В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [7]. Современная отечественная педагогика активно выстраивает свою новую парадигму, ориентированную на человека. В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения. Вопрос о воспитании - это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о нравственных ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в общении с людьми [3, с.78].
Вместе с тем, в системе дошкольного образования наличествуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого - формирование неадекватного отношения к сверстникам. Поэтому главной задачей в дошкольном возрасте должно быть проявления доброжелательности во взаимоотношенияхдетей старшего дошкольного возраста.
Это обусловило проблему исследования: какой должна быть педагогическая технология формирования доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста.
Положительные взаимоотношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя - не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские взаимоотношения между ребятами [5, с.45].
Взаимоотношение - взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности [2, с.23]. «Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству» [3, с.287].
Формирование доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста осуществляется, прежде всего, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников содействует становлению начал коллективных отношений, проявляющихся, прежде всего, в дружной совместной игре (в согласованности действий), в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п.
Л. В. Артемовой выделены 5 уровней детских взаимоотношений в зависимости от их соответствия правилам поведения. Приведенная характеристика позволяет проследить процесс взаимовлияния детей в коллективе, значение правил в воспитании организованного поведения каждого ребенка. Л. В. Артемова считает, что для того, чтобы повысить взаимовлияние детей друг на друга, необходимо предоставлять им большую самостоятельность в использовании норм и правил поведения [1, с.78]. На наш взгляд, при определении уровней детских взаимоотношений только с ориентировкой на усвоение правил поведения недостаточно учитывается внутренняя позиция ребенка: его потребность в общении, мотивы, чувства, воля. В процессе же взаимоотношений эти качества личности часто определяют круг и устойчивость контактов, положение ребенка в коллективе.
Учитывая, что нравственной основой доброжелательности являются гуманизм и коллективизм, некоторые исследователи в качестве основных принимают и такие критерии поведения в обществе, как стремление к общению, умение бесконфликтно контактировать более или менее длительное время, проявлять внимание, заботу и др. Эти качественные показатели положены в основу классификации уровней доброжелательности детей пятого года жизни в работе Т. А. Владимировой. Автором выделены 4 уровня взаимоотношений: к I уровню были отнесены дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню также были отнесены общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные. К III уровню относились дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли и т. д. К IV уровню относились дети, нарушающие правила поведения в играх. Как видим, при характеристике уровней автор в основном выдвигает умения ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность, черты коллективизма и др.
Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить исходный уровень сформированности доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 1
Критерии и показатели доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
(по Т. А. Владимировой)
Критерии |
Показатели |
взаимодействие со сверстниками в игре |
- умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре - умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно |
знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками |
- умение разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь |
проявление нравственных чувств |
- умение проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками |
На основе совокупности выделенных критериев были определены уровни сформированности доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста в градации: высокий, средний, и низкий уровни. К I уровню (высокий уровень) были отнесены дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню (средний уровень) также были отнесены общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные. К III уровню (низкий уровень) относились дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли.
Высокий уровень сформированности доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста зафиксирован у 4 детей (12%). Они общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Средний уровень сформированности доброжелательности во взаимоотношениях у детей продемонстрировали – 8 детей, что в процентном соотношении составляет 32% от общего количества детей. Дети общительные, инициативные, но несколько эгоистичные. К низкому уровню сформированности доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста отнесли наименьшее количество детей, что составляет 4 % от общего количества дошкольников, задействованных в экспериментальном обследовании.
Исходя из результатов обследования, полученных в ходе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что необходима целенаправленная работа по формированию доброжелательности во взаимоотношениях у старших дошкольников.
Следующим этапом экспериментальной работы будет являться апробация педагогической технологии формирования доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста. Данная технология будет строиться с учетом образовательной программы дошкольного образования и ФГОС ДО (таблица 1).
Таблица 1
Педагогическая технология формирования доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста
Модули технологии |
Краткая характеристика технологии |
Концептуальный модуль |
При разработке педагогической технологии использовали следующие классификационные параметры:
|
Целевой модуль |
Цель: формирование доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1) учить взаимодействию со сверстниками в игре; 2) развивать умение детей использовать знания норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками; 3) воспитывать эмоциональное положительное отношение к сверстникам, проявлению нравственных чувств. |
Содержательный модуль |
I блок – «Общение без слов». Цель – переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия; II блок - «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. III блок – «Согласованность действий». Цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей. IV блок – «Общие переживания». Цель – вызвать у детей общие эмоции и переживания. V блок – «Взаимопомощь в игре». Цель – учить детей проявлять сопереживание, сострадание, оказывать помощь друг другу. |
Процессуально - деятельностный модуль |
Участники образовательного процесса: Старшие дошкольники, воспитатели, родители. Средства: совместная игровая деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная игровая деятельность детей. Методы: игровые. Последовательность: поэтапная реализация блоков. |
Диагностико - результативный модуль |
Результат: повышение уровня сформированности доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста. |
Содержание работы с детьми в каждом блоке предполагает включение НОД; дидактических игр, педагогических ситуаций, имитационных игр, чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям, тренингов. Данная педагогическая технология формирования доброжелательности во взаимоотношениях у детей 6-7 лет со сверстниками будет, на наш взгляд, способствовать формированию доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературыАртемова Л.В. Развитие предпосылок толерантности в процессе социально-нравственного воспитания [Текст] / Л.В. Артемова //Психология образования в поликультурном пространстве. – 2011. – № 1. – С. 99 – 105.
Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.
Павленко, Т. Почему они конфликтуют?: Общение дошкольников. [Текст] / Т. Павленко // Дошкольное воспитание. – 2012.– № 1. – С. 72 -77.
Рыбаков, И.А. Психолого-педагогические факторы формирования социально-коммуникативных способностей младших школьников [Электронный ресурс] / Рыбаков И.А., Дрягалова Е.А. // Журнал научной и педагогической информации. - 2011. - № 10.
Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. - С. 73-77.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://nsportal.ru/
7