В связи с общей социальной необходимостью, внедрением инновационных технологий и методик, а также проведением многочисленных педагогических экспериментов, последние два десятилетия реформирования нашего общества привели к значительному возрастанию интенсивности образовательного процесса в школе. Это связано со стремлением более качественной и ускоренной подготовки будущих специалистов.
В этих условиях возникает острая необходимость поиска или разработки научно-обоснованных форм восстановления благоприятного уровня умственной и физической работоспособности школьников. Физическая культура здесь может послужить одним из наиболее эффективных методов.
Целью исследования являлось: исследовать влияние физических упражнений на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
В исследовании применялись следующие методы: анализ научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе поселка Татарстан Республики Татарстан, в котором приняли участие ученики начальных классов в количестве 40 человек, из 20 человек составили контрольную группу, 20 - экспериментальную.
Педагогический эксперимент заключался в разработке и внедрении специального комплекса мероприятий, в рамках урока физической культуры, направленный на повышение уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста, в который вошли следующие мероприятия:
танцевальная аэробика;
скиппинг (упражнения со скакалкой);
упражнения, направленные на развитие координационных способностей, быстроты, ловкости;
стретчинг (растягивание);
Занятия проводились 3 раза в неделю, продолжительность которых составила 40 минут.
В ходе эксперимента было проведено исследование физической подготовленности детей младшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп, которое выявило следующее:
1) в тесте «наклон вперед из положения сидя» в контрольной группе 13% детей выполнили на «отлично», 48% - на «хорошо», 39% - на «удовлетворительно», а в экспериментальной группе 72% выполнили на «отлично», 28 % - на «хорошо»;
2) в тесте «подъем туловища» в контрольной группе 22% детей выполнили на «отлично», 57% - на «хорошо», 21 % - на «удовлетворительно», а в экспериментальной группе 53 % выполнили на «отлично», 47 % - на «хорошо»;
3) в тесте «прыжок в длину с места» в контрольной группе 10% детей выполнили на «отлично», 62% - на «хорошо», 28% - на «удовлетворительно», а в экспериментальной 24% выполнили на «отлично», 62% - на «хорошо», 14% - на «удовлетворительно».
Таким образом, сравнительный анализ до и после эксперимента дает сделать вывод, что разработанный и внедренный нами комплекс мероприятий способствует улучшению физической подготовленности детей младшего школьного возраста.