Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов выражается, прежде всего в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном и соревновательном процессе.
Отношение внутри команды имеет большое значения для успешного выступления на соревнованиях. В тоже время эта проблема недостаточно разработана и многие проблемы в команде, как и нередко неудачное выступление возникают из-за сложных отношений между тренером и спортсменами.
Нами исследовалось взаимосвязь между взаимоотношениями в команде высшего мастерства и уровнем тревоги на протяжении игрового сезона первенства России.
В командных видах спортивной деятельности психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, фактором спортивного успеха (Р. Уэйнберг, Д. Гоулд, 2001).
Родионов А.В. указывает на то, что большое значение в формировании психологического климата команды имеет система межличностных отношений, которые складываются между спортсменами и тренерами в процессе их деятельности и общения.
Среди всех взаимоотношений, складывающихся в процессе спортивной деятельности, наибольшее влияние на её результаты и на прогресс спортсмена оказывают его отношения с тренером. Для исследования отношения в спортивной команде высшего мастерства использовалась анкета тренер-спортсмен (Ю. Ханин).
Первое анкетирование проводилось, когда командой руководил один тренер, второе исследование проводилось после его ухода из команды, т.е. когда в команду пришел новый тренер, третье исследование проводилось в конце сезона в соответствии с тем, как сложились отношения за год со вторым тренером (табл.1).
Таблица 1
Результаты первого исследования взаимоотношений «тренер-спортсмен» профессиональной спортивной команде
№ |
Показатели |
|||
гностический |
эмоциональный |
поведенческий |
Итоговый |
|
1 |
3 |
4 |
6 |
4 |
2 |
1 |
5 |
7 |
4 |
3 |
1 |
2 |
5 |
3 |
4 |
3 |
2 |
6 |
4 |
5 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
8 |
2 |
4 |
5 |
4 |
9 |
0 |
1 |
1 |
1 |
10 |
7 |
6 |
5 |
6 |
11 |
6 |
6 |
7 |
6 |
12 |
1 |
1 |
4 |
2 |
13 |
7 |
8 |
7 |
7 |
14 |
8 |
8 |
6 |
7 |
∑ - средн.зн. |
4.3 |
4.8 |
5.7 |
5.0 |
Полученные свидетельствуют, что оценки тренера со стороны спортсменов несколько превышаю средний уровень. Наиболее высокий показатель по поведенческому компоненту.
Это возможно связано с тем, что данный тренер много лет до этого работал в этой команде и игроки привыкли к его манере поведения. Эти данные свидетельствует также, что команда достаточно положительно приняла тренера.
Второе анкетирование проведено с новым тренером, который возглавил команду, и перед которым была поставлена задача бороться за призовое место в первенстве России (табл.2).
Таблица 2.
Результаты второго исследованиявзаимоотношений «тренер-спортсмен» в профессиональной спортивной команде
№ |
Показатели |
|||
гностический |
эмоциональный |
поведенческий |
Итоговый |
|
1 |
7 |
5 |
5 |
6 |
2 |
6 |
5 |
6 |
6 |
3 |
4 |
4 |
7 |
5 |
4 |
6 |
6 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
6 |
4 |
5 |
5 |
5 |
7 |
8 |
6 |
5 |
6 |
8 |
5 |
7 |
7 |
6 |
9 |
6 |
5 |
6 |
6 |
10 |
3 |
4 |
5 |
4 |
11 |
5 |
4 |
5 |
5 |
12 |
6 |
5 |
8 |
6 |
13 |
7 |
5 |
6 |
6 |
14 |
4 |
4 |
4 |
4 |
15 |
5 |
6 |
5 |
5 |
16 |
6 |
7 |
6 |
6 |
17 |
6 |
5 |
5 |
5 |
∑ - средн.зн. |
5.5 |
5.2 |
5.5 |
5.4 |
Анализ полученных данных показывает, что игроки достаточно позитивно восприняли нового тренера, они большинство из них высоко оценили нового тренера по всем показателям. Можно предположить, что это определенный аванс тренеру с надеждой, что поможет команде занять высокое место в турнирной таблице.
3 анкетирование было проведено в конце сезона, когда команда подвела итоги сезона (табл.3).
Таблица 3.
Результаты второго исследования взаимоотношений «тренер-спортсмен» в профессиональной спортивной команде
№ |
Показатели |
|||
гностический |
эмоциональный |
поведенческий |
Итоговый |
|
1 |
5 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
3 |
7 |
3 |
1 |
5 |
3 |
8 |
5 |
2 |
4 |
4 |
9 |
3 |
4 |
3 |
3 |
10 |
1 |
3 |
4 |
3 |
11 |
4 |
3 |
5 |
4 |
12 |
2 |
2 |
3 |
2 |
13 |
0 |
2 |
4 |
2 |
14 |
3 |
4 |
5 |
4 |
15 |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
4 |
3 |
2 |
3 |
17 |
3 |
5 |
5 |
4 |
∑ - средн.зн. |
3.3 |
3.3 |
4.0 |
3.5 |
Полученные данные свидетельствуют о невысоком уровне оценки, как профессиональных, эмоциональных и поведенческих характеристик тренера.
Это видимо, связано с не совсем удачным выступлением команды в конце чемпионата. Игроки видимо посчитали, что не совсем удачное выступление команды связано с недостаточным профессионализмом тренера, а это отразилось и на остальных показателях.
Это может создать определенные трудности, как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности в будущем. Так недостаточно высокая оценка его профессиональных качеств может проявится в том, что игроки могут недостаточно активно выполняли его указания на тренировках.
Недостаточный эмоциональный контакт с тренером в команде может негативно отразится на выступлении команды в соревнованиях. В самые сложные моменты тренеру трудно будет эмоционально «зарядить команду».
Невысокая оценка поведенческого компонента также не будет способствовать созданию оптимальной психологической атмосферы в команде.
Не менее важную роль в успешном выступлении команды играет взаимоотношения в команде.
Исследования взаимоотношения проводилось с помощью анкеты атмосфера в группе (Ю.Ханин). Исследование проводилось в начале, середине и по окончанию соревновательного сезона.
Учитывались следующие показатели из 8 баллов:
Дружелюбие – отсутствие дружелюбия.
Согласие – отсутствие согласия
Удовлетворенность – неудовлетворенность
Увлеченность – отсутствие увлеченности
Продуктивность – отсутствие продуктивности
Теплота – холодность
Сотрудничество – отсутствие сотрудничества
Взаимоподержка – отсутствие взаимоподержки
Занимательность – отсутствие занимательности
Успешность – неуспешность
Результаты исследования атмосферы в группе представлены в табл.4
Таблица № 4.
Исследование атмосферы в профессиональной спортивной команде
№ в. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 опрос |
3.1 |
4.4 |
4.7 |
3.4 |
4.2 |
4.2 |
3 |
3.5 |
3.9 |
3.9 |
3.9 |
2 опрос |
3.3 |
3.6 |
3.3 |
3.2 |
3.3 |
4.0 |
3.2 |
3.3 |
3.3 |
2.6 |
3.3 |
3 опрос |
4.0 |
4.2 |
4.0 |
4.0 |
4.8 |
3.5 |
3.5 |
3.3 |
5 |
4.2 |
4.0 |
Как видно из табл.4, атмосфера в команде была наиболее благоприятная при втором тестировании. Это связано с тем, что в начале работы, новый тренер, скорее всего был готов к сотрудничеству и готов к тому, чтобы привести команду к новым достижениям. В конце сезона, когда команда не добилась тех результатов, на которые она рассчитывала, это отразилось и на взаимоотношениях с тренером, т.е. неуспех не мог не повлиять на атмосферу в команде.
Полученные данные также говорят о необходимости специальной работы по улучшению атмосферы в команде в следующем сезоне.
Еще один важный показатель, который влияет на благоприятные взаимоотношения в профессиональной команде и результаты в спорте, является уровень тревожности.
Соревновательная личностная тревожность (СЛТ) дает представление о возможном реагировании спортсмена на соревновательную ситуацию. Чем выше СЛТ, тем больше вероятность того, что у спортсмена в условиях соревнований будет наблюдаться повышенное состояние тревоги.
Улучшение спортивных показателей путем контроля и управления тревогой до и во время соревнований находится в центре внимания тренеров и спортсменов. Для исследования уровня тревоги использовалась анкета, разработанная Спильбергом и Ханиным Ю. Результаты исследования представлены в табл. 5.
Таблица 5
Исследование самооценки уровня соревновательной личностной тревожности у спортсменов
Уровень самооценки СЛТ |
1 опрос (кол-во спортсменов) |
2 опрос (кол-во спортсменов) |
3 опрос (кол-во спортсменов) |
низкий уровень самооценки |
2 |
3 |
3 |
средний уровень самооценки |
10 |
11 |
13 |
высокий уровень самооценки |
2 |
3 |
1 |
Из проведенного исследования можно заключить, что в 1 обследовании в начале игрового сезона, что уровень СЛТ находился у большинства спортсменов в основном на среднем уровне. Это можно объяснить тем, что команда выступала стабильно, и находилась на достаточно высоком месте. Поэтому особых оснований для тревоги нет.
Повторные исследования, проведенные в середине и конце сезона показали, что уровень у большинства остался на прежнем, среднем уровне.
Можно сделать вывод, что спортсмены или были удовлетворены сложившейся ситуацией или потеряли мотивацию на достижение максимального результата.
В заключение можно считать, что учет выше приведенных показателей позволяет определять проблемы, которые возникают в команде на протяжении сезона и вносить необходимые коррективы в тренировочную и соревновательную деятельность.
Список литературы
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. М.: 1986. –197 с.
Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде /Ю.А. Коломейцев. М.: ФиС, 2004. –245с.
Кретти Б. Психология в современном спорте / Б. Кретти. М.– 1978. 224 с.
Клещев Ю.Н. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки команд высших разрядов по волейболу / Ю.Н. Клещев. М.: 1983. 33 с.
Малкин В.Р. Психология спорта: / В.Р.Малкин, Л.Н.Рогалева. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. 262 с.
Марищук В. Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л. К. Серова. М.: 2005. –349 с.
Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. М.: ФиС, 1979. –150 с.
Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы // Психологический журнал. 2006. №1.
Сысоев Ю.В. Стиль руководства тренера спортсменами и спортивным коллективом / Ю. В. Сысоев. М. : 1997. –150 с.
Уэйнберг А.С., Д.Гоулд – Основы психологии спорта и физической культуры / А.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. 2001.–334 с.
Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. М.: 1980. –208 с.