ПРОБЛЕМА УТЕЧКИ УМОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ МОСКВЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА УТЕЧКИ УМОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ МОСКВЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

В данном докладе автор планирует представить и раскрыть читателям одну из главных проблем в современном мире, в том числе характерной для нашей страны – проблему «утечки умов» заграницу. Для этого необходимо найти ее причины, а затем наметить методы борьбы с ней. Также в данном исследовании автор анализирует ход развития проблемы «утечки умов» в России и в Москве в частности.

Проблема «утечки мозгов» в России. Масштаб проблемы.

Термин «brain drain» (утечка умов) впервые был использован в докладе Британского королевского общества в 1962 г. по отношению к эмиграции учёных, инженеров и техников из Великобритании в США. С тех пор он стал использоваться в литературе для обозначения массовой иммиграции высококвалифицированных специалистов из многих стран мира, как промышленно развитых, так и развевающихся. Этот проблема коснулась и нашей замечательной страны – России. Так как Москва является и научным, и инновационным ,и бизнес центром ,к вопросу утечки умов в Москве надо подходить с высокой ответственностью и интересом .

Утечка Умов — процесс, при котором из страны или региона эмигрируют специалисты, ученые и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам.

За период времени с 1989 года по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. Это наиболее востребованные ученые, находящиеся в продуктивном научном возрасте. …сегодня число занятых в науке в России составляет порядка 40 % от уровня 90-х годов». По некоторым оценкам за период с 1999 по 2004 г. Россию покинули 25,000 учёных, а 30,000 ежегодно работают по системе контрактов за рубежом, что составляет примерно 5-6% от общего научного потенциала страны [1].

История возникновения проблемы «утечки мозгов» из России

Корни масштабной «утечки мозгов» из России принято искать в общем экономическом кризисе 1990-х годов, который существенно сократил правительственную поддержку научной деятельности и вынудил промышленность отказаться от проведения научных исследований, отдача от которых может быть получена только в перспективе. Процесс «утечки мозгов» за рубеж начался в начале 1990-х годов после распада СССР, когда в стране резко ухудшилась экономическая ситуация. Причем, многие российские ученые, покинувшие страну после распада СССР, занимали ведущие позиции в составе научного сообщества. Как правило, за границу уезжали наиболее одаренные специалисты, либо являющиеся лидерами приоритетных исследовательских направлений, либо обещающие таковыми стать. Тем временем, число занятых в науке с 1991 по 1999 год сократилось более чем в два раза (с 878,5 тыс. до 386,8 тыс. человек). В результате, только в Соединенных Штатах сейчас работают десятки тысяч русских ученых, а общий показатель «утечки мозгов» за границу до сих пор не поддается подсчету. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех специалистов, которые выезжают в зарубежные страны на постоянное место жительства. Известно, однако, что массовая «утечка мозгов» привела к возникновению возрастного разрыва и к потере связи между поколениями в научном сообществе России: уже в 2000 году ученых младше 29 лет насчитывалось только 10,6%, в возрасте 30–39 лет — 15,6%, 40–49 лет — 26,1%, а старше 50–47,7%. Согласно неправительственным источникам, только за первую половину 1990-х годов из страны выехало от 60 до 80 тыс. ученых. Некоторые исследователи оценивали ежегодные потери России в 1990-е годы от «утечки мозгов» в $ 50 млрд. и утверждали, что она нанесла невосполнимый урон интеллектуальному потенциалу страны.

Причины возникновения проблемы «утечки мозгов».

  1. Низкая оплата труда. Несмотря на реформы и заявления Президента, заработная плата ученых составляет в среднем 18 тыс. руб., а молодых ученых — не более 10 тыс. руб. В то же время средняя заработная плата ученого-физика в США сразу после окончания вуза составляет не менее 30 тыс. долл. в год.

  2. Низкий престиж научной деятельности. Проведенный Центром научной политической мысли и идеологии социологический опрос показал, что самой престижной работой в США считается профессия ученого, но в РФ эта профессия занимает лишь 19-е место. В отличие от времен СССР, когда научная деятельность оценивалась крайне высоко, современное российское общество не обладает достаточной зрелой системой демократических ценностей для достойной оценки научной деятельности. Как уже отмечалось, несмотря на высокий уровень жизни в ЕС, оттуда также постоянно происходит «утечка мозгов» в США. Это связано, в первую очередь, с популярностью науки в США и ее организацией (в США действуют немногочисленные крупные научные центры, которые имеют многомиллиардное финансирование).

  3. Слабая материально-техническая база. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» определяет обязанность научных учреждений постоянно обновлять материально-техническую базу. Однако выделяемых из бюджета денег очевидно не достаточно. Для сравнения: компания «Сименс» (Германия) тратит в год на научные исследования практически столько же, сколько все Российское государство. Считается, что для достойного обеспечения деятельности науки на нее необходимо тратить около 3% ВВП. РФ тратит около 1,5%, и то более половины всех этих средств идут на «оборонку».

  4. Неэффективность государственного управления наукой и падение уровня образования. Последние годы эта проблема принимает просто катастрофические размеры. Молодые уезжают на обучение именно из-за низкого и продолжающего снижаться уровня образования. А теперь, когда мы перешли на Болонскую систему, хоть наши дипломы и станут признаваться, «утечка мозгов лишь усилиться».

  5. Перекос в сторону виртуальной экономики. Это общая проблема, оказывающая очень серьезное влияние на состояние науки. Развитие науки напрямую зависит от развития реального сектора экономики и промышлености. Промышленности научные разработки необходимы, а банкам и финансовым организациям – нет. Все это ведет еще и к нехватке рабочих мест в области научных разработок. Это-то и приводит как к внутренней «текучке» и оттоку технических ученных за границу.

  6. Отсутствие научных школ. Отъезд крупных ученых имеет еще одну сторону: во-первых, распадаются целые научные школы, а, во-вторых, молодые ученные зачастую не могут найти себе научных руководителей по определенным специальностям.

  7. Отсутствие связи между высшей школой и наукой. Ни законодательство РФ, ни практика вузов не предусматривают объемы научной деятельности высшей школы; в отличии от США в РФ талантливых студентов не «ведут» еще с младших курсов[3].

Меры про предупреждению «утечки мозгов» из России.

По данным Института исследований труда (Institute for the Study of Labour), ныне некоторые страны законодательно запрещают отъезд за границу определенных категорий специалистов — например, врачей и учителей. Однако это помогает мало: желающие уехать специалисты находили и находят возможности обойти ограничения, например, скрывая наличие у них соответствующих дипломов.

Есть другой пример. Можно воспользоваться опытом Китая, который для вернувшихся ученых установил зарплату выше, чем в США. Или опыт Петра Великого, который умудрился раздобыть для Академии наук таких ученых, как Эйлер. Это наиболее прямой путь. Но тут нужны деньги, а деньги – это такая материя, которой хронически ни на что не хватает.

Еще одним выходом мог бы стать перевод высшего образования на контрактную основу. В контракте может быть указано, что получение бесплатного высшего образования подразумевает, что специалист своей работой на Родине должен вернуть затраченные на его образование деньги. Тогда, имея контрактные обязательства, специалист не сможет уехать за рубеж. Это своего рода подписка о невыезде.

Выводы.

В целом, в настоящее время идет процесс уменьшения количественных параметров российского научного потенциала (численность занятых, затрат), ухудшение его качественных характеристик (отток наиболее работоспособных сотрудников, научной молодежи, старение и потеря материально – технической базы НИОКР).Этот процесс замедляет научно – технический прогресс, нарушает режим воспроизводства кадров высокой и высшей квалификации, отрицательно влияет на демографические и социальные стороны развития общества. Если кризис российской науки будет углубляться, то под угрозу будет поставлена технологическая и экономическая безопасность страны.

Я считаю ,что Утечка умов это противоречивое явление. Я не могу сказать, что все ученые уезжают за границу за «лучшей жизнью и карьерой». Потому что Россия имеет все условия для поддержания научных процессов и развития. Отсутствие ресурсов ,я думаю,-миф. Нужны идеи и «качество мысли», потому что если будут такие предложения ,то и будут встречные и будут средства.

Литература:

  1. Официальный сайт Министерства и науки Российской Федерации. Режим доступа: http://минобрнауки.рф. Дата обращения 28.02.2015.

  2. Официальный сайт Центра гуманитарных технологий. Режим доступа: http://gtmarket.ru. Дата обращения 28.02.2015.

  3. Официальный сайт Центра научной политической мысли и идеологии. Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/utechka-mozgov-vzgljad-v-buduschee. Дата обращения 28.02.2015.

5

Просмотров работы: 3209