СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ НА ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИИ. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ НА ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В. В. Путин в послании Федеральному Собранию 2013 признал, что причиной замедления роста и развития российской экономики является не негативное воздействие извне, а скорее внутреннее несовершенство системы. Среди обозначенных проблем: невысокая производительность труда, недостатки в системах образования (как среднего, так высшего и профессионального), отсутствие мотивации к повышению квалификации и рабочей миграции внутри страны (низкий уровень з/п, слабое развитие социальных программ поддержки, нехватка информации по доступным вакансиям, ложные моральные ценности и т.д.). Не подлежит сомнению тот факт, что решение каждой отдельно взятой проблемы жизненно важно для российской экономики, однако не менее важным является осознание взаимодействия и взаимовлияния всех вышеупомянутых трудностей.

Комплекс под названием «человеческий капитал» объединяет в себе все факторы общественного и экономического прогресса, является сегодня едва ли не главным ресурсом, необходимым для подъема экономики. По словам В. Мау, именно человеческий капитал выступает несомненным приоритетом социально-экономической политики государства. Экономическая теория человеческого капитала, начало которой было положено еще в 17-18 веках, позволяет объяснить такие, казалось бы, разноплановые и независимые явления как: вклад образования и моральных ценностей человека в экономический рост; передача экономического неравенства из поколения в поколение; как развитие социальных секторов может дать толчок для развития экономики в целом и многое другое.

Целями данного исследования являются: исследование состояния человеческого капитала в России, а также исследование влияния деятельности СМИ на темпы экономического роста страны.

В качестве объекта исследования научной работы будет рассматриваться экономическая теория человеческого капитала. В качестве предмета исследования – политика государства в различных сферах (экономика, образование…), деятельность СМИ и ее последствия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

Раскрыть понятие «человеческий капитал» – дать определение, содержание и привести классификацию;

Проанализировать методы развития человеческого капитала в России;

Выявитьвозможные пути решения обозначенных проблем и сформулировать свою позицию по вопросу;

Для решения поставленных задач понадобится изучить соответствующую литературу и интернет-ресурсы, подобрать статистический материал для анализа.

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы, 3-х приложений.

Глава I Теоретическая часть проблемы

«Изучение экономической теории должно

привить молодым людям ощущение

ответственности за судьбу своей страны»

Н. Грегори Мэнкью

Для введения понятия «человеческий капитал» в данном исследовании, необходимо вначале рассмотреть отдельно самое понятие «капитал».

Отправная точка экономической деятельности общества – это производство, в ходе которого предполагается взаимодействие нескольких факторов (совокупность того, что участвует в производственном процессе, производит товары и услуги). Разные экономические школы дают различную классификацию факторов. Классическая школа выделяла три основных фактора. Маржиналисткая теория выделяла уже четыре группы, а в экономической теории постиндустриального общества их насчитывает уже 7: земля, труд, капитал, предпринимательская способность, информация, экология и время. Конкретно «капитал» присутствует в классификации любой школы и считается одним из основных и системообразующих.

Капитал – (от лат. caputa – голова) – это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг1. И опять присутствуют различные трактовки в зависимости от экономических учений. Главными являются три направления2:

  • Вещественная или натуралистическая концепция (капитал – либо средства производства, либо готовые товары, предназначенные для продажи)

  • Денежная или монетаристическая концепция (капитал – деньги, приносящие процент)

  • Теория человеческого капитала (капитал – приобретенные знания, навыки, энергия)

1.1

Определение понятия «человеческий капитал» (несколько подходов)

Идея исследования человеческого капитала зародилась еще в XVII-XVIII в. в умах тогдашних представителей классической школы английской политэкономии – У. Петти и А. Смита. Известный статистик и экономист, Петти, впервые предпринял попытку количественной оценки производственных способностей человека (их роли в создании богатства). Им было отмечено, что слава правителя государства основывается на численности, искусности и трудолюбии народа. Например в своем труде «Политическая арифметика» он приводил очень интересный факт: ценность основной массы людей равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят. Тем самым можно сделать вывод, что в его понимании, человеческий капитал(1) – «зависимость богатства общества от характера занятий людей и их способности к труду»3. Позже, в XVIII в. известный английский (Шотландия) экономист А. Смит продолжил развитие идеи Петти. Он также видел взаимосвязь между созданием богатства и навыками и способностями работников. Именно повышение ловкости и умений работников он ставил выше чем развитие и усовершенствование машин и оборудования. Основываясь на главном произведении Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» можно вывести определение человеческого капитала(2) как – производительные способности человека4.

Необходимо подчеркнуть, что формирование и развитие теории человеческого капитала происходило в основном в рамках неоклассической школы политэкономии. В конце 50-60-х годов XX в., ввиду возрастания влияние человеческого фактора в условиях НТР данное понятие обрело научный статус, сформировало и легло в основу новой экономической концепции человеческого капитала. Ее разрабатывали представители неоклассического направления западной политэкономии, такие как: Т. Шульц и Г. Беккер (удостоены Нобелевской премии), Дж. Минцер и др. Человеческий капитал(3) – комплексное сочетание врожденных талантов и способностей человека и навыков и знаний, которые он приобретает путем образования и подготовки. (Здоровье также иногда включается)5. Существует также подход так называемого «делового мира», который принял понятие человеческого капитала и определил его более узко: человеческий каптал(4) – навыки и таланты рабочей силы, имеющие непосредственное отношение к успеху предприятия или конкретной отрасли6. Немного отличную трактовку идей западных неоклассиков мы видим в работах Р. И. Капелюшникова (научный сотрудник Института мировой экономики и МО РАН): человеческий капитал(5) – запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им как в производственных, так и в потребительских целях. Он – человеческий, потому что воплощен в личности человека, он – капитал, потому что является источником будущих доходов, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе»7. В научном исследовании Р. И. Капелюникова цитируется также еще одно понимания термина человеческий капитал(6), предложенное недавно экспертами ОЭСР – это «знания, навыки, умения и способности, воплощенные в людях, которые позволяют им создавать личное, социальное и экономическое благосостояние»8.

И, наконец, в качестве крайнего определения термина человеческий капитал можно упомянуть подход к этому вопросу марксистской экономической школы во главе с ее идеологом К. Марксом, Германия, XIX в. Маркс рассматривал «производство человека» (потребительное производств), т.е. человеческого капитала, как второй вид общественного производства. В процессе данного вида производства рабочая сила наряду с воспроизводством, также и непрерывно развивается и совершенствуется. Человеческий капитал(7) по Марксу – развитая рабочая сила, способная к квалифицированному труду; «искусство» рабочего, накопленные созидательные и умственные способности рабочего9.

Обобщая вышеупомянутые точки зрения на проблему, можно сказать, что человеческий капитал – это совокупность физических, умственных, предпринимательских способностей человека, его знания, умения, навыки, профессионализм, опыт, талант, мотивация используемые в производстве товаров и услуг, обеспечивающие получение дохода в будущем и служащие двигателем экономического развития общества и увеличения его богатства (благосостояния).

1.2

Содержание и классификация человеческого капитала

Человеческий капитал – понятие очень многогранное, неоднозначное и постоянно меняющееся. Это и обуславливает разницу в подходах к определению его содержания и классификации.

Например, как и любой капитал, человеческий также проходит несколько этапов в своем жизненном цикле. Это: формирование, развитие, накопление, сохранение и использование. В данном исследовании, содержание человеческого капитала представлено через ряд факторов, оказывающих влияние на указанные стадии жизненного цикла человеческого капитала. Факторы делятся на10:

  • Биологический

Способности, особенности человека – физические и моральные – приобретенные им с рождения, и которые он может использовать в процессе производства (пол, рост, вес, характер и т.д.).

Практически не подвергается воздействию.

  • Фактор здоровья

Физическое и психологическое состояние человека, его способность участвовать в хозяйственном производстве. Способствует продлению и улучшению трудоспособности рабочего, воздействует на отдачу от капитала и срок его полной амортизации.

Возможет систематический контроль и поддержание, и улучшение здоровья.

  • Социальный фактор

Совокупность свойств, которые присущи человеку как субъекту социальных отношений (раса, страна происхождения, национальность, принадлежность к определенной социальной группе…).

Важную роль играет система образования, а также уровень развития системы услуг.

  • Экономический фактор

  • Рынок труда (спрос и предложение на рынке труда, сегментация рынка)

  • Система заработной платы

  • Мобильность рабочей силы

Тем самым, более четко можно выделить в содержании человеческого капитала: сумму врожденных способностей (талант), общее и специальное образование (способности и знания), приобретенный профессиональный опыт (информация), творческий потенциал, морально-психологическое (СМИ) и физическое здоровье (здравоохранение), мотивы деятельности, миграцию, социализацию (быт, социальный слой) и индивидуальные особенности человека (характер, культура, воспитание, круг интересов).

Согласно научной классификации человеческий капитал можно классифицировать (1) по двум видам: отрицательный (разрушительный) и положительный (созидательный). Отрицательный капитал не дает отдачи (частично или полностью) от инвестиций в него, что ведет к препятствованию росту качества жизни общества, к замедлению экономического развития. Как следствие – коррупция, безработица и т.д. Положительный же капитал напротив, имеет постоянную долгосрочную отдачу и позволяет ускорять экономический рост.

Основываясь на приведенных выше элементах содержания человеческого капитала, становится возможным составить еще одну его классификацию(2)11:

  1. Капитал здоровья

Физическая сила, выносливость, иммунитет, работоспособность, увеличение периода активной трудовой деятельности. Зависит от качества услуг здравоохранения. Чем

  1. Трудовой капитал

Чем сложнее труд (работа), тем соответственно выше требования к квалификации, уровню знаний, опыту и ответственности работника.

  1. Интеллектуальный капитал

Интеллектуальная, творческая деятельность человека, которая проявляется в виде нематериальных активов предприятия и интеллектуальной собственности работника; патентуется и на нее распространяется авторское право. Также можно определить как: совокупность всех знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность = «банк знаний» компании. Одна из важнейших составляющих человеческого капитала!

  1. Организационно-предпринимательский капитал

Труд менеджера и предпринимателя, который требует от индивида: организаторские способности и коммуникабельность, склонность к разумному риску и высокая ответственность, предприимчивость и чувство экономии, энергия и сила воли. Является одним из наиболее перспективных и важных видов.

  1. Культурно-нравственный капитал

Высокая культура и нравственность человека: врачебная и деловая этика, кодекс чести предпринимателя, репутация фирмы и работника, совесть, порядочность и ответственность.

  1. Социальный капитал

Набор общественных отношений, который минимизирует объем операционных затрат информации в условиях всей экономики и позволяет участникам действовать вместе для достижения общих целей. Например, разделение труда как элемент общественной организации производства. Также это могут быть: социальные нормы и сети (круг общения), доверие, сотрудничество, диалог, работа в команде. Создается благодаря обмену знаниями между сотрудниками, управляющими, поставщиками, потребителями и т.д. Отчуждаемый.

  1. Бренд-капитал (клиентский)

Верные данной фирме клиенты, посредством которых создается спрос, и формируются потребности в определенном сегменте рынка. Пользователь, т.е. потребитель как бы вовлекается в процесс создания и усовершенствования товаров и услуг. Именно поэтому данный вид человеческого капитала является отчуждаемым. Посредством клиентского капитала создается эффект нарастающей положительной обратной связи. Нарушить эту связь редко удается даже новому более совершенному продукту конкурентов, который недавно вышел на рынок. Примером может быть страховая компания.

  1. Структурный капитал

Способность фирмы управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно менять ее в выгодном для фирмы направлении. Может возникнуть только там, где идеи ценят выше положения на иерархической лестнице. Отчуждаемый.

  1. Организационный капитал

Знания, которыми владеет организация, а не каждый работник в отдельности, другими словами – внедренные знания, которые можно хранить с помощью информационных технологий в доступных базах данных. Делится на капитал инновации (интеллектуальная собственность, защищенные коммерческие права) и капитал процессов (система производства, сбыта и т.д.). Отчуждаемый.

1.3

Инвестиции в человеческий капитал и отдача от них

Первопроходцы в научной концепции человеческого капитала – Т. Шульц и Г. Беккер – делали серьезный акцент на инвестициях в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это объяснимо, так как именно инвестиции в любой ресурс и превращают его из простого в капитальное благо. Отдача от инвестиций зависит от отрасли предприятия и от личных мотиваций работников.

И вновь с помощью уже приведенной информации по классификации человеческого капитала можно составить классификацию инвестиций в него и степень капитализации, т.е. отдачи от инвестиций. Выделим 5 основных видов инвестиций:

  1. В капитал здоровья

Сохранение работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Это выгодные инвестиции с долгосрочной, постоянно возрастающей отдачей. Чем меньше болезней, тем выше уровень здоровья населения и тем больше отдача от капитала – выше производительность труда.

  1. В трудовой капитал

Инвестиции в поддержание и повышение квалификации (например, при введении новых технологий на предприятии), т.е. в образование. Эффективная система подготовки и переподготовки кадров дает непосредственную отдачу, как работникам, так и предприятию. Чем выше квалификация у рабочего персонала, тем выше отдача – качественнее и конкурентоспособнее произведенные товары и услуги, и соответственно выше заработная плата.

  1. В интеллектуальный капитал

Инвестиции в него применяются все чаще и все в более широких объемах, из-за большой эффективности, т.е. капиталоотдачи. Талантливые, со смекалкой и высокоразвитые работники, ученые получают наибольший доход от своей интеллектуальной собственности. Капитализация происходит лишь в условиях рыночного ценообразования и невозможна при директивной экономике. Крайне важны для положительного развития человеческого капитала!

  1. В организационно-предпринимательский

Инвестиции в него являются все более продуктивными, т.е. повышается капиталоотдача. Чем более развитым является управленческий потенциал, опыт и умения работников, тем меньшей степенью риска обладают принятые ими решения и тем более прибыльным это будет для предприятия и для самого работника.

  1. В культурно-нравственный капитал

Деятельность СМИ, воспитание в детстве, круг общения и интересов, фильмы в кинотеатрах, отношение к окружающей среде и поддержание экологии – все это требует инвестиций, которые может быть не столь очевидны в своем проявлении как в образование, например. Однако не менее важны и дают не меньшую, а порой и увеличенную отдачу.

Глава II Оценка развития человеческого капитала в России

В современной экономической литературе теория человеческого капитала нашла достаточно полное отражение, однако, все еще остаются проблемы количественного и качественного оценивания состояния и развития человеческого капитала, с учетом специфических особенностей страны. Данный вопрос требует дополнительных исследований.

2.1

Государственная политика Российской Федерации в области человеческого капитала

Россия сегодня находится в периоде становления рыночной экономики, в периоде восстановления после революционных преобразований конца XX века. Революция – это раскол по базовым культурным и идейным ценностям, и для его ликвидации требуется гораздо больше времени и усилий, чем для собственно первоначального разрушения. На протяжении многих лет приоритетами бюджетных расходов являлись различные отрасли такие как: авиапром, машиностроение, сельское хозяйство и др. Совсем недавно государственное руководство Российской Федерации обратило свой взор на проблему человеческого капитала.

Согласно мнению В. Мау, ректора Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, первоначально во внимании правящих элит оказались здравоохранение, образование и пенсионная система. Эти сектора имеют место не только в социальной сфере, так как гражданин выступает одновременно и в роли налогоплательщика, и в роли потребителя общественных благ. То есть налицо взаимодействие и взаимовлияние экономической и социальной сфер общества.

Инвестиции в любой из видов человеческого капитала (здесь: в социальную сферу) носят исключительно долгосрочный характер. От эффективности функционирования этих сфер зависит политическая и социальная стабильность общества. Рассмотрим чуть подробнее каждую из инвестиций.

Здравоохранение – инвестиции в капитал здоровья

В современной системе здравоохранения существуют две особенности: рост интереса к своему здоровью у образованного человека и ассиметрия информации по данной теме. Человек готов заниматься своим здоровьем не только когда он болеет, поэтому спрос на медицинские услуги растет. Не только государство производит инвестиции в капитал здоровья, но и каждый гражданин общества вкладывает собственные средства как в свое лечение, профилактику (частные медучреждения), так и в получение дополнительных знаний о здоровье (преодоление ассиметрии информации – книги, семинары и т.д.). Государственные программы бюджетного финансирования в свою очередь, предусматривают как обеспечение льготного, т.е. бесплатного лечения в массовом порядке (простые случаи заболевания льготным категориям граждан), так и помощь при тяжелых случаях, которые требуют вмешательства высококлассных специалистов и сложного дорогостоящего оборудования.

На сегодняшний день существуют, как уже было упомянуто, частные медицинские учреждения, клиники, которые оказывают помощь вне зависимости от прописки, национальности или наличия полиса ОМС. Плюс такого вида медицинских услуг в том, что они подразумевают как правило более индивидуальный подход, более высокую доступность (при наличии финансовых возможностей) – получение услуг в любом город России любым гражданином, а также более высокую осведомленность о состоянии своего здоровья и как следствие удовлетворенность и уверенность в завтрашнем дне. Таким образом вносится вклад в развитие капитала здоровья. Пусть в России доля частных медицинских учреждений не превышает 5-10%, в будущем весьма вероятно увеличение их доли на рынке.

В Послании Федеральному Собранию 2013 г. В. В. Путин обозначил задачу повышения престижа активного образа жизни и как метод решения – развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта в России12. Это также является одним из видов инвестиций в капитал здоровья. Спорт помогает поддерживать организм не только в хорошей физической форме внешне, но и укреплять иммунитет, и противостоять тем самым множеству заболеваний. Успешное проведение Олимпийских игр в Сочи, предстоящий чемпионат мира по футболу и зимняя Универсиада в Красноярске – все это этапы на пути к здоровому сильному обществу, каждый гражданин которого занимается не только развитием своего ума и духа посредством образования и воспитания, но и не забывает про тело (активно занимается спортом).

Образование – инвестиции в интеллектуальный капитал

Сегодня экономика очень динамична, постоянно появляются новые профессии, что обуславливает необходимость постоянного изменения квалификации, непрерывного образования. В индустриальном обществе спрос на высшее образование постоянно повышается, поэтому если на начало Второй мировой войны в России было около 500 высших учебных заведений, то сейчас их насчитывается уже более 1 000 по официальным данным. По неофициальным данным – вузов и филиалов около 3 000. Количество, как известно, не всегда может перейти в качество, поэтому на 2013 год Минобрнауки было принято решение на 20% сократить количество ВУЗов в России в ближайшие три года13.

Вузы постоянно находятся в конкурентной среде. Конкурируют как за студентов, так и за преподавателей: вторые помогают первым развить и реализовать в будущем свой интеллектуальный капитал. Студенты же в свою очередь, как российские, так и иностранные применяя полученные знания, могут сыграть немаловажную роль в развитии российской экономики. Многие факторы сейчас влияют негативно на выбор места обучения студентами иностранных государств. Аналогичная ситуация и с профессорами мирового уровня, чей опыт незаменим, но которые в свою очередь так же делают выбор не всегда в пользу российской системы образования. Известно, что доля российскиз вузов на международном рынке образовательных услуг невелика – порядка 2-3%, причем китайские университеты уже обходят Россию по этому показателю14. Тем не менее в России существует вуз, который на протяжении многих лет активно взаимодействует с большим количеством странами, занимается экспортом и импортом качественных образовательных услуг. Речь идет о Российском университете дружбы народов, единственном в мире объединяющим студентов из 146 стран (37% – российские студенты, 63% – иностранные)! В университете создана многоуровневая система образования, которая позволяет получать несколько дипломов за один период обучения, дает возможность овладеть большим количеством языков в сфере профессиональной коммуникации. Организуются интереснейшие конференции, лекции профессоров мирового уровня (Франция, США, Англия…), проводятся языковые и профессиональные стажировки за пределами России (Франция, Китай, Англия, Германия…). Университет является замечательным примером для прочих российских вузов. Со своими минусами и недостатками, но все же на практике была создана качественная система, которая обеспечивает интеграцию в мировую систему образования и открывает новые возможности для развития интеллектуального человеческого капитала России.

Пенсионная система – инвестиции в трудовой капитал

«Состояние и перспективы развития пенсионной системы — один из ключевых вопросов современной экономической и политической дискуссии, как в России, так и в большинстве развитых стран»15. Учитывая, что в России и в Европе происходит старение населения, очень важным фактором в установлении политической и социальной стабильности остается позиция именно данной категории общества. Инвестиции в развитие пенсионной системы также можно отнести к инвестициям в трудовой капитал, несмотря на то, что пенсионер – нетрудоспособный гражданин общества. Однако, на протяжении всей жизни он работал на повышение благосостояния это же самого общества, реализовывал свой потенциал, тем самым принося пользу и отдачу от изначальных инвестиций (образование и т.д.). Теперь же, он имеет право на достойную жизнь и после завершения его трудоспособного периода и государству необходимо обеспечить пенсионеру такую жизнь. Тем самым дав основания и мотивацию для будущих молодых работников – если их труд будет полезным и качественным для государства и экономики, то их ожидает плавный переход в пенсионную категорию граждан, с сохранением социального статуса и достаточного «заработка» (пенсии) до конца жизни. Вот и инвестиции в трудовой капитал в чистом виде – необходимая мотивация для повышения квалификации, чтобы оказаться полезным своей стране, а она потом за это отплатит тебе спокойной и обеспеченной жизнью на пенсии. Отдача от данных инвестиций также носит долгосрочный характер.

Сейчас на различных уровнях обсуждается возможность повышения пенсионного возраста, т.е. возраст, когда человек уже имеет право выйти на пенсию. Речь идет о гораздо более молодых людях – тем, кто уже приближается к пенсии пенсионный возраст менять, скорее всего, не станут. Рассматриваются возможные варианты оптимизации распределения средств Пенсионного фонда России, повышение профессионального стажа для получения полноценной пенсии, а не минимальной социальной и т.д. Однако, решение обсуждаемых проблем, возможно, не принесет никаких результатов, поскольку в сложившихся условиях необходима качественная, структурная реформа пенсионной системы. 16На 2013 год в России зафиксировано рекордное число пенсионеров – более 40 млн. (каждый 3-й гражданин). При этом на них приходится чуть более 70 млн. экономически активного населения! Без кардинальных преобразований, все инвестиции в трудовой капитал (пенсионную систему) окажутся невыгодными и бесполезными: невозможно будет обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам при такой статистическом соотношении неработающих и работающих.

Можно сделать вывод, что государственная инвестиционная политика в России в отношении развития человеческого капитала на сегодняшний день не совершенна. Тем не менее, она имеет некоторые примеры успешных вложений и осуществленных проектов в области образования и медицины.

2.2

Культурно-нравственный капитал российского общества на примере деятельности СМИ (отдельный аспект – анализ развития, отдачи и влияния одного из видов капитала)

Не так важно образование, как обучение – процесс, который продолжается всю жизнь. Процесс этот приводит к увеличению активов человека, его потенциала (как умственного, так и физического), к стремлению к самореализации, четкому выстраиванию приоритетов и определению своих жизненных ценностей. Получение основного общего образования, согласно Конституции РФ (статья 43) является обязательным17, а вот принудить нас к дальнейшему постоянному самообучению не в силах пока не один законодательный акт. Поэтому, лишь благодаря собственной мотивации и заинтересованности, своим амбициям и планам мы можем самостоятельно продолжать инвестировать в свой человеческий капитал.

«Не хочу учиться, хочу жениться!» произнесенная одним из героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1782 г.) фраза, ставшая нарицательной, как нельзя лучше описывает современное отношение к жизни не только российской молодежи, но и граждан самых разных возрастных категорий. В обществе «квалифицированных потребителей»18 квалификация, как и культура, очень сомнительна – никто не хочет производить, создавать, придумывать, все желают лишь потреблять. Потребности, как известно, безграничны, поэтому потреблять хотят много, все самое лучшее и при этом отдавать за потребляемые блага очень малые суммы. Мнимая уверенность в том, что товары никогда не закончатся, как собственно и ресурсы, из которых они производятся; отсутствие значимых жизненных целей (помимо материальных: высокая з/п, дорогая машина и т.д.); нежелание задуматься об экологических проблемах страны или хотя бы своего города – все перечисленные особенности российского общества и формируют на сегодняшних день его культурно-нравственный капитал. К сожалению, напрашивается лишь одна характеристика данного капитала – отрицательный, другими словами разрушительный. Отдачу от инвестиций он вряд ли принесет, ведь, например, как ни увеличивай заработную плату учителям и как ни создавай благоприятные условия для учебы – если человек сам не захочет получать знания, то никто его заставить не сможет кроме него самого. Хоть на 200% можно повысить зарплату чиновникам на всех уровнях, но большая часть из них все равно не станут более ответственными, добросовестными и честными, качество их труда не повысится, не будет никакого созидания – лишь продолжающееся разрушение. Иными словами, увеличение финансирования секторов человеческого капитала является далеко не самым важным шагом на пути превращения капитала в положительный (созидательный).

Проблему отсутствия мотивации и апатии надо рубить на корню, а чтобы найти корень нужно обратиться к анализу деятельности СМИ в России и к последствиям этой деятельности.

Для деформирования организма следует разрушить его духовную субстанцию, тогда материальный субстрат распадется сам собой19. Культурно-нравственный человеческий капитал российского общества сегодня подвергается постоянной атаке со стороны различных источников информации: телевидение, радио, печатные издания, Интернет, кинотеатры и т.д. У каждой из таких структур есть множество маленьких команд под разными названиями (НТВ, Россия1…; Радио-Свобода, Маяк…; www.vkontakte.ru, www.livejournal.ru,…) со своими отдельными руководителями, которые как раз и осуществляют инвестиции в культурно-нравственный капитал. Однако, несмотря на свободу слова, закрепленную в Конституции России (статья 29)20, а также свободу массовой информации и запрет цензуры – в современном российском обществе работа большинства средств массовой информации (если не всех), подчинена определенным правилам и условиям, которые диктуются либо непосредственными руководителями, либо финансируются (и опять-таки диктуются) из-за рубежа. Естественно, каждый преследует свои собственные интересы: личные или национальные (иностранные государства) это уже другой вопрос. И таким образом, получается, что не только государство и граждане России инвестируют в развитие культурно-нравственного капитала страны, но присутствуют также средства зарубежных инвесторов, чей интерес и цели отличаются от национальных интересов и целей России.

Отдачу от такого «иностранного инвестирования» в наш человеческий капитал мы можем видеть уже на сегодняшний день. Те, кто разрабатывал теорию «информационных войн» уже очень давно пришли к такому логичному выводу, что существует возможность «пробуждения» и «усыпления» психической энергии масс через воздействие на базовые архетипы народного сознания21. Стремление к совершенствованию у подавляющего большинства россиян на сегодня полностью отсутствует. Практически никто не желает изменений, никто не хочет производить какие-либо дополнительные личные напряжения. В общественное сознание внедряется «бренд стабильности», который парализует жизненные силы народа, подрывает соответственно и жизнеспособность государства в целом.

Крайне остра проблема создания ложных нравственных ценностей у современного молодого поколения, которое уже через несколько лет вступит в категорию экономически активного населения и займет управленческие и прочие позиции в государстве. К началу 2000-х годов, например, во взрослую жизнь вступило поколение, ментальность которого определяется в большей мере асоциальными (ложными) ориентирами.22Если в 1967 г. юноши стремились стать: космонавтом, военным, спортсменом, врачом или педагогом, а девушки: дипломатом, военным, актрисой или поэтом; то в 2002 г. желаемые профессии сменились на: предприниматель, юрист, бандит, директор – у юношей, и на: модельный бизнес, экономист, удачное замужество, торговый работник, проститутка и менеджер – у девушек. Решения именно этих людей, с такими жизненными ориентирами, быть может, уже сейчас в 2013 году нашло свое отражение в современных проблемах российской экономики.

С помощью СМИ, в частности с использованием имен известных оппозиционеров и блоггеров (А. Навальный, Б. Немцов, С. Удальцов) насаждается мнение абсолютного недоверия к административным служащим. Предоставляются «достоверные доказательства» коррумпированности отдельных чиновников, проводятся расследования и поиски «улик», ведется, казалось бы, разрешенная принципами демократии «борьба с коррупцией» и отстаиваются интересы российских граждан. Однако, на деле, принимая всю эту выброшенную в Сеть информацию, россияне уже начинают свыкаться с мыслью, что все эти чиновники и «бандиты» и формируют институт нашего государства. Другими словами, происходит отторжение народа от института власти, насильственным способом разрушается эта необходимая историческая связь. Навязываемое из-за рубежа мнение о криминальной сущности Российского государства большинством россиян уже воспринято де-факто23!

В дополнение к этому также искусственно создается образ «финансового олигарха», который обвиняется во всех экономических и государственных неурядицах. То есть, в общественном сознании должна появиться мысль, что путь к всеобщему счастью и процветанию лежит через процедуру экспроприации нескольких представителей крупного капитала. Похожий прием был использован во времена Российской империи, хотя именно тогда российский предпринимательский класс был ближе всего к народу, отношения с ним были не идеальными, но достаточно гармоничными. И сегодня, вместо того, чтобы помогать достигать такой же гармонии в отношениях между деловой элитой и народом, российские СМИ только разжигают этот конфликт и создают антиолигархические настроения в обществе. Происходит перекос в общественном сознании, в это начинают верить не только россияне, но и жители зарубежных государств. Как следствие ухудшается деловой инвестиционный климат, что ведет к негативным последствиям в экономике и противоречит национальным интересам. Какая может быть мотивация к учебе или совершенствованию, если везде кричат о «бандитах» во власти и обманах на каждом шагу в ведении бизнеса – зачем к чему-то стремиться если он тебя все равно ничего не зависит – эта мысль уже засела в сознании у многих молодых людей и смогут ли они ее преодолеть, покажет время.

Подводя итог данной главы, можно сказать, что отдача от инвестиций в культурно-нравственный капитал российского общества велика, однако непосредственно на Россию она оказывает исключительно негативный эффект. Он выражается в подмене ценностей, отсутствии стремления к обучению и желании только потреблять, но никак не производить. Установленная причинно-следственная связь указывает на отправную точку последних неудач российской экономики (рис. 1). Впитав в себя все знания и информацию, проанализировав ее, человек принимает решения, последствия которых влияют на судьбу всей страны и каждого гражданина общества.

Глава III Инвестиции в человеческий капитал на примере корпорации General Electric (GE)

Коммерческие организации, как и все человеческие цивилизации, зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и наконец, исчезают. Ничто не может существовать вечно в своем первозданном виде. Однако у каждой цивилизации, как и у каждой организации, всегда есть шанс продлить период зрелости, когда успех уже достигнут, жизнь стабильна и остается лишь следить за происходящими процессами, внося небольшие коррективы. Или же есть вариант преобразования во что-то качественно новое.

Например, руководитель европейского подразделения американской многоотраслевой корпорации General Electric Клауди Сантьяго в интервью журналу «Эксперт»24 назвал первым правилом управления компанией – понимание того, что их успех никогда не будет продолжаться вечно. В итоге лучшей в мире (по итогам на 2001 год) их делает способность быстро перестраивать и постоянно развиваться, за счет постоянных инвестиций в человечески капитал. Успех базируется на корпоративной среде, где люди могу свободно развиваться, реализовывать свои планы. При всей технологической оснащенности, модернизированности производства в GE понимают, что без учета человеческого фактора невозможно стать лучшими в чем-либо. Точно также и в экономической теории существует понятие человеческого капитала, без инвестиций в который невозможен стабильный экономический рост и высокое благосостояние в обществе.

Ниже приведена сравнительная характеристика управления человеческим капиталом и инвестициями в него на примере корпорации General Electric. Составлена аналогия с управлением человеческим капиталом в государстве.

GE – корпорация

государство

инвестиции

Около 300 тыс. сотрудников, из которых отбирают самых лучших с потенциалом роста и «ведут» их.

Нужно все время искать лучшие идеи независимо от того, откуда они приходят.

Нужно стимулировать людей на всех уровнях думать над тем, как улучшить свою работу и продукцию.

Процесс получения образования позволяет выявить «лучших сотрудников», талантливых и способных людей, которые в будущем применят свою квалификацию на благо обществу.

Образование учить думать и совершенствоваться на протяжении всей жизни и вне стен университета.

Интеллектуальный капитал

Существуют общие корпоративные ценности, которые предлагаются каждому приходящему сотруднику (корпоративная культура).

Разумная миграционная политика, которая предполагает получение знаний о стране и культуре, в которой тебе предстоит работать (для более эффективной и слаженной работы с остальным коллективом).

Социальный капитал

GE – это глобальная компания с местными особенностями.

Пытаются найти что-то новое и перспективное во всех регионах мира.

Ориентация экономики на региональные и национальные особенности различных регионов страны.

Структурный капитал

Поиск лучших поставщиков, самых талантливых специалистов по всему миру.

Привлечение в компанию лучших людей и создание условий, для того чтобы они остались.

Поиск высококлассных профессионалов среди своих граждан, поддержка исследований и разработок, создание условий для начинающих ученых и препятствие утечки их идей и изобретений за рубеж (создание достойных условий для их работы на родине!).

Интеллектуальный капитал

Стратегия корпорации – глобализация, развитие сектора услуг и жесткий контроль за качеством.

России необходимо не только участвовать во всеобщем процессе глобализации, но и следить при этом за соблюдением своих национальных интересов, установить жесткий контроль качества на всех развивающихся производствах и развивать третичный сектор услуг.

Структурный капитал

Вскоре произойдет смена руководителя, и его задача не заменить бывшего главу компании, а вести GE дальше, вперед.

Власть в стране должна меняться! Не кардинально, но все, же практика «кланового» управления должна уступить место новым людям, с непохожими на прошлые идеями и концепциями развития экономики и организации жизни общества.

Организационно-предпринимательский капитал

Люди – это единственное конкурентное преимущество, которое есть сегодня как у отдельных компаний, так и стран. Ведь, новые технологии и идеи могут быстро копироваться конкурентами и иностранными соседями, а для того чтобы сохранять темп развития и всегда быть на шаг впереди необходимо обладать большим запасом человеческих ресурсов, в первую очередь – интеллектуальным капиталом.

Заключение

В послании Федеральному собранию 2013 года В. В. Путин уделил большое внимание вопросам развития экономики, и в качестве главной задачи было выделено возобновление устойчивого экономического роста. Так в чем же заключается основная проблема, «корень зла» всех бед и неудач российской экономики? Почему, несмотря на все усилия и принятые решения, несмотря на внедрение новейших технологий попытки возродить промышленное производство страна все еще остается мировым сырьевым придатком?

Проведя данное исследование, я сделала вывод, что ответы на все вопросы очень просты. Российским «ящиком Пандоры» является, несомненно, современное состояние человеческого капитала в нашей стране. А данный момент он находится в разрушительном (отрицательном) состоянии: инвестиции в него не приносят никакой капиталоотдачи, а значит и инвестиции эти нельзя назвать выгодными. Россия терпит убытки в огромных масштабах, а последствия от них к тому же еще и долгосрочные.

На мой взгляд, все начинается с человека! Любые решения, как на самых низких, так и на самых высоких уровнях принимаются людьми. Как раз в этом и заключается главное упущение. Если в любом человеке взрастить психологию предателя, то ни одна новейшая и современная технология или поддержка несырьевого экспорта не спасут страну от развала и деградации. По моему мнению, экономический рост современной России напрямую зависит от культуры, воспитания, уровня образования, интересов, талантов и мотивации каждого гражданина нашего общества. Вот главный бич и тормоз развития: наше сознание, психика, мысли, цели и все что связано с внутренним миром и характером любого человека. Как опять-таки было отмечено в послании Владимиром Владимировичем: «…в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию (России) по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли нравственную и духовную основу цивилизации и каждого народа – ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира»25.

Повышение производительности труда – крайне важная задача, при решении которой, опять-таки, придется столкнуться с неспособностью сегодняшних работников к труду и с непониманием зачем вообще нужно работать, в чем цель и какова их роль в обществе! Необходимо помочь людям почувствовать себя нужными, почувствовать что конкретно от них, от каждого зависит судьба страны и ее будущее; ведь когда человек чувствует себя на своем месте, ощущает свою значимость – он самореализован, следовательно, наступает гармония с самим собой и такой работник принесет в миллионы раз больше пользы, чем тот, кто не в ладу со своим собственным внутренним миром. Никого не придется заставлять учиться, быть более ответственным и внимательным, не опаздывать и принимать обдуманные решения. Мне кажется, именно эта задача должна стать приоритетной на национальном уровне – помощь гражданам страны в поиске своего места в жизни и в обретении истинного счастья путем самообразования и самореализации.

В качестве же одного из первых этапов развития человеческого капитала, я хочу предложить ввести раздельный сбор отходов населения (мусор) на всей территории страны. Постепенно, начиная с пилотных проектов по районам Москвы и через несколько лет – по всей России. И это не должно быть сортировкой каких-то отдельных видов отходов (бутылки, банки), а именно централизованный и упорядоченный прием мусора у населения с дальнейшей досортировкой и максимально возможной переработкой. Как правило, одним решением бывает сложно убить двух зайцев, но, на мой взгляд, сортировка в таких масштабах позволит:

  1. С малых лет взращивать в обществе такие качества характера как: ответственность, дисциплинированность и трудолюбие

  2. Решить многие экологические проблемы (не только на национальном уровне)

  3. Решить проблему сохранения ресурсов и более эффективного их использования (вторичное использование – переработка отходов)

Я абсолютно уверена, что страна, которая успешно справится с задачей формирования современной эффективной модели развития человеческого капитала, сможет получить в дальнейшем огромное преимущество в постиндустриальном мире и занять одно из ведущих мест среди развитых стран по ключевым экономическим показателям.

Список использованной литературы:

  1. Г.М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова. Экономическая теория: учебник и практикум – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 573 с.

  2. А. В. Корицкий. Введение в теорию человеческого капитала: учебное пособие – Новосибирск: СибУПК, 2000. – 112 с.

  3. Капелюшников Р. Сколько стоит человеческий капитал России?: препринт WP3/2012/06 – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 76 с. – 150 экз.

  4. В. Ф. Максимова. Инвестирование в человеческий капитал: Учебное пособие, руководство, учебная программа и тесты по дисциплине. – М., 2004. – 48 с.

  5. А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: ЭКСМО, 2007. – 960 с.

  6. В. Т. Смирнов, И. В. Сошников, В. И. Романчин, И. В. Скоблякова. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография – М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ, 2005. – 513 с.

  7. В. И. Якунин, В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин. Новые технологии борьбы с российской государственностью: монография – М.: Научный эксперт, 2009. – 424 с.

  8. Brian Keeley. Human capital: How what you know shapes your life? – Paris: OECD, 2007. – 150 p.

  9. Directorate for Science, Technology and Industry. OECD Productivity Manual: A guide to the measurement of industry-level and aggregate productivity growth – Paris: OECD, 2001. – p. 149.

  10. В. Мау. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. – 2012. – №7. – с. 19.

  11. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации – М.: ФГУП Издательство Известия Управления делами Президента Российской Федерации, 2013. – с. 50.

  12. П. Кирьян, П. Власов. Человеческий капитал // Эксперт. – 2001. – №29. – с. 3.

  13. Конституция РФ: с изменением на 01.03.2012 года – М.: Литера, 2012. – с. 64.

  14. Концепция национальной безопасности Российской Федерации – утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300. – с. 20.

  15. РИА Новости. Число российских вузов в ближайшие три года сократят на 20% – Москва, 2012. – Режим доступа: http://ria.ru/edu_higher/20120711/697100039.html (дата обращения: 03.05.13)

  16. Finam.info. В РФ зафиксировано рекордное число пенсионеров – Москва, 2005. – Режим доступа: http://finam.info/news/v-rf-zafiksirovano-rekordnoe-chislo-pensionerov/ (дата обращения: 04.05.13)

1 Г.М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова. Экономическая теория: учебник и практикум – М.: Издательство Юрайт, 2013. – с. 50

2 Г.М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова. Экономическая теория: учебник и практикум – М.: Издательство Юрайт, 2013. – с. 50-52

3 В. Ф. Максимова. Инвестирование в человеческий капитал: учебное пособие, руководство, учебная программа и тесты по дисциплине. – М.: ЭКСМО, 2007. – с. 6-7.

4 А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов – М.: ЭКСМО, 2007. – 960 с.

5 Brian Keeley. Human capital: How what you know shapes your life? – Paris: OECD, 2007. – p. 2.

6 Brian Keeley. Human capital: How what you know shapes your life? – Paris: OECD, 2007. – p. 2-3.

7 Капелюшников Р. Сколько стоит человеческий капитал России?: препринт WP3/2012/06 – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – с. 9.

8 Directorate for Science, Technology and Industry. OECD Productivity Manual: A guide to the measurement of industry-level and aggregate productivity growth – Paris: OECD, 2001. – p. 115.

9 А. В. Корицкий. Введение в теорию человеческого капитала: учебное пособие – Новосибирск: СибУПК, 2000. – с. 11

10 В. Ф. Максимова. Инвестирование в человеческий капитал: учебное пособие, руководство, учебная программа и тесты по дисциплине. – М.: ЭКСМО, 2007. – с. 15-20.

11 В. Т. Смирнов, И. В. Сошников, В. И. Романчин, И. В. Скоблякова. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография – М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ, 2005. – Глава III, с. 95-125.

12 Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации – М.: ФГУП Издательство Известия Управления делами Президента Российской Федерации, 2013. – с. 17.

13 РИА Новости. Число российских вузов в ближайшие три года сократят на 20% – Москва, 2012. – Режим доступа: http://ria.ru/edu_higher/20120711/697100039.html (дата обращения: 03.05.13)

14 В. Мау. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. – 2012. – №7. – с. 9.

15 В. Мау. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. – 2012. – №7. – с. 14.

16 Finam.info. В РФ зафиксировано рекордное число пенсионеров – Москва, 2005. – Режим доступа: http://finam.info/news/v-rf-zafiksirovano-rekordnoe-chislo-pensionerov/ (дата обращения: 04.05.13)

17 Конституция РФ: с изменением на 01.03.2012 года – М.: Литера, 2012. – статья 43.

18 А. А. Фурсенко. Селигер – 2007. – (прямая речь)

19 В. И. Якунин, В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин. Новые технологии борьбы с российской государственностью: монография – М.: Научный эксперт, 2009. – с. 173.

20 Конституция РФ: с изменением на 01.03.2012 года – М.: Литера, 2012. – статья 29.

21 В. И. Якунин, В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин. Новые технологии борьбы с российской государственностью: монография – М.: Научный эксперт, 2009. – с. 176.

22 В. И. Якунин, В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин. Новые технологии борьбы с российской государственностью: монография – М.: Научный эксперт, 2009. – с. 178-179.

23 В. И. Якунин, В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин. Новые технологии борьбы с российской государственностью: монография – М.: Научный эксперт, 2009. – с. 182.

24 П. Кирьян, П. Власов. Человеческий капитал // Эксперт. – 2001. – №29. – с. 3.

25 Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации – М.: ФГУП Издательство Известия Управления делами Президента Российской Федерации, 2013. – с. 40-41.

23

Просмотров работы: 8889