В Российской Федерации в последнее десятилетие наблюдается стремительный рост использования информационных технологий в производственно-хозяйственной деятельности предприятий, что обусловлено повышением конкуренции и необходимостью увеличения скорости создания и вывода новых продуктов на рынок.
Интернет как наиболее доступная и удобная глобальная система обмена информацией между пользователями с каждым годом активнее внедряется и трансформирует бизнес-процессы. Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся рынках, таких как страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), перед компаниями открываются совершенно новые рынки.
Частным случаем электронного бизнеса является электронная коммерция.
Многие специалисты утверждают, что развитие электронного бизнеса в России идет более высокими темпами, чем в ряде западных стран. С точки зрения электронной коммерции в России перспективны электронные платежи, банковские услуги, страхование, создание программного обеспечения.
Большую роль в развитии электронного бизнеса в России сыграло и государство, продвигая электронные торги с целью повышения прозрачности, снижения стоимости транзакционных расходов, снижения возможностей по манипулированию процессом торгов.
Интернет-торговля в России значительно отличается от торговли в развитых странах Европы и США, она имеет свои специфические особенности. Электронная коммерция для России достаточно новая сфера бизнеса, и самое распространённое её проявление, это интернет-магазины, которые продают либо товар, либо услугу, либо информацию.
Основными инструментами электронного бизнеса России являются:
1. Интернет-магазин;
2. Корпоративный веб-сайт;
3. Интернет-аукцион;
4. Интернет-биржа;
5. Информационный корпоративный портал;
6. Интернет-Маркетинг.
По подсчетам аналитиков, оборот всех российских интернет-продавцов в 2012 г. достиг 310 млрд. рублей. Число экспресс-отправлений и посылок из-за границы в 2012 году составило 21,6 миллионов, причем 70 % из них — это покупки через интернет-магазины. В частности, около 80 % почтовых отправлений в Россию приходят из Китая, США, Гонконга, Великобритании и Германии.
Важно отметить то, что сфера электронной торговли в России имеет больше вопросов и проблем, нежели ответов и готовых решений. К основным причинам, тормозящим развитие электронной коммерции в России, относятся:
Неширокий круг пользователей интернета, для которых приемлемы покупки в интернете. Российские покупатели не торопятся приобретать товары, которые они не могут потрогать или померить.
Различные показатели пользователей интернета и среднестатистического жителя России по уровню материального благосостояния и технической подготовке, что делает менее эффективным использование интернета для продвижения товаров массового спроса.
Информационная перегруженность и хаотичность многочисленных сайтов, что затрудняет привлечение и удержание потенциальных клиентов.
Безопасность финансовых сделок и передаваемой информации, являющейся конфиденциальной.
Нехватка профессиональных специалистов по рекламе и интернет-маркетингу и, как следствие, низкое качество оказываемых ими услуг.
Одна из основных особенностей российских интернет-магазинов - это желание подражать западным и американским компаниям. На практике оказывается, что большинство интернет-магазинов, которые сильно увлеклись подражанию Западным компаниям, не добиваются успеха. Это связанно с тем, что зарубежные интернет-магазины формировались и развивались совершенно в других условиях, работая с другими покупателями, используя другие инструменты и имея другие возможности.
Государственное регулирование электронного бизнеса в РФ не соответствует ни одному из имеющихся типов в мировой практике. Суть его заключается в выжидательной позиции законодательной власти по вопросам разработки нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры электронного бизнеса, заключения международных соглашений и т.д.
В российском законодательстве отсутствуют правовые акты, которые защищали бы права поставщиков, нет работающей системы страхования грузов, затруднены безналичные расчёты с поставщиками и приём платежей от покупателей из-за неразвитой банковской системы.
Несомненно, что в России у электронного бизнеса есть будущее. Российские компании понимают, что на сегодня у традиционных форм бизнеса без использования интернета будущего нет. Интернет-коммерция в нашей стране начинает только набирать обороты и в ближайшие лет пять будут только увеличиваться, и усиливаться темпы роста. Кроме того, бизнес в электронной коммерции безграничен и очень интересный, возможность развиваться, и территория влияния компании будет зависеть только от желания его самого предприятия.
Библиографический список
Ищенко А.А. Межорганизационный электронный бизнес в России: особенности создания, эволюция развития и выгоды использования экономический журнал ВШЭ, № 1, 2004, с. 81-91.
Степаненко Е. Электронная коммерция в России. Основные вопросы // Хозяйство и право. 2012.