ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ФЕДЕРАЛИСТСКОЙ ПАРТИИ США - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ФЕДЕРАЛИСТСКОЙ ПАРТИИ США

Крючкова К.И. 1
1ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федералистская партия оказала значительное влияние на становление молодого Североамериканского государства и на его будущее развитие, особенно экономическое. Современное состояние Соединенных Штатов не было бы возможно в таком виде без вклада федералистов во все стороны общественной жизни государства. Особую актуальность работе сегодня, в период сложной экономической ситуации в мире в целом и в частности в США, придает изучение экономической программы федералистов, заложившей основы современной экономической системы США.

Цель работы - проанализировать теоретическую платформу Федералистской партии США.

Период американской истории, в ходе которого Федералистская партия находилась у власти, довольно хорошо изучен как отечественными, так и зарубежными авторами. Однако среди доступных для изучения работ отсутствуют работы, комплексно изучающие именно деятельность партии, ее становление и упадок.

Для достижения поставленнойцели при написании работы были использованы официальные источники в виде выступлений должностных лиц государства, а также неофициальный источник, личное письмо. Источники были использованы как на русском, так и на английском языках.

В 1789 г. после избрания Дж. Вашингтона президентом США министром финансов был назначен Александр Гамильтон. Вскоре из его сторонников сформировалась одна из двух первых в стране политических партий, получившая название Федералистской партии США. Идеологической основой программы федералистовбыли взгляды Гамильтона. 

Его главной политической идеей была идея сильного централизованного федеративного государства с сильной властью Президента, наделенного большими полномочиями[1].Концепция сильной исполнительной власти позже была активно поддержана федералистом Дж. Адамсом. Его не устраивало то, что президент должен был делить прерогативу заключения международных договоров и назначения государственных служащих с сенатом и обладал правом лишь отлагательного, а не абсолютного вето. Высказанная Адамсом идея усиления президентской власти получила широкую поддержку многих федералистов. В случае избрания на пост президента представителя Федералистской партии возвышение президента над Конгрессом реально увеличило бы возможности федералистов проводить угодный ей курс[2].

Более того, Адамс настаивал, что властью в государстве должны обладать только представители «естественной аристократии». Под этим определением он понимал не наследственную аристократию европейского образца, а людей, обладающих особыми способностями управления[3].Аналогично, Гамильтон был убежден, что большинство людей в своих поступках руководствуется не разумом и знаниями, а страстями, поэтому ответственной может быть только четко персонифицированная власть. Чем меньше людей принимают решение, тем больше оно будет продуманным и рациональным[4]. Именно поэтому Гамильтон отстаивал идею о необходимости реорганизации исполнительных органов власти путем создания исполнительных департаментов, каждый их которых возглавил бы один человек[5].

Прямую демократию он называл властью толпы, поклоняющейся демагогам, которая непременно приведет к тирании[6]. Абсолютная свобода вредит среднему человеку, а потому свобода должна быть лишь средством обеспечения прав, главными из которых являются права на жизнь и собственность[7]. Поэтому федералисты не поддерживали идею расширения демократических прав и свобод населения.

Еще во время выступления в Конституционном конвенте 1787 г. Гамильтон и Мэдисон отмечали, что американское общество разделено на «меньшинство», т. е. богатых, и «большинство», т. е. бедных, социальный разрыв между которыми будет становится все отчетливей по мере развития промышленности, торговли и свободной конкуренции. Следовательно, американское общество нуждается в таком государстве, которое было бы способно оградить интересы меньшинства от социальной агрессивности большинства[8].

Также Гамильтон говорил о недостатках смешения исполнительной и законодательной властей, требуя их независимости друг от друга и исполнения каждой из ветвей исключительно своих полномочий[9]

Центральной фигурой США федералисты видели не фермера, как это считалось традиционным для Соединенных Штатов, а купца, крупного землевладельца, земельного спекулянта, ростовщика. А основой развития капитализма они видели не накопления капитала мелкими фермерами и выделившимися из их среды мелкими предпринимателями, а обогащение крупных капиталистов[10].

Разочаровавшись в самой природе человека, Гамильтон предлагал не бороться с алчностью, неизменно присущей всем людям, а извлечь из этого пользу для государства, поставив во главу угла экономические интересы. Империя, сильная и индустриально развитая, в которой правящая элита опиралась бы на алчный класс крупных собственников-предпринимателей, а народ был бы фактически отстранен от власти, чтобы не допустить разгул демократических страстей - такое государство являлось, по его мнению, лучшим[11].

Что касается внешней политики, то здесь Гамильтон предлагал не учитывать помощь Франции во время войны за независимость и разорвать с ней союзнические отношения.Вместо этого он предлагал развивать торговые отношения и даже политические контакты с Англией. Обосновывая свою позицию, Гамильтон доказывал, что Франция, утратившая после революции 1789 г. политическую стабильность, не представляет более ценности в качестве союзника и надежной опоры, в то время как Англия в случае сохранения прежней внешнеполитической ориентации Америки не потерпит ее независимого статуса, а огромные объемы торговли США с Англией диктовали им необходимость поддерживать стабильные и взаимовыгодные отношения[12].

Гамильтон также призывал учитывать интересы других государств, даже союзных, только если их интересы не противоречат интересам собственно Соединенных Штатов[13].

В свою очередь, Адамс утверждал, что создание военно-морского флота представляется необходимой мерой для защиты американской торговли от внешних угроз, поступающих, как правило, с моря. Такие угрозы возникают из-за неспособности США им противостоять, что является одной из важнейших функций государства. Помимо защиты торговли на морях крайне важна и ее защита на собственной территории Соединенных Штатов. Отдалённость США от Европы значительно уменьшает шансы на вторжение, но главные морские порты, тем не менее, нуждаются в защите от неожиданных нападений[14].

Хотя Адамс не подвергал сомнению необходимость оставаться в стороне от европейских конфликтов, он все же считал нужным иметь все необходимые условия для того, чтобы в случае необходимости им противостоять. Таким образом, поддерживался бы баланс сил в мире, что входит в систему национальных интересов США[15].

Таковы были общие представления федералистов о необходимом для США политическом пути развития.

Социально-экономическая же программа нового министра финансов, основанная на примере Великобритании[16], была изложена в нескольких докладах Конгрессу: «Об общественном кредите» (14 января 1790 г.), «О национальном банке» (13 декабря 1790 г.), «О мануфактурах» (5 декабря 1791 г.)[17].

В докладе «Об общественном кредите» Гамильтон обосновывал идею о необходимости погашения по номинальным ценам внутренних долгов США, которые представляли собой долговые обязательства правительства США перед владельцами долговых сертификатов, выданных в период войны за независимость.

Более того, Гамильтон рекомендовал к государственному долгу добавить и долги штатов, переведя их сначала на счёт федерального правительства. Так, по мнению Гамильтона, интересы всех государственных кредиторов будут совпадать, и тогда они все будут поддерживать налоговую политику государства. Министр финансов призывал перестать относиться к долгу как к бремени, что было свойственно многим членам Конгресса, призывавшим не выплачивать долги вообще. Гамильтон утверждал, что «национальный долг может стать для нас национальным благословением».[18]

Возвращать долги Гамильтон считал правильным именно их владельцам на момент выплаты долга, а не первоначальным владельцам, и именно по номинальной стоимости[19]. Важность этого пункта заключалась в том, что к 1790 г. почти все долговые сертификаты у населения скупили перекупщики, а стоимость самих сертификатов увеличилась в несколько раз[20]. Гамильтон объяснял, что подобным образом правительство добьется того, что люди, которым выплатили долги по устраивающей их цене, с радостью предоставят правительству новые кредиты, которые неизбежно понадобятся молодому государству.Потенциальными инвесторами же были именно богатые капиталисты, в руках которых в 1790 г. и находились долговые сертификаты, а не ремесленники, фермеры и отставные солдаты, которым выдавались эти сертификаты. Другими словами, самые богатые слои населения США окажутся связанными с федеральным правительством. Механизмом такого «связывания» должна была стать операция консолидирования, в процессе которой отменялись старые формы долговых расписок и вводились государственные обязательства в виде процентных облигаций.

В качестве источника финансов Гамильтон решил использовать повышение пошлин на ввозимые иностранные товары и увеличение акцизных сборов с производства и продажи виски и рома[21]. С помощью подобных мер автоматически решались и некоторые внешнеполитические задачи. Основным торговым партнером США являлась Великобритания, а потому именно к ней автоматически привязывались Соединенные Штаты, выбрав таможенные пошлины и высокие федеральные налоги в качестве основных источников дохода[22].

Доклад был направлен не только на решение серьезных финансовых, но и политических проблем. Ведь с помощью его реализации укреплялись центральные институты власти, а влияние и полномочия штатов сокращались.

В ходе обсуждения доклада в Конгрессе оказалось, что не все федералисты разделяют точку зрения Гамильтона. Член палаты представителей от штата Вирджиния федералист Мэдисон был вынужден учитывать интересы собственного штата, который погасил большую часть своего долга и не хотел выплачивать чужие долги. В этих условиях Мэдисон предложил подойти к кредиторам дифференцированно: у первоначальных владельцев скупить обязательства по номинальной стоимости, а у остальных - по рыночной, то есть вполовину меньшей, и всем выплачивать по 6% годовых[23].

Раскол в партии вызвало и предложение правительству взять долги штатов на себя. Такое предложение не могло быть одобрено представителями Южных штатов, имевших небольшие долги. В этих условиях Мэдисон предложил Конгрессу приять долги штатов по состоянию на 1783 г., что уравняло бы положение Южных и Северных штатов[24].Мэдисон, будучи плантатором, также не поддерживал и идею Гамильтона о возвышении торгово-промышленного капитала Северо-востока, поэтому вскоре после начала осуществления экономических планов Гамильтона вступил в ряды республиканцев[25].

В докладе «О национальном банке» Гамильтон утверждал необходимость создания Национального банка США, который должен был кредитовать организации и частные лица, принимать налоги, выплачивать проценты по государственным облигациям и, главное, осуществлять эмиссию бумажных денег. Необходимость создания такого института Гамильтон, в первую очередь, объяснял тем, что нужно регулировать сложившуюся в стране систему, при которой каждый отдельный банк выпускал свои банкноты, тем самым увеличивая денежную массу в государстве. Финансовый рынок, который согласно теории экономики должен был исполнять регулятивную функцию, в условиях США оказался неэффективен. Банки выпускали необеспеченные деньги, даже несмотря на то, что это потенциально вело к их банкротству.

К тому же, по мнению министра финансов, Национальный банк станет источником увеличения капиталов за счет выпуска банкнот сверх своих запасов благородных металлов. Таким путем будет создан искусственный производственный капитал, который будет являться дополнительным источником воздействия на развитие торговлии промышленности. Национальный банк должен был быть создан государством совместно с крупными банкирами, что, по мнению Гамильтона, будет способствовать укреплению отношений правительства с капиталистами[26].

Также, Национальный банк должен был способствовать укреплению независимости Соединенных Штатов Америки, так как с его помощью предполагалось уменьшить зависимость американских деловых людей от зарубежных кредитов, в первую очередь, английских.

Создание Национального банка должно было служить разнообразным целям, в реализации которых было заинтересовано все общество. Но его создатель не скрывал, что в выигрыше, кроме самого государства, в первую очередь будет верхний социальный слой. Уже сами условия подписки на акции банка должны были обеспечить доминирование среди его учредителей самых богатых американцев[27].

Доклад «О национальном банке» вызвал самые ожесточенные споры среди членов Конгресса. В частности, республиканец Т. Джефферсон обвинял Гамильтона в превышении конституционных полномочий. В ответ на запрос по этому вопросу Вашингтона Гамильтон предоставил президенту «Мнение о конституционности Банка», в котором обосновывал принцип «широкого толкования» конституции, который в последствие лег в основу политическое программы Федералистской партии. В основе такого толкования лежит принцип полезности, который заключается в том, что любое конституционное полномочие подразумевает право на использование любых средств, необходимых для реализации данных полномочий. Исключения составляют средства, прямо запрещенные конституцией, аморальные или противоречащие жизненно важным интересам общества. Другими словами, помимо делегируемых, существуют еще и подразумеваемые полномочия. Аргументируя свою позицию, Гамильтон прибегал к тексту конституции, который гласит, что правительство имеет право принимать необходимые и надлежащие законы для выполнения возложенных на него обязанностей, а значит конституция дает государству право либерально толковать возложенные на него обязанности[28].

В докладе «О мануфактурах», заключительном докладе из серии «великих докладов» Гамильтона, министр финансов доказывал, что промышленное развитие страны предпочтительнее аграрного. Увеличится производительность труда, сократится зависимость от внешних рынков.

Решить проблему дефицита рабочей силы министр финансов предложил учреждением крупных мануфактур, использующих машинный труд вместо ручного. Гамильтон также полагал, что женщины, как и дети, могут быть полезным дополнением к мужской рабочей силе. Использование дешевого труда иностранцев сократит расходы.

В качестве источников получения капиталов для промышленного развития Гамильтон называл банки, количество и надежность которых заметно увеличилось за последний год, иностранные инвестиции, привлеченные благодаря финансовым реформам, а также консолидированный долг, использующийся как один из видов капитала. Недостающие капиталовложения могут быть привлечены с помощью ссуд Национального банка. К тому же, к этому времени уже набрал силу процесс первоначального накопления капитала в государстве, во многом благодаря огромным суммах, которые капиталисты получили в счёт погашения внутреннего долга США.

В докладе «О мануфактурах» не было ни одного практического предложения, направленного на удовлетворение нужд сельского хозяйства[29]. Связано это с тем, что,по мнению Гамильтона, агарный путь развития, сводившийся к вывозу из страны сельскохозяйственной продукции в обмен на промышленные товары, ставил Соединенные Штаты в зависимое положение от других, промышленно развитых стран. Тогда как имеющиеся у США природные ресурсы позволяют стране создать собственное производство и, как результат, преодолеть сложившуюся зависимость[30].

Вместе с тем,в докладе говорилось, что от его реализации выиграют не только северные промышленные штаты, но и южные сельскохозяйственные, в которых возрастет спрос на определенные товары. Среди них, лесоматериалы, лен, хлопок, шерсть, пенька, меха, кожсырье, уголь. Более того, часть этих товаров, например, хлопок, производится только в южных штатах, другая часть, например, пенька, может быть выращена в южных штатах в больших количествах, чем в северных, а шерсть Вирджинии, например, считается более качественной, чем шерсть любых других штатов. Также климат южных штатов более располагает к производству шелка.

Последняя часть экономической программы Гамильтона предусматривала государственное покровительство развития промышленности на начальном этапе ее становления. Осуществляться оно должно было путем запрещения вывоза сырья из страны, строительства новых дорог  и введения защитительных или запретительных ввозных пошлин товаров-дубликатов отечественной продукции. Гамильтон выделил 21 вид товарной продукции, которая, по его мнению, нуждалась в особой защите и должна была быть обложена наиболее высокими пошлинами. К такой продукции относились шерсть, обувь, табак, сахар, пиво, сыр и другие. Министр финансов доказывал, что штат, импортирующий товары, не должен бояться ввозных пошлин, так как их стоимость будет, в конечном счете, включена в цену товара и оплачена потребителем.

Ещё одним важным элементом стимулирования промышленности Гамильтон видел в государственной поддержке предприятий. Она выражалась, например, в поощрительных премиях, отказе от ввозных пошлин для сырья и материалов, использующихся для организации новых производств, содействииразвитию транспорта. Производство же вооружения Гамильтон должно быть государственным[31].

Суть всей экономической политики Гамильтона отражалась во введенном им понятии «активной коммерции», которая предусматривала наиболее полное использование внутренних ресурсов и превышение вывоза над ввозом. Такая политика, получившая название «гамильтоновского пути развития США»,  как доказывал он сам, обеспечит США независимое, а затем и лидирующее экономическое положение в мире[32].

Политика Гамильтона способствовала бы созданию не только класса промышленников, необходимого для развития капиталистического метода хозяйствования, но и капитала, с которым они могли бы работать.

Таким образом, реализация программы федералистов была способнасформировать финансовую систему, адекватную реалиям американского государства конца XVIII в., и укрепить позиции федерального правительства. Значение деятельности Александра Гамильтона для дальнейшего развития США трудно переоценить. Курс, который Соединенные Штаты взяли в конце XVIII в. и которого с небольшими изменениями придерживаются до сих пор, - это курс Гамильтона, сумевшего соединить властные инструменты сильного централизованного государства с менталитетов и потребностями «нации свободных предпринимателей». 

Федералистская партия особенна не только тем, что является первой политической партией США, но и тем, что заложила основы современной мощнейшей экономики в мире.

Программа Федералистской партии не была лишена недостатков, о которых не уставали замечать их оппоненты. Очевидно, что ее курс во многом не совпадал со взглядами большинства населения страны. Например, федералисты всегда выступали за ограничение демократии и восстановление олигархических методов правления, что не могло найти поддержки в среде тех, кто уже не первое поколение отстаивает свои права. Также их внешнеполитический курс на сближение с Великобританией не мог быть широко поддержан населением страны, только что отвоевавшей у Великобритании свою независимость.

Вместе с тем, такая программа была необходима Соединенным Штатам конца XVIII в. Только такая программа могла обеспечить молодой стране не только полноценное вовлечение в международные политические и экономические отношения, но и достойное место в них. И лучше всего это доказывает то, что его главные оппоненты Джефферсон и Мэдисон несколько позже заимствовали большинство его ключевых положений и воплотили их в жизнь. Именно курс Гамильтона, способствовал превращению США из глубоко аграрной страны в сильную экономическую державу. 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Источники

 

1 Hamilton, A. Forthebank [Электронный ресурс] // web.archive.org :неофиц. сайт. - 2005. - Режим доступа : http://web.archive.org/web/20010107190800/http://www.ios.com/~alstone/forthebk.htm. - 06.10.2014.

2 Hamilton, A. ReportonManufactures [Электронныйресурс] // press-pubs.uchicago.edu :неофиц. сайт. - 2005. - Режимдоступа :  http://press-pubs.uchicago.edu/founders/documents/v1ch4s31.html. - 12.10.2014.

3 Hamilton, A. ReportonPublicCredit [Электронныйресурс] // press-pubs. uchicago.edu :неофиц. сайт. - 2005. - Режимдоступа :  http://press-pubs.uchicago.edu/founders/documents/a1_8_2s5.html. - 07.10.2014.

4Hamilton, A. ToWilliamLoughtonSmith [Электронныйресурс] // press-pubs.uchicago.edu :неофиц. сайт. - 1987. - Режимдоступа : http://press-pubs.uchicago.edu/founders/documents/v1ch10s20.html. - 25.09.2014.

5 Hamilton, A. Opinion on the Constitutionality of the Bank [Электронныйресурс] //press-pubs.uchicago.edu :неофиц. сайт. - 1987. - Режимдоступа : http://press-pubs.uchicago.edu/founders/documents/a1_8_18s11.html. -06.01.2015

6 XYZ Affair Speech by Adams John [ Электронныйресурс ] //  historicaldocuments.org : неофиц. сайт. - 2013. - Режимдоступа :  http://historical documents.org/xyz-affair-speech-by-john-adams/ - 11.11.2014.

 

Литература

 

7 Димов В. А., Два гиганта. - М.: Изд-во Моск. ун-ва, 2004. - 416 c. [Электронный ресурс] // http://www.dimov.ru: неофиц. сайт. - 2014. - Режим доступа: http://www.dimov.ru/book/gigant.pdf. - 08.01.2015.

8 Ефимов, А. В. США и войны в Европе в конце XVIII - начале XIX в. Внутренняя и внешняя политика федералистов / А. В. Ефимов // Очерки истории США. 1492-1870 гг. [Электронный ресурс] // www.biografia.ru :неофиц. сайт. - 2013. - Режим доступа : http://www.biografia.ru/arhiv/amerika34.html. -10.11.2014.

9 Печатнов, В. О. Гамильтон и Джефферсон [Электронный ресурс] // www.twirpx.com :неофиц. сайт - 2010. - Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/377649/. - 26.10.2014.

10 Политухин Ю. А. Антропологическое обоснование законодательства в трудах А. Гамильтона // Вестник ЮУрГУ, № 28, 2010 [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru :неофиц. сайт - 2014. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskoe-obosnovanie-zakonodatelstva-v-trudah-a-gamiltona - 08.01.2015.

11 Согрин, В. В. Исторический опыт США - М. : Наука, 2010. - 581 с.

12 Согрин, В.В. Основатели США: исторические портреты [Электронный ресурс]//www.ushistory.ru:неофиц. сайт - 2013 - 177 с. - Режим доступа : http://www.ushistory.ru/monografii/855-sogrin-vv-osnovateli-ssha-istoricheskie-portrety.html. - 04.11.2014. С. 80.

История США. Т. 1 / ред. Севостьянов, Г. Н. [Электронный ресурс] // www.twirpx.com :неофиц. сайт - 2010. - Режим доступа : http://www.twirpx.com /file/35369/. - 10.10.2014.

13 Mors J. T. JohnAdams [Электронный ресурс] // archive.org : оф. сайт - 2014. - Режим доступа : https://archive.org/details/johnadams01mors - 11.01.2015.

14 Foner, E., Garraty, J. A. FederalistParty [Электронный ресурс] // www.history.com:неофиц. сайт. - 2014. - Режим доступа :  http://www.history.com/topics/federalist-party. - 12.11.2014.

 



[1]Foner, E., Garraty, J. A. FederalistParty [Электронный ресурс] // www.history.com: неофиц. сайт. - 2014. - URL: http://www.history.com/topics/federalist-party. - 12.11.2014.

[2]Согрин, В.В. Исторический опыт США - М. : Наука, 2010. С.117.

[3] Там же.С.136.

[4]Политухин Ю. А. Антропологическое обоснование законодательства в трудах А. Гамильтона // Вестник ЮУрГУ, № 28, 2010 [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru :неофиц. сайт - 2014. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskoe-obosnovanie-zakonodatelstva-v-trudah-a-gamiltona - 08.01.2015.

[5]Hamilton, A.ToWilliamLoughtonSmith [Электронныйресурс] // press-pubs.uchicago.edu :неофиц. сайт. - 1987. - URL: http://press-pubs.uchicago.edu/founders/documents/v1ch10s20.html. - 25.09.2014.

[6]Димов В. А., Два гиганта. - М.: Изд-во Моск. ун-ва, 2004. - 416 c. [Электронный ресурс] // http://www.dimov.ru: неофиц. сайт. - 2014. - URL: http://www.dimov.ru/book/gigant.pdf. - 08.01.2015. С. 68.

[7]Политухин Ю. А. Антропологическое обоснование законодательства в трудах А. Гамильтона.

[8]Димов В. А., Два гиганта. С. 67.

[9]Hamilton, A.ToWilliamLoughtonSmith.

[10]Ефимов, А. В. США и войны в Европе в конце XVIII - начале XIX в. Внутренняя и внешняя политика федералистов / А. В. Ефимов // Очерки истории США. 1492-1870 гг. [Электронный ресурс] // www.biografia.ru :неофиц. сайт. - 2013. - URL:http://www.biografia.ru/arhiv/amerika34.html.-10.11.2014.

[11]Политухин Ю. А. Антропологическое обоснование законодательства в трудах А. Гамильтона.

[12]История США. Т. 1 / ред. Севостьянов, Г. Н. [Электронный ресурс]//www.twirpx.com:неофиц. сайт. - 2010. - URL:http://www.twirpx.com /file/35369/. - 10.10.2014. С. 247.

[13]Политухин Ю. А. Антропологическое обоснование законодательства в трудах А. Гамильтона.

[14]XYZAffairSpeechbyAdamsJohn[Электронныйресурс] //  historicaldocuments.org : неоф.ицсайт. - 2013. - URL:  http://historicaldocuments.org/xyz-affair-speech-by-john-adams/ - 11.11.2014.          

[15]XYZ AffairSpeechbyAdamsJohn.

[16]Печатнов, В. О. Гамильтон и Джефферсон. - М.: Международные отношения, 1984. - 336 с. [Электронный ресурс] // www.twirpx.com:неофиц. сайт. - 2010. - URL:http:// www.twirpx.com/file/377649/. С. 157.

[17]Тамже. С. 77-78.

[18]Hamilton, A. ReportonPublicCredit [Электронныйресурс] // press-pubs. uchicago.edu: неофиц. сайт. - 2005. - URL:http://press-pubs.uchicago.edu/founders/documents/a1_8_2s5.html.

[19]Тамже.

[20]Печатнов, В. О. Гамильтон и Джефферсон. С. 160.

[21]Hamilton A. Report on Public Credit.

[22]Печатнов, В. О. Гамильтон и Джефферсон. С. 163

[23] Там же. С. 163.

[24]Там же.С. 164.

[25]Там же. С. 167.

[26]HamiltonA.Forthebank [Электронныйресурс] // web.archive.org: неофиц. сайт. 2005. URL:http://web.archive.org/ web/2001010719080 0/http://www.ios.com/~alstone/forthebk.htm.

[27]СогринВ. В. ИсторическийопытСША. С.129.
[28]Hamilton, A. Opinion on the Constitutionality of the Bank [Электронныйресурс] // press-pubs.uchicago.edu: неофиц. сайт. - 1987. - URL: http://press-pubs.uchicago.edu/founders/documents/a1_8_18s11.html. - 06.01.2015

[29]Hamilton, A. ReportonManufactures [Электронныйресурс] // press-pubs.uchicago.edu: неофиц. сайт. - 2005. - URL:http://press-pubs.uchicago.edu/founders/documents/v1ch4s31.html.

[30]История США. Т. 1 / ред. Севостьянов, Г. Н. С. 238.

[31]Hamilton, A. Report on Manufactures.

[32]Согрин, В.В. Основатели США: исторические портреты [Электронный ресурс]//www.ushistory.ru: неофиц. сайт - 2013 - 177 с. - URL: http://www.ushistory.ru/monografii/855-sogrin-vv-osnovateli-ssha-istoricheskie-portrety.html. - 04.11.2014. С. 80.
Просмотров работы: 1211