ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ В ВОПРОСЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ В ВОПРОСЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ненормативная лексика – это совокупность слов, находящихся за пределами литературной нормы [1]. Жаргон, в свою очередь, – это своего рода язык в языке, а сам термин «жаргон имеет первоначальное обозначение – «щебетание, болтовня, непонятный язык». Таким образом, жаргон – это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией, занятием или возрастом [2]. Неисчерпаемой практической базой для изучения ненормативной лексики с уверенностью можно считать речь молодежи. В современной школе трудно встретить ребенка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Сегодня молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь человека, по этой причине можно говорить об употреблении ее в речи младших школьников, следовательно, и об актуальности изучения ненормативной лексики младших школьников.

Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения - соответственно, школьники. Несмотря на отсутствие какой бы то ни было криптолагичности у данного жаргона и очевидную понятность большинства его единиц представителям прочих социальных и возрастных групп, реализуется лексика этой жаргонной подсистемы лишь только в речи указанного контингента носителей ввиду своей неактуальности для остальной части говорящих на русском языке. Таким образом, школьный жаргон можно квалифицировать как корпоративный молодежный жаргон.

В младшем школьном возрасте педагоги сталкиваются с искаженной речью обучающихся, причиной этого можно считать как недостаточно активный словарный запас так и засорение речи словами «паразитами». В результате встает проблема не соответствия развитости речевых функций у ребят, предъявляемым требованиям школы. Одним из негативных источников формирования речевой культуры у младших школьников является чрезмерное употребление жаргонов, действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, например: фуфло, хата, сухарь и др.; профессиональных термины, например: окно (свободный урок), надомник, пмж (поликлиника по месту жительства); сленг, например: бабки, балдеть, достать (кого-либо) и др.

Историки утверждают, что уже во времена становления русского языка, существовал жаргон. Впервые попытка описать и классифицировать жаргонную лексику была предпринята С.П.Микуцким в словаре «Материалы для сравнительного и объяснительного словаря русского языка и других славянских наречий» [3]. К середине 30-х годов, заявленная ученым тема, была объявлена «недостойной внимания» и интерес к изучению данного вопроса утих. В связи с активностью употребления в современном обществе жаргонной лексики, забытый пласт языка вновь привлекает внимание ученых-лингвистов, таких как, Д.Э.Розенталя [4], Э.М.Береговской [5] др. Однако при всем внимании, уделяемом лингвистами, влияние современных жаргонизмов на речь детей во многом остается до сих пор не изученной, по этой причине считаем заявленную тему весьма актуальной.

Одно из характеристик жаргона – это эмоциональность, способность слова выполнять, эмотивно-оценочную семиологическую функцию. Жаргонные единицы могут быть связаны с выражением чувств и эмоций в следующих аспектах:

1. Эмоциональные слова и выражения, всего это такие лексемы, как блин и елы-палы, используемые в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, эмотивы типа корка(корки, корочки) и др.

2. Слова и выражения с эмоциональным значением. Эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что, функционируя в речи, они не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию: балдеть, кайфовать, тащиться, торчат и др.

3. Слова с эмоциональным компонентом значения. В них обязательно присутствует некоторая характеристика предмета плюс эмоциональное отношение к нему: училка (учительница), класснуха (классный руководитель), дерюга (директор) и др.

Э.М.Береговская в работе выделяет три бурные волны в развитии детского жаргона в России: Первая волна (20-е годы), исследователь связывает это с появлением огромного количества беспризорников, в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся и подростков окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у революционеров, например: беспредел, кольщик и др. Вторая волна (50-е годы), вызвана появлением так называемых «стиляг»: чувиха, манюшки и др. Третья волна (70-80-е годы) вызвана с периодом «застоя», в этот исторический период в России широко распространены разные неформальные молодёжные движения, например, «хиппующие», молодые люди создают свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии, например: базар, кайф, мент и др. [6]

Тематика наиболее часто используемых младшими школьниками жаргонов, по мнению Э.М.Береговской, можно разделить на четыре сферы: школа, досуг, быт, оценка. Слова первой сферы можно разделить на следующие группы: наименования учителей, например: алгеброид, физичка, истеричка, химоза, физик-шизик, диря, реп, училка, пит и др.; наименования учебных предметов, например: физра, литра, пинглиш (английский язык), геос (геометрия) и др.; наименование школьных оценок, например: параша, тройбан, трояк и др.; наименование школьных помещений, например: столовка, тубзик и др.; наименования других реалий учебного процесса, например: шпора, (шпаргалка), зубрила, камчатка, чукотка (задние парты), скатать, завалить, загибать. и др.[7] К сфере досуга в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: видак, мафон, клипейшн, диска, дискач, поп, рок, попса, гоп-компания, водяра, кореша, тусовка, шухерить, замочить, махаться и т.д. Для слов этой группы характерно преобладание лексем, заимствованных из других жаргонов. Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп. Первая группа лексемы, называющие части тела, например: крылья - руки;котелок, чайник - голова;тормоза - ноги и др. Вторая группа – это лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары: джопсы, джины - джинсы; бомбер - куртка и др. Третья группа лексем называют различную бытовую технику, например: видак, мафон, плейер и др. Слова сферы оценки: вокативы и собственно оценочная лексика. Вокативы отнесены к сфере оценки потому, что выражают отношение к тому, кого называют. К группе вокативов относится: мелочь, щенки, кенты, браток, братиша. Школьный жаргон отличает наличие двух диаметрально противоположных групп лексем, несмотря на то, что в литературной нормированной речи присутствует множество качеств и оценок, отражающих богатый спектр чувств и эмоций человека. Экспрессивная лексика представлена в основном наречиями, словами категории состояния и, в меньшей степени, прилагательными. Например: шик, блеск, отпадно, круто, супер, коронно, зверско, клево, чудовищно, потрясно, ништяк - положительная оценка; примато, фигово, пазарно, лево, муть, мура - отрицательная оценка.

В настоящее время пути проникновения в язык ненормативной лексики – это, в первую очередь, результат заимствования и широкая развитость информационных технологий и активное присутствие их в жизни современного школьника. Заимствования происходят чаще всего из английского языка, что вызвано популярностью языка в учебной сфере. Обучающиеся первых классов начальной школы, которые с легкостью владеют заимствованной терминологией, являющейся примером ненормативной лексики: фифти-фифти, респектую, лузер, пипл и др. что свидетельствует о достаточно прочном вливании зарубежного жаргона в речевой аппарат современного младшего школьника. Работа лингвистов Н.В.Виноградова[8], О.И.Ермакова[9] посвящена этому актуальному влиянию.

Несомненно, проблема несоответствия развитости речевых функций у детей, в первую очередь связана с употреблением жаргонной лексики, которая засоряет и огрубляет разговорную речь. Проведенный анализ существующей научно-исследовательской литературы в области вопроса изучения ненормативной лексики младших школьников позволил сделать следующие выводы – заявленная тема представляется весьма интересной и актуальной.

Перспективы исследования связаны с изучением функционирования ненормативного словаря младших школьников на разных возрастных этапах.

Список использованной литературы:

1. Т.В. Жеребило.Словарь лингвистических терминов. - Изд-во «Пилигрим». М., 2010.

2. В.Ю. Михальченко. Словарь социолингвистических терминов . - М.: Российская академия наук. Институт языкознания. 2006.

3.С.П. Микуцкий. Материалы для сравнительного и объяснительного словаря и грамматики русского языка и других славянских наречий. - Изд. 1861

4. Д.Э. Розенталь Жаргонная и арготическая лексика. М.: Айрис-Пресс. Изд.2002.

5. Э.М.Береговская. Молодежный сленг: формирование и функционирование. Употребление жаргонов. М.,1996.

6. Э.М. Береговская. Молодежный сленг: формирование и функционирование. Употребление жаргонов. М., 1996.

7. Э.М. Береговская. Молодежный сленг: формирование и функционирование. Употребление жаргонов М., 1996.

8. Н.В. Виноградова. Русский компьютерный жаргон в зеркале лингвокультурных взаимодействий // Взаимодействие языков и культур: русский язык в культурно-коммуникативном пространстве новой Европы. Сб. научн. ст. Под редакцией Ю. Е. Прохорова. Вып. 1. Рига.: Изд. РБИ, 2005.

9. О.И. Ермакова. Особенности компьютерного жаргона как специфической подсистемы русского языка. М.,2001.

Просмотров работы: 3145