ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ ПАРАЛИМПИЙСКОГО СПОРТА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ ПАРАЛИМПИЙСКОГО СПОРТА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

Гилязетдинова Е.М. 1
1"Уральский федеральный университет им.Б.Ельцина"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Долгое время предметом исследований в сфере физической культуры и спорта являлся только «здоровый человек», а на людей с особенностями в физическом или интеллектуальном развитии спортивная наука предпочитала не обращать внимания, делая их прерогативой медицины, коррекционной педагогики и социальных наук.

Достаточно новое для России направление адаптивная физическая культура и адаптивный спорт, предполагает, что физическая культура должна стимулировать позитивные сдвиги в организме человека с особенностями здоровья.

Вопросами использования физической культуры и спорта для восстановления физического, психического, социального и нравственного состояния человека занимались П.Ф. Лесгафт, Н.А. Бернштейн, Л. Гутман, Д. Милчева, В.И. Дикуль, А.В. Царик, И.О. Рубцова, С.И. Евсеев, Т.Е. Сидорова и др.

Несмотря на это проблема мотивации в Паралимпийском спорте изучена еще не достаточно.

Проведение летних и зимних спортивных игр с привлечением спортсменов-инвалидов из других городов, союзных республик началось с 1981 года.

В работе М.М. Айсаама отмечено, что в эти же сроки в Таллинне (Эстония) был зарегистрирован ФОК «Инваспорт», 30 января 1985 г. при Рижском городском совете ДСО «Даугава» утверждѐн ФОК «Оптимист». Все эти организации занимались привлечением инвалидов к систематическим круглогодичным занятиям различными видами спорта, пропагандой физической культуры и спорта [1].

В 1996 году С.П. Евсеев вводит определение и понятие адаптивная физическая культура и адаптивный спорт.

В настоящее время во многих регионах России адаптивный спорт стал развиваться более быстрыми темпами и заметно выросло число людей с ограниченными возможностями, которые охотно занимаются различными видами спорта, стремятся достигнуть новых результатов и выступить на престижных соревнованиях за пределами страны.[7]

Можно выделить 3 этапа развития адаптивного спорта в России:

1.Возникновение и развитие Лечебной физической культуры с использованием элементов спорта. (1945-1979)

2.Развитие и становление физической культуры и спорта, создание федерации спорта инвалидов, проведение соревнований.

3.Развитие и совершенствование основ адаптивного спорта на современном этапе.

В настоящее время адаптивный спорт получил всемирное значение. Достижения спортсменов с ограниченными возможностями очень значительны. Достижения Российской команды на Паралимпийских играх приближаются к олимпийским рекордам. Известных и популярных видов спорта, в которых не принимали бы участие спортсмены-инвалиды, практически не осталось. Заметно расширяется количество параолимпийских дисциплин.

Большинство исследователей и практиков отмечают, что в современном мире для людей с ограниченными возможностями один из самых действенных видов деятельности это занятия физической культурой и спортом.

Физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.

Занятия физической культурой и адаптивным спортом оказывают большое влияние на формирование эмоционально волевых, коммуникативных сторон личности инвалида.

Находясь в окружении таких же как и он сам, человек не чувствует своей ограниченности, понимает и принимает то, с чем ему пришлось столкнуться, осознает, что он со своей проблемой не единственный человек на земле и с этим тоже можно жить. На тренировках есть возможность выплеснуть негативные эмоции, увеличить мышечную массу, научиться различным двигательным действиям. Также тренировочный процесс включает в себя общение с командой, с тренером, что позволяет раскрыться, найти новых друзей, обрести новые интересы.

Важную роль в тренировочном процессе играет тренер. От его личности, от того как он установит контакт со спортсменом, на сколько сможет замотивировать его к занятиям спортом, какой создаст фон занятий, будет зависеть то, на столько результативно будет проходить работа со спортсменом.

Особенно это важно, если человек довольно замкнут, мало общается, тогда тренировочный процесс становится для него новым этапом жизни, а зал или бассейн – в силу резкой смены обстановки, будет вызывать у него широкий спектр эмоций.[7]

К основным функциям адаптивного спорта относят:

– оздоровительно-рекреационную;

– гуманистическую;

– соревновательную;

– информационную.

Важной функцией адаптивного спорта является и формирование адекватной реакции со стороны обычного населения к людям с ограниченными возможностями, здоровья, проявление сдержанности, воспитанности и уважения к ним.

Физическая культура и спорт для лиц с инвалидностью, как показал многолетний практический зарубежный и отечественный опыт, являются одним из основных способов их физической, психической и социальной реабилитации.

Адаптивная двигательная рекреация возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в себе, самоуважение. Одна из основных первоочередных задач в воспитании у инвалидов устойчивого интереса в регулярных занятиях физической культурой и спортом может быть успешно решена при создании условий стимулирующих формирование мотиваций к занятиям физической культурой.

Одним из важнейших компонентов, составляющих структуру активности занятий физической культурой и спортом, является внутреннее желание и интерес к занятиям у каждого отдельного человека. Поэтому формирование у лиц с ограниченными возможностями мотивации к физкультурной деятельности должно стоять во главе физкультурно-оздоровительной работы.

Большую роль при этом будет играть осознание инвалидами подлинного уровня своего физического развития и необходимости в его совершенствовании.[5]

Средствами поощрения спортсменов-инвалидов к занятиям физическими упражнениями и спортом выступают поощрения и стимулирования в форме наград, грамот, материальных вознаграждений, устных благодарностей.

Средствами также могут служить применение в тренировочном процессе различных подвижных и спортивных игр, фитнес-технологий, танцевальных упражнений. Тренеры-преподаватели адаптивного спорта также должны постоянно обдумывать возможные методы улучшения работы и мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у людей с инвалидностью.

Занятия физической культурой и адаптивным спортом оказывают большое влияние на формирование эмоционально волевых, коммуникативных сторон личности инвалида. Находясь в окружении таких же как и он сам, человек не чувствует своей ограниченности, понимает и принимает то, с чем ему пришлось столкнуться, осознает, что он со своей проблемой не единственный человек на земле и с этим тоже можно жить полноценной жизнью.[4]

Таким образом, можно говорить о разнообразных функциях адаптивного спорта в обществе, ориентированных на достижение того чтобы

помочь человеку с особенностями в развитии вести полноценную жизнь.

Важно чтобы люди понимали то, что сказал однажды Баумгартен : «не важно, что потерял увечный, важно то чего он добился, занимаясь спортом».

Список литературы.

  1. Айтсаам М.М. «Инваспорт» и его роль в реабилитации инвалидов. Сб. рекомендаций и предложений научно-практической конференции «О социальной активности пенсионеров». /М.М.Айтсаам– Таллинн, 1985. – 276 с.

  2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого./В.К.Бальсевич – М.: 1988. – 208 с.

  3. Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. /М.М. Башкирова– 1999. – № 1-2. – С. 17-25.

  4. Дмитриев В.С. Адаптивная физическая реабилитация: структура и содержание: дисс. канд пед. Наук, Москва.– 2003.– 144 с.

  5. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие./С.П. Евсеев – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

  6. Кантеровский А. Организация деятельности учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта / А. Кантеровский // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2010. № 9. – С. 23-33.

  7. Махов А. С., Степанова О.Н. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России / А. С. Махов, О. Н. Степанова // Учѐные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009.– 12 (58). – С. 67-70.

  8. Селезнев Л. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов (детей и молодѐжи) и лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: Доклад на круглом столе Общественной палаты РФ (25 мая 2010 года). Л. Селезнев– М., 2010. – 8 с.

  9. Сырвачева И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. / ДВГУ. – Владивосток, 2003. – C. 108-111

Просмотров работы: 1694