значение данной проблемы связано с выявлением круга вопросов, требующих исследования, с обоснованным содержанием модели формирования социальной активности подростков в процессе проектной деятельности в условиях УДО; в определении сущности понятия «социальной активности». Практическая значимость состоит в том, что модель формирования социальной активности подростков в процессе проектной деятельности может быть использована в в педагогической практике учреждений дополнительного образования детей, поможет выявить закономерности педагогического воздействия на формирование социальной активности подростков.

Литература
  1. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка[Текст]Курс лекций. М., 1991.-с.88
  2. Концепция развития дополнительного образования [Электронный ресурс]: портал системы образования г. Нижневартовск ХМАО-Югра -Режим доступа: http://edu-nv.ru/kabinet-pedagoga/35-kabinety/kabinet-pedagoga/311-normativnaya-dokumentatsiy- 19.11.2014
  3. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского., Ростов-на-Дону:Феникс, 1998.-403с.
  4. Купрейченко А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции. М.: Логос, 2012.
  5. Купрейченко А.Б., Моисеев А.С. Взаимосвязь социальных ценностей и стратегий как элементов социального самоопределения // Материалы V Всероссийской научнопрактической конференции. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. С. 332—333.

6Моисеев А. С. Психологический подход к определению понятия «социальная активность» [Электронный ресурс] // Сборник «Социально-экономические и психологические проблемы управления». М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. Режим доступа: psyjournals.ru/authors/52176.shtml-20.12.2014

7. Харламов И.Ф. Педагогика[Текст]: Учеб. пособие для педагогических вузов - М.: Гардарики, 1999. С.420

8. Эрик С.Ф. Актуальность проблемы формирования социальной активности подростков в процессе художественно-эстетической деятельности [Электронный ресурс]: IV Международная студенческая электронная научная конференция" Студенческий научный форум 2012"-Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/265/2045-20.12.2014

Просмотров работы: 2249