Авторы отмечают, что наблюдается возрастание требований к подготовленности юных спортсменов, диктуемое необходимостью постоянного повышения результатов, и недостаточной готовностью юных спортсменов к выполнению этих требований в силу ограниченности их психофизиологических и психологических ресурсов[1, 2, 4] .
В работах Бальсевича В.К. в число приоритетных задач, связанных с совершенствованием и модернизацией системы подготовки спортивного должны быть включены следующие:
– многократное расширение пространства для поиска и выявления спортивных талантов путем ускоренного развития и освоения прогрессивных систем спортизированного физического воспитания детей, подростков и молодежи;
– концентрация усилий ученых и специалистов на перспективных направлениях совершенствования систем спортивной подготовки;
– государственной поддержке инновационных направлений исследований и разработок независимо от формы собственности осуществляющих их организаций, учреждений, фирм, компаний и т.д.[2]
Особое внимание с точки зрения отечественных авторов (В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауер Э.А. Зюрин и др.) необходимо уделить этапу начальной подготовки, который является ключевым в подготовке спортивного резерва, так как именно на данном этапе у юных спортсменов происходит самоопределение юного спортсмена к выбору вида спорта, который тесно связан с формированием у них мотивации и интереса к данному виду деятельности.
Проблема формирования интереса и повышение мотивации к занятиям спортом на этапе начальной подготовки резко возрос в последние десять лет. Это нашло отражение в пособиях зарубежных и отечественных авторов (Д.В. Крисфилд (2005) , В.А. Круглыхин (2011) , М.А. Годик, С.М. Мосягин, И.А. Швыков (2012) и др.
Авторы предлагают тренеру много приемов и методов для того, чтобы повысить интерес к спорту, через организацию оптимального соотношения между объемами интересной для них нагрузки и не очень интересной, но полезной.
Так в спортивных играх, игровые (или ситуационные), всегда интересны для детей и они готовы играть всю тренировку. Другие (назовем эти упражнения стандартными – технические) менее интересны для детей. Менее интересны потому, что в них нет игры, а есть многократное повторение одного и того же игрового приема, в котором заранее все известно. Такие многократные повторения психически утомительны для детей младшего возраста. И в этом случае нужно искать оптимальное соотношение между стандартными (скучными) и ситуационными (интересными) упражнениями в каждой возрастной группе.
Авторы предлагают тренерам сделать занятия интересными и полезными. Без доброжелательного отношения любые методы и психологические средства воздействия теряют свою силу, считают они. Если у детей нет желания и умения учиться самостоятельно, то им должна нравиться окружающая атмосфера и должен нравиться тренер, который все умеет и понимает.
Строшко Н. Т. в своей работе «Организационно-методическое обеспечение формирования самоопределения юного спортсмена в выборе вида спортивной деятельности» определяет структуру и содержание педагогической модели самоопределения юного спортсмена в образовательном пространстве учреждений спортивного профиля, исследует психолого-педагогические условия ее успешной реализации.
При разработке данной модели и ее содержательном наполнении она опиралась на основные положения психолого-культурологического, социологического и общепсихологического подходов.
В качестве основных подструктур модели ею выделены: целевая, содержательная, организационная и оценочно-результативная.
В качестве ожидаемого результата, который указывает на эффективность реализации модели, выступает позитивная динамика готовности к осознанному выбору вида спортивной деятельности у юных спортсменов.
Среди главных условий выбора вида деятельности юными спортсменами она выделяет мотивацию юного спортсмена к осознанному принятию решений в выборе вида спортивной деятельности, через получение знаний о своих способностях и возможностях.
Для этого ею предложена методика формирования самоопределения юных спортсменов на основе получении знаний о видах спортивной деятельности, о требованиях, предъявляемых видом спорта к спортсмену, о своих личностных качествах, физических и психологических способностях и возможностях.
Второе главное условие необходимость стимулирования у юного спортсмена процессов самопознания, самоопределения, самооценивания с помощью личностно-ориентированного обучения.
Третье условие касается необходимости использования в образовательном пространстве учреждения спортивного профиля комплекса мероприятий, позволяющих юному спортсмену определиться в выборе вида спортивной деятельности.
Реализация третьего условия позволит юному спортсмену познать самого себя, свои способности и возможности, поможет ему проявить свои лучшие личностные качества, позволит вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия.
Таким образом, можно констатировать, что в подготовке спортивного резерва очень важным аспектом работы тренера является формирование интереса и содействие самоопределению юного спортсмена к выбору вида спорта.
Дальнейшей исследование будет связано с разработкой и реализацией психолого-педагогической программы тренера по решению вышеуказанных задач.
Список литературы
Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийскогокласса/ В.К. Бальсевич// Теория и практика физической культуры. – 2001. – №4. – С. 9-10.
Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры, 1993, № 4, С. 21 - 23.
Кашуба В.А. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей направленности спортивной подготовки юных спортсменов / Кашуба В.А., Ярмолинский Л.М., Хабинец Т.А. // Физическое воспитание студентов. - 2012. - N 2. - С. 34-37.
Куликов Л.М. Управление подготовкой спортивного резерва в олимпийских видах спорта на региональном уровне/ Л.М. Куликов, В.М. Болотов, В.В. Рыбаков// Теория и практика физической культуры. – 2010. – №11. – С. 27-31.
Никитушкин В.Г., Квашук П.В. // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы). - М., 1999. - С. 328-332.
Столяров В.И. Детско-юношеский спорт и современное олимпийское движение: (По результатам социологического опроса участников международного форума) / Столяров В.И. // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 125-130.
Строшкова Н. Т. Организационно-методическое обеспечение формирования самоопределения юного спортсмена в выборе вида спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. педагогических наук : 13.00.04 / Н. Т. Строшкова – Н.-Челны, 2012. - 24 с.
Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет. /Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. –Н.Новгрод: РА «Квартал», 2012.