САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В СПОРТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В СПОРТЕ

Батырова А.А. 1
1УрФУ им. Б.Н. Ельцина, ИФКСиМП, 2 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Отличительной особенностью спорта является его высокая эмоциональность. Во время спортивных мероприятий эмоции и переживают возникают не только у спортсменов, но и у зрителей, болельщиков. Именно эмоциональность спорта привлекают миллионы людей к спортивным состязаниям.

Эмоциональность спорта связана с условиями самого спортивного соревнования, ситуациями соперничества и переходящего успеха спортивной борьбы, высоким напряжением, вызванным стремлением к достижению поставленных спортивных целей.

Эмоции могут оказывать на спортсмена различное влияние, как положительное, так и отрицательное. Именно поэтому спортсменам необходимо уметь регулировать и владеть своими эмоциями, своим настроением.

Это и определило выбор темы курсовой работы.

Объект исследования: соревновательный и тренировочный процесс.

Предмет исследования: саморегуляции эмоциональных состояний.

Цель исследования: изучить способы саморегуляции эмоциональных состояний в спорте.

На основе анализа литературы нами были проанализированные казалось бы близкие по смыслу понятия «эмоция», «переживание», «чувство». В то же время когда мы используем данные понятия как научные термины, каждое из них имеет свою специфику.

К.К.Платонов дает такое определение эмоций: эмоции отражают объективные отношения, в которых предметы и явления реального мира находятся к нуждам организма. В то время как Ф.Е.Василюк рассматривает переживание как отношение сознания и бытия, а эмоцию – как отношение нужд организма и явлений реального мира. Таким образом, эмоции – это непосредственный механизм, отражающий отношения внешнего и внутреннего мира, она непроизвольно возникает всякий раз, когда есть актуализированная потребность.

Качество эмоции определяется характеристиками внешней ситуации, тем, какие возможности и перспективы удовлетворения потребности имеются у человека в конкретной ситуации. Переживание же связано с сознательным отражением данного соответствия. Сознательное отражение степени соответствия потребностей и реального мира происходит через осознание собственной эмоции. Таким образом, эмоция служит основой переживания.

Тихвинская Е.О. в книге «Психология переживания в спорте» выделяет типичные ситуации, которые вызывают у спортсменов сильные переживания.

Во-первых, это ситуации поражения в спорте. Такую ситуацию нужно эмоционально прожить и извлечь из нее опыт, который сделает спортсмена сильнее.

Во-вторых, победа в спорте. Переживание победы включает в себя признание завершенности определенного этапа, ситуации и с этой точки зрения необходимости выбора нового пути. Следствиями неграмотного переживания победы могут стать звездная болезнь, застой результатов, остановка творческого роста, снижение желания тренироваться и выступать.В-третьих, тренированность и спортивная форма. Любое упражнение или состояние в процессе тренировки должно сопровождаться эмоциями или переживаниями. Серьезно контролировать тренировочный процесс посредством переживаний получается только у квалифицированных, опытных спортсменов, имеющих навык и опыт самонаблюдения.

В-четвертых, готовность к соревнованию. Состояние готовности к соревнованию описывается различными авторами как «боевая готовность» или «спокойная боевая уверенность». Состояние готовности позволяет спортсмену максимально реализовать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности (физические, технические, тактические, психические).

В-пятых, волнение в спорте. Чрезмерное волнение перед стартом, «мандраж» – наиболее часто заявляемая причина обращения спортсмена к психологу. Такое волнение необоснованно с точки зрения спортсмена и тренера какими-либо объективными причинами. Причина, как правило, заключается как в слабости навыков саморегуляции, которые нарушаются в непривычной или ответственной обстановке.

В-шестых, это страх в спорте. Примеры ситуаций из конкретных видов спорта: опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнение, не принять вовремя верное решение («не использовать момент») и др.Основное условие, для того чтобы страх был конструктивен – внимание на процесс действия, а не на представление неудачных картинок того, что может произойти.

В седьмых, раздражение и лень в спорте. Жалобы на раздражение без повода, по пустякам в спортивной практике не редкость. Внешними провоцирующими факторами в данном случае могут являться однообразие спортивного режима, необходимость соблюдать дисциплину и т. д

Лень– защитный механизм, возникающий тогда, когда деятельность не переживается как значимая.

Раздражение и лень часто бывают результатом пассивной «страдательной» позиции по отношению к миру − «мне так приходится»,«меня заставляют»и т.д.

В-восьмых, неуспешность в спорте. У спортсменов, например, в течение длительного периода неудач, наступают такие периоды, который он характеризует фразами «у меня ничего не получается», «у меня никогда это не получится», «я неудачник»и пр. Здесь мы сталкиваемся не столько с ситуативным переживанием неуспеха, сколько с закрепляющимся переживанием себя как неуспешного. Основная причина– отсутствие положительной обратной связи.

В случаях, когда механизм положительной обратной связи к себе нарушен, нарушается переживание себя. Субъективно исчезают поводы для переживания себя как успешного.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания).

Нами проанализированы несколько классификаций регуляции эмоционального состояния.

По Изумруд:

1) посредством другой эмоции – предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить.

2)когнитивная регуляция –связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею.Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания;

3)моторная регуляция – предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

По Гройсману, все воздействия разделяются на индивидуальные и коллективные, они также дифференцируются по ряду параметров, знание которых необходимо для проведения адекватных приёмов психорегуляции:

  1.  
    1. по характеру проведения — ауторегуляция, гетерорегуляция и смешанные формы;

    2. по характеру воздействия — синергичная, антагонистичная психорегуляция;

    3. по наличию программы — программированная или импровизированная,

    4. по речевой характеристике — вербальная (относятся методы самоубеждения,самоприказов, приемы психической защиты) и невербальная (дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях);

    5. по направленности — седативная (успокаивающая), стимулирующая,дезактуализирующая (направленная на нейтрализацию патогенных переживаний в системе отношений личности);

    6. по характеру управления психорегулирующими воздействиями — директивная (главная, руководящая), косвенная, «зеркальная» или «рикошетируемая»;

    7. по использованию дополнительных вспомогательных средств — функциональная или фоновая музыка,цветодинамическая управляемая среда, так называемая «цветомузыка» и «светоживопись».

В классификации Н. Е.Водопьяновой и Е.С.Старченковой выделяются психотехники, направленные на:

  1. изменение содержания сознания — переключение внимания на другие виды деятельности, предметы окружающей обстановки и др.;

  2. управление физическим «Я» — регуляция дыхания, темпа движений, речи, снятие напряжения в теле;

  3. репродукцию ресурсных состояний или позитивных образов;

  4. отражение своего социального «Я» — умение ставить цели, управлять временем, учиться комфортно чувствовать себя в любых социальных ситуациях;

  5. работу с иррациональными убеждениями;

  6. позитивное внушение или самовнушение.

Настоящее время спортсменам необходимо предлагать методы саморегуляции, которые отвечают следующим требованиям:

  1. просты в усвоении;

  2. понятны специалистам, не имеющим психологического и медицинского образования, понятен механизм их действия на психику и тело;

  3. могут быть использованы в течение рабочего дня, на рабочем месте;

  4. не имеют противопоказаний;

  5. не требуют для выполнения много времени (экспресс-методы);

  6. могут быть использованы для работы с личными проблемами;

  7. не требуют специального оборудования и помещения.

Практика показывает, что в наибольшей мере отвечают этим требованиям следующие методы: дыхательные и релаксационные техники, визуализация, самовнушение и методы нейролингвистического программирования.

Наличие разнообразных методов саморегуляции, с одной стороны позволяет каждому спортсмену найти собственный вариант, а с другой — может затруднить выбор.

Выбор тренером методов саморегуляции для тренинговой группы будет зависеть от запроса группы, личных предпочтений и умений тренера, условий проведения тренинга (есть ли возможность лежать на ковриках, есть ли место для двигательных упражнений, достаточно ли тепло в помещении).

Список литературы.

  1. Тихвинская Е.О.Психология переживания в спорте: Учебное пособие/ Е.О. Тихвинская. – СПб.; 2007. – 48с.

  2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека/ Е.П. Ильин– Питер; 2005. –492.

  3. Сопов В.Ф. Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация/ В.Ф. Сопов/ Вестник спортивной науки. – 2004. - №2. – С. 47-52.

  4. Черникова О.А. Психологические особенности спортивной эмоции/ О.А. Черникова/ Спортивный психолог. – 2008. - №3(15). – С.77-84.

6. Ильин. Е.П. Саморегуляция. Устранение нежелательных эмоциональных состояний [Электронный ресурс] //URL: http://def.kondopoga.ru /2007/10/10/samoreguljacija._ stranenie_nezhelatelnykh_jemocionalnykh_sostojanijj.html). (дата обращения: 9.10.2014).

Просмотров работы: 2590