МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Розничная торговля является одной из самых активно развивающихся отраслей на сегодняшний день. Это самая привлекательная область для вложений инвестиций из-за перспектив развития деятельности. В связи с этим, розничная торговля является одним из основных факторов, влияющих на экономику.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что значимость розничной торговли в экономике региона увеличивается с каждым днем, а политическая и экономическая ситуация обязывает государство вмешаться в регулирование данной отрасли.

Научная новизна работы отражена в анализе эффективности применения госрегулирования и изменения динамики розничной торговли в связи с проведенными мерами.

Целью курсовой работы является: оценить и проанализировать эффективность применения мер государственного регулирования развития розничной торговли (на примере Москвы).

Задачи работы. Для оценки и анализа эффективности мер государственного регулирования развития розничной торговли, на примере Москвы, необходимо:

- определить место розничной торговли в экономике региона;

- ознакомиться с особенностями развития розничной торговли;

- оценить состояние розничной торговли;

- проанализировать динамику сферы розничной торговли;

- определить меры госрегулирования для стимулирования розничной торговли Москвы;

- привести примеры проблем розничной торговли и экономики Москвы при применении государственного регулирования в данной отрасли;

- предложить варианты решения проблем госрегулирования;

- оценить влияние мер регулирования на розничную торговлю.

Хронологические рамки работы: период до применения мер госрегулирования 2005-2011год, в период применения меры год и на отчетный период 2012-2013 гг.

Объект исследования: государственные целевые программы как меры регулирования розничной торговли Москвы.

Предметом исследования является влияние государственного регулирования на розничную торговлю.

В данной работе применялся аналитический, статистический и сравнительный анализ.

Для получения информации автор прибегал к таким источникам, как: органы государственной статистики Москвы, данные Росстата, отчеты Правительства.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы станут толчком для развития розничной торговли в Москве.

Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Место и роль розничной торговли в экономике региона

С начала действия экономических реформ, розничная торговля в России превратилась в один из важнейших двигателей экономики нашей страны. Наибольшее влияние на рост розницы оказывает потребительский спрос. Рост потребительского спроса на внутреннем рынке страны помогает сгладить экспортные направления.1

При развитии розничной торговли, крупные игроки вытесняют мелких и входя на рынок, в кратчайшие сроки формируют и развивают всю инфраструктуру местности. Что также выгодно государству. При этом привлекая иностранные инвестиции и создавая благоприятные условия для развития и подъёма экономики регионов. Розничная торговля не только зависит от состояния экономики, но и принимает участие в ее формировании.

Для государства это также один из способов решения вопроса, о безработице волнующий весь мир, создавая новые рабочие места, привлекая к занятости население регионов, поднимая внутренние экономические вопросы страны. Именно эта область способна обширно предоставить рабочие места различному уровню трудоспособных людей. По официальным источникам в этой сфере задействовано около 5,5 млн. человек, что составляет около 20 процентов всего занятого населения страны.

В связи с увеличением рынка сбыта, при росте спроса населения не целесообразно покрывать потребностей только лишь импортом, а следовательно появляются предпосылки открытия местных производств пищевой промышленности, что и развивает направление легкой промышленности внутри страны.

Москва является крупнейшим потребительским рынком России и Европы. Обеспеченность торговыми площадями на 2013 год составляет 780кв.м на тысячу жителей. Здесь насчитывается более 34 тысяч объектов розничной торговли, из которых одна тысяча- это гипермаркеты, более четырех тысяч- мини-маркеты и магазины с товарами ежедневного потребления (рис.1).2

Объём розничного рынка вырос в 1,6 раза с 2009 по 2013 гг. Объём розничного рынка в Москве на 2013 год достиг 4 трнл руб. На долю Москвы приходит 17% оборота российской розничной торговли(рис 2).3 На данный момент, Москва занимает 5 место по наличию крупнейших объектов розничной торговли среди городов мира при том, что цены ниже практически в два раза в сравнении с другими мировыми городами.4

Столь стремительное развитие логично, так как Москва характеризуется устойчивым платежеспособным спросом. Рост реальных денежных доходов населения значительно опережает рост розничного товарооборота(рис 3).5

Розничная торговля напрямую связывает звенья потребителя и производителя, при помощи операторов для товарно-денежного обмена с максимальной экономической выгодой. Так как розничная торговля связана с вопросами денежных источников, то соответственно и формирует бюджет страны и влияет на различные аспекты в этой связи(таблица 1).6

1.2. Особенности и тенденции развития розничной торговли в России

Индикатором состояния розничной торговли России среди других стран, является международный индекс публикуемый компанией A.T.Kearney, согласно которому мы можем наблюдать позицию России в числе лидеров по всем показателям.

Один из соавторов исследования A.T. Kearney Пер Хонг заявляет, что: «С точки зрения привлекательности розничного сектора (продажи на душу населения, численность населения, развитие инфраструктуры и т. д.) Россия занимает достаточно высокие позиции и входит в топ-5 стран в нашем исследовании…О проблемах ведения бизнеса в России говорят многие эксперты, стоимость качественной недвижимости остается высокой, рынок сильно фрагментирован, условия ведения бизнеса сложные из-за влияния бюрократии и коррупции.»7

Мировая розничная торговля начинает активно развиваться с 1960-х годов, когда в США зародилась сеть Вол март, чьи гипермаркеты захватили не только страну происхождения, но и весь мир.

Розничная торговля в России зародилась с 1970 гг. с открытием первого крупного универсального магазина «Фрунзенский» в Ленинграде. В Москве это были универмаги ГУМ, ЦУМ, «Первомайский». Советская торговля была разрушена вместе с развалом создавшей ее системы.

В начале 90-х годов в России начинает развиваться торговля, объединённая в отрасли. После принятия указа «о мерах по либерализации цен» в конце 1991 года 90% розничного рынка освобождаются от государственного регулирования цен. Это привело к повышению цен в сотни, а затем и в тысячи раз. В тот период покупательская способность снизилась, так как из-за инфляции население осталось без средств. Многие предприятия сократили свои обороты, появилась безработица. Стремление государства справиться с инфляцией приводило к дефициту.

С 1992 года вышел указ «О свободе торговли», который основательно повлиял на рынок розничной торговли. За счет этого начали процветать мелкие торговые точки, страна поделилась на покупателей и продавцов.

«Железный занавес» открылся и у людей, которых были средства, в связи с отсутствием товарного разнообразия, появилась возможность привозить продукцию из других стран. Позже это стало основным бизнесом для многих людей.

В 1998 году во времена дефолта, многие крупные на данный момент компании начали переориентироваться на розницу и открывать свои первые магазины, как к примеру компания «Тандер». Самым популярным форматом стал дискаунтер-это магазины с минимальной наценкой, которая формируется за счет сокращения издержек. Чуть позже стартует и «Пятерочка», которая активно развивается благодаря экономным клиентам. В течение этого десятилетия рынок постепенно пресыщался и делал первые шаги к развитию торговлю.

Настоящим событием для России становится появление западных торговых сетей на рынке, таких как ИКЕА и Метро Кэш энд Керри. Эти компании показывают уровневую и организованную торговлю. Результатом прихода иностранных компаний на Российский рынок стало снижение цен. Низкий уровень наценки компенсируется масштабными оборотами, а концентрация бизнеса позволяет экономить на логистике, оформлении документов и прочих расходах. В последующие года в российский рынок внедряется Ашан и многие другие крупные сети. С 2004 года тенденция рынка идет к росту оборота иностранных ритейлеров.

На 2007 год темпы роста розничной торговли снизились, большая конкуренция приводит к сделкам о слиянии. Замораживание цен негативно сказывается на розничной торговле, при том повысилась доля импорта, а вместе с тем и цены на импортную продукцию. Ежегодный прирост 2000-2005гг 25-30%, сменился показателями 15-16% в 2006-2008гг. с 2008 по 2012 гг. наблюдается тенденция роста розничной торговли.

По мере ускорения развития розничных компаний, для развития и поддержания темпов роста сети приходят к такому процессу, как франчайзинг. За счет этого удается увеличить количество торговых площадей, соблюдая все требования компании.8

Оборот розничной торговли РФ в 2013 году на 90,5% формировался за счёт торговых предприятий, а также лицами, ведущими свою деятельность вне рынка. По сравнению с предыдущим годом, когда показатели были-89,5% и 10,5 процентов приходилось на рынки и ярмарки, доля розничных рынков в 2013 году продолжает снижаться и составляет уже 9,5%.9

На российском рынке расширяются и развиваются наиболее крупные компании, усиливая свои позиции, это в основном как местные, так и зарубежные ритейлеры. Однако в приоритете рынка до сих пор отечественные розничные компании, которые продолжают развиваться не только в России, но и выходят на рынок стран СНГ. Несмотря на то, что эксперты прогнозируют, что уже в 2016г Россия должна занять четвертое место в мире по объёмам ритейла, кажется странным, что на рынке до сих пор не действуют Вол-Март (Соединенные Штаты) и Каррефур(Франция).10

Проанализировав цифры не остается сомнений, что розничная торговля, одна из основных отраслей поддерживающих и обеспечивающих стабильность экономики на внутреннем рынке. Так по данным Росстата оборот розничной торговли в 2008году - составил 13.944 млрд. руб. а в 2009году – 14,599 млрд. руб. и каждый год в прогрессии, что свидетельствует о повышении показателей, и роли в экономике на внутреннем рынке.11 Соответственно, изменения показателей ВВП является отражением динамики и изменений в розничной торговле рис.4.12 Валовой Внутренний Продукт отражает в своих показателях результат деятельности важнейших систем и работу экономических агентов, выдавая в результате стоимость предоставленных услуг и произведенных товаров. Это показатель стоимости произведенного продукта в конечном результате и промежуточные расходы не входят в него.

1.3. Оценка состояния и динамики сферы розничной торговли

Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России, опережающим по темпам роста другие отрасли.

Розница в России вышла на новый уровень с начала 2000-х годов. В 2014 году. Средние показатели роста розничной торговли из года в год с 2005 по 2013 гг. составляли в среднем 7,12 процентов, достигнув самого высокого уровня 17,7% в декабре 2007 года и рекордно низкого уровня- 9,8% в сентябре 2009 года, о чем сообщает Федеральная служба государственной статистики.13 Изменения из года в год показаны в рис.2.14

В сравнении динамики продаж продовольственной и непродовольственной группы продаж, за последние четыре года сохраняются более высокие показатели продуктов питания. Доля рынках в объём показателе заметно снижается от преимущественного в 2005 году до минимального в 2013.

Если брать показатели в целом, можно сказать, что региону есть куда развиваться, за счет потребительского потенциала и неполноценно развитой торговой системой, хоть и самой крупной в России.

В течение 2013 года относительно стабильной оставалась динамика розничной торговли. В декабре прирост оборота розничной торговли составил 3,8%, за год в целом – 3,9 процента.

Структура товарных ресурсов розничной торговли состоит из собственного производства, равным немногим более половины от общего количества и поступлений по импорту, приближающимся к 50%, но постепенно снижающемся в показателях в отношении продуктов собственного производства. Можно отметить, что данная ситуация кардинальным образом сменилась в текущем году в пользу собственного производства, в связи с введенными санкциями.

Вместе с тем с начала 2013 года на потребительском рынке наблюдается замедление динамики роста объемов, вызванное затуханием потребительского спроса, длительное время удерживавшего отрасль на подъеме. Заметное замедление потребительской активности и как следствие замедление роста розничной торговли связано с общим замедлением экономического роста, сужением розничного кредитного рынка, более высокими по сравнению с 2012 годом потребительскими ценами на товары, а также торможением по сравнению с показателями 2012 года динамики доходов населения.

По данным МЭР РФ, номинальный оборот российской розничной торговли в 2013 г. составил 23668,4 млрд руб., увеличившись в сопоставимых ценах на 3,9% по сравнению с 2012 годом. Таким образом, реальные темпы прироста розничной торговли существенно замедлились, причем тенденция продолжилась и в первой половине 2014 года: темпы прироста снизились с 3,9% в первой половине 2013 г. до 2,7% за аналогичный период текущего года.(рис.3)15

Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации в 2012-2013гг. году характеризовалось замедлением как номинальных, так и реальных темпов прироста оборота розничной торговли во всех федеральных округах. В Дальневосточном округе темпы прироста остались без изменений. Москва находится в Центральном регионе, показатели темпов роста оборота розничной торговли по ФО (в% к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах)которого являются одними из самых высоких в стране( Рис.4).16

В целом структура распределения сетевых магазинов по типу сетей на 2012-2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 гг. характеризовалась ростом доли региональных и локальных сетей. В ряде округов выросла доля магазинов глобальных.

Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ

2.1. Государственное регулирование как механизм стимулирования розничной торговли.

Для осуществления управления некоторыми вопросами, связанными с утвержденными законодательными постановлениями, появилась необходимость в органах обеспечивающих контроль их исполнения. Таковые были созданы на федеральном уровне - органы местного управления, а именно: на федеральном уровне, на областном и на местном, с поставленными целями, задачами и функциями.

Целью - является, выход на высокий уровень качества.

Задачи – вопросы налогообложения и его применения, укрепление правовой базы на основе федеральных норм, поддержка отечественного производителя и привлечение инвестиций, фондов и капиталов, обеспечить контроль прав потребителя.

Методы – правовые нормы, экономические рычаги и защита интересов потребителей,. К этому можно отнести контроль за качеством.

Изучая вопросы препятствующие развитию розничной торговли можно увидеть следующее:

  • высокая арендная плата торговых площадей и складских инфрастуктур,

  • транспортные проблемы,

  • недостаточность квалифицированных работников,

  • административные барьеры.

Все эти вопросы создавали предпосылки для развития целой платформы программ с разработками для решения вопросов связанных с урегулированием и принятием мер для развития и поддержки сферы розничной торговли. Правительством Российской Федерации были опубликованы постановления министерствам по обязательному разъяснению о применении настоящего постановления.

  • Были разработаны законопроекты поддерживающие строительство новых помещений, как торговых площадей, так и складских помещений со всей их вытекающей инфраструктурой.

  • Проблемы транспортные были решены за счет выставления правительственных программ на тендерное рассмотрение по строительству и ремонту дорог. Государственный заказ для развития области машиностроения (в соответствии с потребностями).

  • Привлечение работников за счет государственных программ, по инвестированию в образование, по обучению на звание квалифицированных специалистов и привлечение узких специалистов из других стран, для обмена опытом в специализации розничной торговли.

  • Создавались консультационные центры при управленческих организациях и контролирующих органах, с доступностью в информации к пошаговой инструкции последующих действий, согласно законодательства РФ. Были внесены изменения в законодательства и правила организации розничной торговли такие как: законы об основах государственного регулирования торговли в РФ и о госрегулировании торговой деятельности Москвы и приказ министерства потребительского рынка и услуг Москвы.17

В 2011 году Постановлением Правительства Москвы была принята подпрограмма «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на 2012 –2016 гг.» Эта подпрограмма является приложением к Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.»

С целью насыщения рынка товарами и услугами за счет обеспечения эффективного развития инфраструктуры сферы торговли, питания и услуг посредством создания благоприятных условий для роста предпринимательской активности, конкуренции и сбалансированного развития разных форматов торговли, было выделено согласно, принятому постановлению 167 047 859,3 руб, из которых: 29 975 765,4 руб в 2012 году, 26 679 688,2 руб в 2013 году. Средства были получены в основном за счет инвестирования в развитие рынка юридических и физических лиц, около 5 процентов финансирования составляет бюджет города Москвы.

Перед Правительством стоят следующие задачи:

1.Обеспечение сбалансированного развития и размещения инфраструктуры оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

2. Создание условий для обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, внедрения стандартов работы и обслуживания предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ориентированных на становление города Москвы как международного финансового центра и центра торговли.

3. Совершенствование механизмов организационного и правового регулирования сферы торговли и услуг с устранением излишних административных барьеров в целях создания условий для развития конкуренции.

4. Реализация государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности на основе расширения межрегионального сотрудничества в области торговли продовольствием, а также введения гибкого механизма формирования резервов продовольствия.

5. Развитие информационно-аналитического обеспечения отрасли, включая создание единой информационной среды для достижения максимальной доступности информации о товарах и услугах.

6. Предоставление всем категориям потребителей возможности выбора максимально широкого ассортимента качественных товаров и услуг общественного питания и бытового обслуживания по доступным ценам, усиление социальной ориентации в развитии отрасли.

7. Обеспечение территориальной доступности инфраструктуры торговли и услуг, в том числе для маломобильных граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья.

8. Создание условий для широкого вовлечения жителей города Москвы в предпринимательскую деятельность в сфере торговли и услуг, сельскохозяйственного производства, а также их трудоустройства на предприятия отрасли.

Основными мероприятиями программы являются: эффективное развитие инфраструктуры стационарных предприятий торговли и услуг; оптимизация размещения и развития сетей; упорядочение нестационарных объектов; расширение межрегионального сотрудничества; обеспечение качества безопасности товаров и услуг; развитие оптовой торговли и логистики; развитие социально значимых направлений; поддержка предприятий агропромышленного комплекса; развитие информационно-аналитического обеспечения.

Ключевые планируемые показатели на 2017г по обороту розничной торговли- 5 350млрд.руб., при сопоставимых темпах роста 105%, общественное питание- 160 млрд.руб.(103%), бытовые услуги- 68,5 млрд руб.(99,4%), оптовая торговля- 19783,8 млрд.руб(102,6%). Доля организованного рынка в обьеме оборота розничной торговли составляет 81,9%.

Развитие сети стационарных предприятий торговли и услуг предполагает прирост стационарных объектов, обеспеченность населения на 1 тыс. жителей в розничной торговле на 1200кв.м., в общественном питании 48 посадочных мест, в бытовом обслуживании 7,1 раб. место.

Реализация государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности заключается в: физической доступности продуктов питания, экономической доступности продовольствия(включая формирование нового механизма адресной поддержки малообеспеченных слоев населения и контроле качества поступающей на рынок продукции.

Под созданием эффективной инфраструктуры оптовой торговли подразумевается минимизация издержек бизнеса(от показателей 60-70% к 30-40%), увеличение складских площадей ориентировочно до 500тыс.кв.м., увеличение производителей и дистрибьютеров до тысячи и более, сбывать продовольствие в количестве 3,6 млн.тн, создать пять тысяч рабочих мест.

Развитие социально значимых сегментов сферы торговли и услуг г. Москвы это: развитие социально ориентированных предприятий торговли и услуг, обслуживание малообеспеченных граждан с предоставлением скидок на товары в рамках собственных дисконтных программ, проведение эксперимента по внедрению социального сертификата на оказание адресной продовольственной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, внедрение новой системы организации питания в общеобразовательных учреждениях, разработка законопроекта « О социальном питании», адаптация 4124 объектов торговли и услуг.

На основании вышеизложенного, были предприняты меры и затрачены средства, что привело к соответствующим результатам по отчету на 2012г.:

в городе сформирована одна из крупнейших в России отраслевая инфраструктура.

Стационарная сеть потребительского рынка города Москвы за 2012 год приросла (с учетом закрытия нерентабельных предприятий) на 733 объекта, в т. ч. в торговле — на 293 (96,7% от годового задания).

Свыше 50% введенных в эксплуатацию магазинов приходится на продовольственный сегмент. Сетевыми компаниями в 2012 году открыто 257 новых магазинов (в 5 раз больше, чем планировалось на 2012 г.). Основными ритейлерами по-прежнему являются X5Retail Group, Дикси, ТиК Продукты (Магнолия) — 86 (51,5%).

К особому проекту в 2012 г. можно отнести открытие магазинов сети «Избенка» под брендом «ВкусВилл», реализующих экологически чистые (фермерские продукты), супермаркет «домашней еды» «Бахетле».

Также успешно развивается франчайзинг, количество магазинов данного типа возросло в 2012 году до 269 ед.

В 2012 году состоялось открытие 19 крупных торговых объектов, что обеспечило прирост качественных торговых площадей на 235,7 тыс.кв. Крупнейшими инвестпроектами 2012 года являются торговая галерея гостиницы «Москва», торгово-развлекательный центр «Калейдоскоп», торговый комплекс «Панфиловский».

Сохранилась тенденция 2011 года открытия магазинов районного формата, расположенных в спальных районах города.18

Результаты на 2013 год отражают, что поставленные задачи были достигнуты, фактические показатели выше плановых. По результатам анализа 2013 года заметно, что оборот розничной торговли вырос с 3639,7млрд.руб. до 4017млрд.руб. Темп роста розничной торговли также увеличился до 103,5% в сравнении с предыдущим годом. Среднегодовой индекс потребительских цен снизился от 107,3% 2012года до 106,2% в 2013году. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 0,5% 2012г. до 0.39% 2013г.19

В связи со стремительным ежегодным ростом возникла проблема ценовой и шаговой доступности магазинов и свободных площадей для развития торговых сетей. Принятая программа должна была урегулировать данные вопросы. Государство действовало с целью снизить долю рынков, развить современные направления розничной торговли, повысить уровень обслуживания, уравнять права компаний, усовершенствовать технологии продаж.

В соответствии с программой, были организованы такие мероприятия, как: способствование расширению торговых сетей, усовершенствование сетей и современный подход к развитию, сокращение доли рынков в сфере торговли, усовершенствование законодательной базы, привлечение инвестиций.20

2.2. Основные проблемы государственного регулирования и меры по их решению

Розничная торговля активно регулируется на государственном уровне для решения проблем с конкуренцией, сетезации торговли, низкого уровня спроса, разницы и роста цен и низкой эффективности взаимодействия отраслей рынка и пр. В процессе реализации программ госрегулирования возникают такие проблемы, как:

  • недостаточно проработанная действующая нормативно-правовая база;

  • чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности, нестабильности установленных «правил игры»;

  • несбалансированности регулирования отдельных аспектов торговой деятельности;

  • несоблюдение сроков и отклонение от поставленных задач;

  • политическая и экономическая нестабильность.

Для решения данных проблем необходимо координировать процесс формирования нормативно правовых актов: внесение изменений в Законы о торговле, приказы и иные нормативно правовые акты.

В данных актах необходимо закрепить проекты, регулирующие отношения в области торговой деятельности, также связанные с оборотом отдельных видов товаров, относящихся к государственной политики.

Нужно усовершенствовать естественную конкуренцию на рынке, поддерживать процессы саморегулирования, применение протекционистских мер. Необходимо на государственном уровне следить за тем, чтобы торговые сети не подавляли остальные, более слабые с точки зрения розничной торговли форматы и чтобы отношения поставщиков и производителей с клиентами, торговыми сетями, выстраивались на условиях нормальных добросовестных отношений, без навязывания неблагоприятных для поставщиков и производителей условий и обязательств, без злоупотребления правом более сильной на рынке торговли стороны. За счет льгот и кредитов налоговых органов, возможно сделать более привлекательной торговлю в малых и более отдаленных населенных пунктах.

Для решения проблем несоблюдения сроков и отклонения от поставленных задач, необходимо усовершенствовать процедуру проведения проверок и контролировать злоупотребление полномочиями соответствующих органов.

При решении данных проблем, будет возможно прийти к поставленным целям и развитие розничной торговли за счет регулирования и стимулирования будет эффективным.

2.3. Влияние государственного регулирования на сферу розничной торговли

Роль государства в формировании экономики связано с эффективным регулированием розничной торговли и всех связанных процессов на этой деятельности

Данный механизм воплощает цели в специфике торговли и ее организации.

Основными методами по достижению контроля государственного урегулирования в розничной торговле является все, что создает наилучшие предпосылки для его развития: Дотации из госбюджета, субсидии на продвижение новаторств, снижение пошлин при закупке сырья для отечественного производства, а также материалы по стратегии развития Торговли Российской Федерации, утвержденной Министерством Промышленной Торговли ( пример: постановление от 21.03.11 под номером 422).21

В соответствии со всеми законодательными документами и постановлениями (Конституцией, Законами и Уставом г. Москва) Город Москва обладает полными правами при определении действий и мер связанных с организацией розничной торговли, массовыми товарами и услугами.

Власти города самостоятельно принимают постановления и нормативные акты, также все, что связано с развитием и улучшением качества розничной торговли для потребительского рынка:

- определяют новые направления и осуществляют контроль за их качеством,

- устанавливают ограничения по требованиям к товарам,

- назначают системы по сертификации и устанавливают налоги, а также льготы по ним,

- определяют размеры штрафных санкций,

- порядок размещения торговых объектов на территории города,

- осуществляют все функции по обеспечению населения товарами.

Использование государственных информационных ресурсов, для продвижения потребительских продуктов на рынке. Разрабатывается целый комплекс совместных программ городской власти с уполномоченными органами и Торгово-Промышленной Палатой. Правила размещение крупных объектов установлены местными властями, к примеру: крупными объектами считаются торговые комплексы площадью от 3100 кв метров. А разрешение на их размещение выдается правительством города Москва в соответствии с генеральной схемой города.

Методами применяемыми для осуществления также считаются, требования правительства и обеспечение лицензирования некоторых видов торговли. Не менее важно как вид ограничений установлена государственная монополия на некоторые товары, в пределах Москвы. Постоянный контроль за реализацией разработанных раннее и введение новых программ в сфере потребительского рынка.

Для поддержки отечественных производителей товаров городскими властями применяется ряд важных мер:

- разработки по изменениям таможенных требований на товары потребительского характера,

- контроль качества реализуемого товара,

- информационная и рекламная поддержка местному производителю,

- создание систем оптово-розничной торговли местным производителям,

- ярмарки местных производителей,

- организация кредитного обеспечения и финансовой поддержки, предприятий торговли и производства отечественных товаров.

В целом, государственное регулирование сказывается только положительным образом на данной отрасли, так как оно направлены на улучшение политического и экономического состояние. Отчеты за период проведенных мер показывают и доказывают, что показатели улучшаются и цели проведенных мер в большинстве случаев достигаются.

Возникают также и обстоятельства, при которых Правительство уходит от поставленных изначально целей, но это зачастую это связано с политическими изменениями и форс-мажорными ситуациями, а также с недостаточным финансированием программ и мер.

Рыночное регулирование совместно с мерами государственного регулирования должны стать экономическими стимулами для объектов хозяйственной деятельности. За счет этого стало необходимо решить такие задачи, как: стратегическая и программно-целевая деятельность и бизнес-планирование коммерческой деятельности на основе влияния развития рынка.

В целом государственное регулирование положительно сказывается на розничной торговле. За счет принятых государством мер удается сохранить сбалансированность на торговом рынке и в экономике.

Заключение

Сделаем тезисные выводы по результатам исследования проблемы, поставленной в курсовой работе.

Исследуя место и роль розничной торговли в экономике региона мы выяснили, что на данный момент инфраструктура розничной торговли наиболее развита Московском регионе. Для развития этой отрасли есть все условия: высокая покупательская способность и недостаточно развитые торговые форматы.

Тенденции развития розничной торговли ведут к тому, что она становится одной из ведущих бюджетообразующих отраслей экономики регионов России и представляет собой главное звено в системе регионального потребительского рынка.

Анализ итогов текущего состояния и динамики розничной торговли показывает, что в последние четыре года в регионе отмечена положительная динамика в развитии розничной торговли.

Применения в качестве мер государственного регулирования и стимулирования развития розничной торговли в Москве программы «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на 2012 –2016 гг.» поспособствовало росту показателей и достижению поставленных задач на отчетный период 2012 и 2013 гг.

Основываясь на проведенном анализе эффективности политики государственного регулирования розничной торговли в Москве, мы можем утверждать, что данный сектор экономики региона активно развивается. Ему присущи определенные специфические для Москвы указанные проблемы. На решение этих проблем было направлено сразу несколько мер развития розничной торговли, таких как нормативно-правовые акты и государственные программы, которые предполагают конкретные задачи и механизмы примерного решения выявленных проблем в среднесрочной перспективе. Цели использованных мер были достигнуты, что отражается в статистических данных региона.

Список использованной литературы

  1. Литература 9 Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации.//Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — с. 12—17

  2. Шилова З. «Российский ритейл в поддержку экономике» [Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://www.bloomberg.com/news/2013-04-17/russian-march-retail-sales-exceed-forecast-as-unemployment-drops.html (дата обращения 03.11.2014)

  1. Инвестиционный портал [Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://investmoscow.ru/investment/economic-indicators/investment-in-moscow-is-convenient (дата обращения 29.11.2014)

  1. Ведомости, A.T. Kearney [Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://www.atkearney.ru/documents/810880/842574/20130613_Russia_Is_Not_Attractive_for_Retail.pdf/c1bed1b0-5d53-405f-8fd0-092a399cf04a (дата обращения 02.12.2014)

  1. История развития торговли в России [Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://www.ru-90.ru/node/794 (дата обращения 27.11.2014)

  1. Росбалт [Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/business/2013/04/17/1119163.html (дата обращения 14.12.2014)

  1. В ожидании интервенции зарубежного ритейла UBS [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ubs.ua/newsandarticles/markets/45/ (дата обращения 16.12.2014)

  1. Оборот розничной торговли [Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://www.gks.ru(дата обращения 12.12.2014)

  1. Анализ изменений из года в год [Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://www.tradingeconomics.com/russia/retail-sales-annual (дата обращения 10.12.2014)

  1. При подготовке использованы материалы МЭР РФ, опубликованные в свободном доступе[Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/documents/VostrebDocs/ (дата обращения 21.11.2014)

  1. Росбизнесконсалтинг. Торговля и услуги[Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://research.rbc.ru/tirage/retail/ (дата обращения 18.11.2014)

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации) [Электронный ресурс].-

Режим доступа: http://www.szrf.ru/oglavlenie.phtml?nb=edition00&issid=2014048000 (дата обращения 19.11.2014)

  1. Развитие инфраструктуры г.Москвы [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.arpp.ru/2009-01-28-14-46-37/267454-informatsiya-o-razvitii-infrastruktury-sfery-torgovli-i-uslug-goroda-moskvy-v-2012-godu.html (дата обращения 21.11.2014)

  2. Департамент торговли и услуг города Москвы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dtu.mos.ru/downloads/539-PP%20(prilogenie)_%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.pdf (дата обращения 09.12.2014)

Приложение 1

Рис.1

Объекты розничной торговли в Москве на 1 января 2013 г.

Приложение 2

Рис.2

Приложение 3

Рис.3

Реальные денежные доходы населения и темпы роста оборота розничной торговли Москвы, в % к 2008 г.

Приложение 4

Таблица 1

Приложение 4

Рис.4

Темпы роста ВВП в %

Приложение 5

Рис.5

Динамика оборота розничной торговли Москвы 2005-2013

Приложение 6

Таблица2

Оборот розничной торговли по Российской Федерации (млн рублей)

 
     
 

всего

в том числе

Оборот розничной торговли торгующих организаций

Продажа на розничных рынках и ярмарках

 
 

продоволь-ственными товарами

непродоволь-ственными товарами

 
   

год

 

2005

7041509,1

3217647,3

3823861,8

5545798,0

1495711,1

2006

8711919,9

3947402,3

4764517,6

7000310,4

1711609,5

2007

10868976,4

4891343,5

5977632,9

9218579,4

1650397,0

2008

13944183,1

6495646,2

7448536,9

12113250,1

1830933,0

2009

14599153,1

7097079,1

7502074,0

12655449,2

1943703,9

2010

16512047,0

8002168,2

8509878,8

14457153,8

2054893,2

2011

19104336,5

9104324,3

10000012,2

16898443,1

2205893,4

2012

21394526,2

9961361,5

11433164,7

19126304,5

2268221,7

2013

23685913,5

11143008,9

12542904,6

21453829,3

2232084,2

Приложение 7

Таблица 3

1 Шилова З. «Российский ритейл в поддержку экономике» http://www.bloomberg.com/news/2013-04-17/russian-march-retail-sales-exceed-forecast-as-unemployment-drops.html

2 Приложение 1

3 Приложение 2

4 Инвестиционный портал http://investmoscow.ru/investment/economic-indicators/investment-in-moscow-is-convenient/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B8-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

5 Приложение 3

6 Приложение 4

7 Ведомости, A.T. Kearney http://www.atkearney.ru/documents/810880/842574/20130613_Russia_Is_Not_Attractive_for_Retail.pdf/c1bed1b0-5d53-405f-8fd0-092a399cf04a

8 История развития торговли в России http://www.ru-90.ru/node/794

9 Росбалт http://www.rosbalt.ru/business/2013/04/17/1119163.html

10 UBS http://ubs.ua/newsandarticles/markets/45/

11 Оборот розничной торговли http://www.gks.ru

12 Приложение 5

13 Анализ изменений из года в год http://www.tradingeconomics.com/russia/retail-sales-annual

14 Приложение 6

15 При подготовке данного раздела использованы материалы МЭР РФ, опубликованные в свободном доступе.

16 research.rbc.ru

17 постановлением Правительства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации).

18Развитие инфраструктуры г.Москвы http://www.arpp.ru/2009-01-28-14-46-37/267454-informatsiya-o-razvitii-infrastruktury-sfery-torgovli-i-uslug-goroda-moskvy-v-2012-godu.html

19 Приложение 7

20 Департамент торговли и услуг города Москвы http://dtu.mos.ru/downloads/539-PP%20(prilogenie)_%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.pdf

21 Литература 9 Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — с. 12—17.

30

Просмотров работы: 6605