Эмоциональность спорта связана с условиями самого спортивного соревнования, ситуациями соперничества и переходящего успеха спортивной борьбы, высоким напряжением, вызванным стремлением к достижению поставленных спортивных целей.
Эмоции могут оказывать на спортсмена различное влияние, как положительное, так и отрицательное. Именно поэтому спортсменам необходимо уметь регулировать и владеть своими эмоциями, своим настроением.
Это и определило выбор темы курсовой работы.
Объект исследования: соревновательный и тренировочный процесс.
Предмет исследования: саморегуляции эмоциональных состояний.
Цель исследования: изучить способы саморегуляции эмоциональных состояний в спорте.
На основе анализа литературы нами были проанализированные казалось бы близкие по смыслу понятия «эмоция», «переживание», «чувство». В то же время когда мы используем данные понятия как научные термины, каждое из них имеет свою специфику.
К.К.Платонов дает такое определение эмоций: эмоции отражают объективные отношения, в которых предметы и явления реального мира находятся к нуждам организма. В то время как Ф.Е.Василюк рассматривает переживание как отношение сознания и бытия, а эмоцию – как отношение нужд организма и явлений реального мира. Таким образом, эмоции – это непосредственный механизм, отражающий отношения внешнего и внутреннего мира, она непроизвольно возникает всякий раз, когда есть актуализированная потребность.
Качество эмоции определяется характеристиками внешней ситуации, тем, какие возможности и перспективы удовлетворения потребности имеются у человека в конкретной ситуации. Переживание же связано с сознательным отражением данного соответствия. Сознательное отражение степени соответствия потребностей и реального мира происходит через осознание собственной эмоции. Таким образом, эмоция служит основой переживания.
Тихвинская Е.О. в книге «Психология переживания в спорте» выделяет типичные ситуации, которые вызывают у спортсменов сильные переживания.
Во-первых, это ситуации поражения в спорте. Такую ситуацию нужно эмоционально прожить и извлечь из нее опыт, который сделает спортсмена сильнее.
Во-вторых, победа в спорте. Переживание победы включает в себя признание завершенности определенного этапа, ситуации и с этой точки зрения необходимости выбора нового пути. Следствиями неграмотного переживания победы могут стать звездная болезнь, застой результатов, остановка творческого роста, снижение желания тренироваться и выступать.В-третьих, тренированность и спортивная форма. Любое упражнение или состояние в процессе тренировки должно сопровождаться эмоциями или переживаниями. Серьезно контролировать тренировочный процесс посредством переживаний получается только у квалифицированных, опытных спортсменов, имеющих навык и опыт самонаблюдения.В-четвертых, готовность к соревнованию. Состояние готовности к соревнованию описывается различными авторами как «боевая готовность» или «спокойная боевая уверенность». Состояние готовности позволяет спортсмену максимально реализовать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности (физические, технические, тактические, психические).
В-пятых, волнение в спорте. Чрезмерное волнение перед стартом, «мандраж» – наиболее часто заявляемая причина обращения спортсмена к психологу. Такое волнение необоснованно с точки зрения спортсмена и тренера какими-либо объективными причинами. Причина, как правило, заключается как в слабости навыков саморегуляции, которые нарушаются в непривычной или ответственной обстановке.
В-шестых, это страх в спорте. Примеры ситуаций из конкретных видов спорта: опасение случайной ошибки, страх падения, страх не выполнить упражнение, не принять вовремя верное решение («не использовать момент») и др.Основное условие, для того чтобы страх был конструктивен – внимание на процесс действия, а не на представление неудачных картинок того, что может произойти.В седьмых, раздражение и лень в спорте. Жалобы на раздражение без повода, по пустякам в спортивной практике не редкость. Внешними провоцирующими факторами в данном случае могут являться однообразие спортивного режима, необходимость соблюдать дисциплину и т. д
Лень– защитный механизм, возникающий тогда, когда деятельность не переживается как значимая.
Раздражение и лень часто бывают результатом пассивной «страдательной» позиции по отношению к миру − «мне так приходится»,«меня заставляют»и т.д.
В-восьмых, неуспешность в спорте. У спортсменов, например, в течение длительного периода неудач, наступают такие периоды, который он характеризует фразами «у меня ничего не получается», «у меня никогда это не получится», «я неудачник»и пр. Здесь мы сталкиваемся не столько с ситуативным переживанием неуспеха, сколько с закрепляющимся переживанием себя как неуспешного. Основная причина– отсутствие положительной обратной связи.
В случаях, когда механизм положительной обратной связи к себе нарушен, нарушается переживание себя. Субъективно исчезают поводы для переживания себя как успешного.
В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания).
Нами проанализированы несколько классификаций регуляции эмоционального состояния.
По Изумруд:
1) посредством другой эмоции – предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить.
2)когнитивная регуляция –связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею.Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания;
3)моторная регуляция – предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.
По Гройсману, все воздействия разделяются на индивидуальные и коллективные, они также дифференцируются по ряду параметров, знание которых необходимо для проведения адекватных приёмов психорегуляции:
по характеру проведения — ауторегуляция, гетерорегуляция и смешанные формы;
по характеру воздействия — синергичная, антагонистичная психорегуляция;
по наличию программы — программированная или импровизированная,
по речевой характеристике — вербальная (относятся методы самоубеждения,самоприказов, приемы психической защиты) и невербальная (дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях);
по направленности — седативная (успокаивающая), стимулирующая,дезактуализирующая (направленная на нейтрализацию патогенных переживаний в системе отношений личности);
по характеру управления психорегулирующими воздействиями — директивная (главная, руководящая), косвенная, «зеркальная» или «рикошетируемая»;
по использованию дополнительных вспомогательных средств — функциональная или фоновая музыка,цветодинамическая управляемая среда, так называемая «цветомузыка» и «светоживопись».
В классификации Н. Е.Водопьяновой и Е.С.Старченковой выделяются психотехники, направленные на:
изменение содержания сознания — переключение внимания на другие виды деятельности, предметы окружающей обстановки и др.;
управление физическим «Я» — регуляция дыхания, темпа движений, речи, снятие напряжения в теле;
репродукцию ресурсных состояний или позитивных образов;
отражение своего социального «Я» — умение ставить цели, управлять временем, учиться комфортно чувствовать себя в любых социальных ситуациях;
работу с иррациональными убеждениями;
позитивное внушение или самовнушение.
Настоящее время спортсменам необходимо предлагать методы саморегуляции, которые отвечают следующим требованиям:
просты в усвоении;
понятны специалистам, не имеющим психологического и медицинского образования, понятен механизм их действия на психику и тело;
могут быть использованы в течение рабочего дня, на рабочем месте;
не имеют противопоказаний;
не требуют для выполнения много времени (экспресс-методы);
могут быть использованы для работы с личными проблемами;
не требуют специального оборудования и помещения.
Практика показывает, что в наибольшей мере отвечают этим требованиям следующие методы: дыхательные и релаксационные техники, визуализация, самовнушение и методы нейролингвистического программирования.
Наличие разнообразных методов саморегуляции, с одной стороны позволяет каждому спортсмену найти собственный вариант, а с другой — может затруднить выбор.
Выбор тренером методов саморегуляции для тренинговой группы будет зависеть от запроса группы, личных предпочтений и умений тренера, условий проведения тренинга (есть ли возможность лежать на ковриках, есть ли место для двигательных упражнений, достаточно ли тепло в помещении).
Список литературы.
Тихвинская Е.О.Психология переживания в спорте: Учебное пособие/ Е.О. Тихвинская. – СПб.; 2007. – 48с.
Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека/ Е.П. Ильин– Питер; 2005. –492.
Сопов В.Ф. Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация/ В.Ф. Сопов/ Вестник спортивной науки. – 2004. - №2. – С. 47-52.
Черникова О.А. Психологические особенности спортивной эмоции/ О.А. Черникова/ Спортивный психолог. – 2008. - №3(15). – С.77-84.
6. Ильин. Е.П. Саморегуляция. Устранение нежелательных эмоциональных состояний [Электронный ресурс] //URL: http://def.kondopoga.ru /2007/10/10/samoreguljacija._ stranenie_nezhelatelnykh_jemocionalnykh_sostojanijj.html). (дата обращения: 9.10.2014).