ИННОВАЦИОННЫЕ ДОРОГИ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИОННЫЕ ДОРОГИ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА

Пайзуллаева М.Н., Сейфуллаева Х.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Актуальность темы исследования. Как известно, в бюджете Москве основные расходы идут на развитие транспортной системы. Пожалуй, сопоставить эти расходы можно только с расходами на социальную поддержку жителей Москвы (рис.1).

Рис. 1. Структура финансирования основных государственных программ, заложенного в бюджете Москвы на 2015 год

(доля государственных программ в бюджете Москвы составляет 92,5%)

Источник: [3]

В рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» Москвы действует ряд подпрограмм:

- Общественный транспорт «Метрополитен»,

- Грузовой транспорт,

- Общественный транспорт «Наземный городской пассажирский транспорт»,

- Автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы,

- Общественный транспорт «Железнодорожный транспорт»,

- Создание единого парковочного пространства,

- Общественный транспорт «Внутренний водный транспорт»,

- Организация движения транспорта в городе. Создание интеллектуальной транспортной системы,

- Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть,

- Развитие новых видов транспорта.

Рис. 2.Структура расходов на государственную программу «Развитие транспортной системы в 2015 году

Источник: [3]

Основными реципиентами финансовых средств из бюджета Москвы, предназначенных на развитие транспорта, являются «Метрополитен» и «Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть» (рис.2). В 2015 году на них выделяется 158 млрд руб. и 137 млрд руб. соответственно.

Значимость транспорта для развития Москвы трудно переоценить. Население Москвы неуклонно растёт (рис.3). На каждую 1000 москвичей приходится порядка 450 автомобилей, и с каждым годом эта цифра увеличивается [8]. Плюс необходимо учитывать маятниковые миграции и растущую численность гостей столицы. Таким образом, в Москве каждый день в движение приходит огромная масса людей. Они пользуются как личным, так и общественным транспортом. Уже давно не секрет, что Москва является самым пробочным городом в мире [7].

Рис. 3. Изменение численности населения Москвы с 1990 по 2014 гг., млн чел.

Источник: [5]

Эти вызовы требуют решения. Развитие и обустройство автомобильных дорог – тема вечная, всегда актуальная, везде, а для России тем более. От его решения напрямую зависит рост экономики, конкурентоспособность бизнеса, комплексное развитие регионов, успешная реализация практически всех социальных задач.

Авторы работы решили проанализировать, какие современные методы строительства дорог существуют и как они могут способствовать развитию транспортной системы города.

Основы государственной стратегии развития автомобильных дорог в России.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на «Президиуме Госсовета по вопросам совершенствования сети автодорог» выделил несколько важных проблем:

  1. Прежде всего, соотношение цены и качества объектов дорожного строительства: эта проблема всегда была болезненной, вызывала много вопросов в обществе, и её острота не меньше и сегодня, она не изжита сегодня. Государство направляет на строительство и реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений порой малоэффективна.

  2. Необходимо принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной документации дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели. В итоге сохраняются так называемые «чёрные дыры», где исчезают выделенные средства. Из года в год ремонтируются одни и те же дороги – вместо того, чтобы поступательно наращивать объёмы качественного дорожного строительства.

  3. В частности, очень медленно решается одна из актуальных проблем дорожного строительства – увеличение срока службы так называемых дорожных одежд. По ряду правил в этой области дорожники всё ещё ориентируются на нормы тридцатилетней давности. Но ведь тогда и транспортные нагрузки были совершенно другими, не говоря уже о материалах и технологиях, которые применяются сегодня во всём мире, а у нас пока нет или очень мало распространены к применению.

  4. Огромное значение имеет и сохранность автодорог. Большой урон им наносят большегрузные автомобили; очевидно, что необходимо упорядочить их движение по дорогам общего пользования. Это вопрос непростой, но его необходимо решать.

  5. Ещё одна проблема – необоснованный рост цен на так называемые инертные дорожно-строительные материалы, проще говоря – гравий, песок, щебень и так далее. О строительстве или реконструкции дорожного объекта даже ещё порой официально не объявляли, есть только планы, а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены [4].

Изучение инновационного опыта в дорожном строительстве при создании участка подъездной дороги к «IT-технопарку «Физтехпарк».

Одним из проектов решения транспортных проблем города и апрбирования современных технологий в прокладке дорожного полотна является строительство участка подъездной дороги к IT-технопарку «Физтехпарк» кластера Московского Физико-Технического Института. «Физтехпарк» расположен в поселке Северный, в непосредственной близости от МФТИ (рис.4). Этот проект финансируется из федерального бюджета и курируется Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. Общая протяженность дороги составит 655 метров.

Рис. 4. Месторасположения «ИТ-технопарка МФТИ»

Источник: [6]

Стратегической целью проекта является создание условий для массового применения инновационных материалов и технологий в дорожном строительстве [2].

При строительстве используются материалы, повышающие износостойкость, трещиностойкость, водонепроницаемость, устойчивость дорожного полотна к подвижности грунтов (в том числе новые для рынка). Проект предусматривает их тестирование и оценку эффективности применения в сравнении с традиционными технологиями. Также эксплуатация дороги позволит провести тестовое внедрение элементов интеллектуальной транспортной системы, энергонезависимой системы освещения и других инженерно-технологических решений.

В настоящее время планируется запуск аналогичного инновационного проекта в центре Москвы. В дальнейшем, при успешном завершении всего пилотного проекта, эффективные технологии будут массово применяться как в столице, так и в других городах России.

Платные дороги как один из инструментов решения транспортных проблем города. Международный опыт.

Для улучшения дорожной инфраструктуры необходимы крупные инвестиции, но нужные суммы не всегда находятся в бюджете страны. Поддержание дорожной инфраструктуры в состоянии, пригодном для эксплуатации, и развитие ее путем строительства новых дорог возможно профинансировать, например, взимая плату за проезд, устанавливая новые дорожные налоги и пошлины или привлекая средства частных инвесторов.

Платные объекты сооружаются в целях снижения бюджетных расходов и ускорения ввода в действие скоростных автомагистралей. К настоящему времени платные автомобильные дороги, мосты, путепроводы, тоннели распространены в США, Италии, Испании, Франции, Великобритании, Португалии, Австралии, Норвегии, Швейцарии, Канаде, Китае, Корее, Японии, Мексике и ряде других стран.

В мире все большее развитие получает опыт строительства автомагистралей на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Анализ международного опыта использования механизма ГЧП позволяет с оптимизмом говорить о перспективах реализации инвестиционных проектов по созданию дорожной инфраструктуры. В первую очередь это относится к системе платных автомагистралей. “Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года” определила масштабную программу развития сети автомобильных дорог, в реализации которой важная роль отведена проектам ГЧП.

Возможность учёта зарубежного опыта строительства автобанов.

Важным достижением зарубежного дорожного строительства являются автобаны, или автомагистрали, то есть дороги, по своим эксплуатационным качествам предусмотренные для скоростного движения транспортных средств и имеющие одноуровневых пересечений в другими дорогами, железнодорожными и трамвайными путями, пешеходными и велосипедными дорожками. С конструктивной точки зрения существенной особенностью автобанов является наличие не менее двух полос для движения в каждом направлении, наличие между направлениями движения разделительной конструкции в виде барьера или другого строительно-технического сооружения аналогичного назначения, а также наличие в определенных местах широкой обочины для остановки транспортного средства в случае возникновения его неисправности или в ином непредвиденном случае, выезды и съезды автобана оборудованы полосами замедления и ускорения.

Выводы.

Как показывает сложившаяся отечественная и зарубежная практика, автодорожное строительство - это постоянно развивающаяся социально- экономическая система, отличающаяся от других отраслей масштабностью задач и функций, не имеющая аналогов по сложности взаимодействия составляющих ее элементов.

Строительство дорог – это крупные долгосрочные инвестиции, успешное вложение которых приведёт к росту экономики и улучшению жизни населения.

Необходимо накапливать опыт строительства инновационных дорог, изучать наиболее успешные практики и организовывать их внедрение. Такая программа развития транспорта должна курироваться государством.

Литература:

  1. Халтурин Р.А. Состояние и опыт строительства дорожной сети в России и за рубежом // Экономические науки. Экономика и управление. – 2011. — № 1(74).

  2. Официальный сайт «Центра инновационного развития Москвы». Режим доступа: http://inno.msk.ru/pr_pr_inno_road/inno_road/. Дата обращения: 31.01.2015

  3. Официальный сайт Департамента финансов города Москвы, посвященный бюджету городу Москвы. Режим доступа: http://budget.mos.ru/exp_gp. Дата обращения: 31.01.2015

  4. Официальный сайт Президента Российской Федерации. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/46754. Дата обращения: 31.01.2015

  5. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия». Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F1%E5%EB%E5%ED%E8%E5_%CC%EE%F1%EA%E2%FB. Дата обращения: 31.01.2015

  6. Официальный сайт сервиса «Яндекс-карты». Режим доступа: https://maps.yandex.ru/?ll=37.533308%2C55.933503&spn=0.161362%2C0.075450&z=13&l=map. Дата обращения: 31.01.2015

  7. http://car-era.info/articles/car-note/moskva-samyiy-probochnyiy-gorod-mira/

  8. https://www.gibdd.ru/stat/

Просмотров работы: 1570