П. А. РУДИК – ОСНОВАТЕЛЬ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

П. А. РУДИК – ОСНОВАТЕЛЬ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Полицковая А.С. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие отечественной спортивной науки тесно связано с исследованиями в области психологии физической культуры и спорта.

В связи с вышесказанным большой интерес представляют работы, ориентированные на анализ научного наследия классиков в области спортивной психологии.

Изучение истории становления психологических знаний в области спорта актуально также потому, что «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».

В отечественной науке основными центрами изучения и развития психологии спорта были две основные школы: московская (П. А. Рудик) и ленинградская (А. Ц. Пуни).

Цель нашего исследования заключалась в теоретическом анализе материалов, посвященных научной деятельности профессора П. А. Рудика, основателя московской школы спортивной психологии.

Анализ работ представителей московской школы спортивной психологии (В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов, В. А. Родионов, Г. И. Савенков, В. М. Мельников, Е. В. Романина, Л. Г. Уляева, А. Л. Попов и др.), посвященных жизни и творчеству П. А. Рудика, позволил выделить несколько ключевых направлений его исследований.

Временем рождения психологии физической культуры и спорта можно считать даты выхода в свет первых научных работ, выполненных профессором П. А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК («Влияние мускульной работы на процесс реакции», «Исследование реакции в применении к основным вопросам физической культуры»).

В 1958 году под редакцией П. А. Рудика был опубликован первый в мировой практике учебник по психологии для институтов физической культуры, а также специальный учебник для средних физкультурных учебных заведений.

П. А. Рудик впервые в отечественной и мировой психоло-гической науке определил понятие, содержание и задачи психологической подготовки, разработал методы и классификацию видов подготовки и определил роль тренера в этом процессе.

П. А. Рудик поставил вопрос об унификации методов психологического исследования спортсменов. Он предложил унифицировать методы психодиагностики таким образом, чтобы они были простыми и доступными не только для специалистов-психологов, но и для спортсменов и тренеров. По его мнению, необходимо унифицировать не только методы сбора и обработки соответствующих материалов, но и аппаратуру, необходимо изготовление ее по единым стандартам. Для решения поставленных задач при кафедре психологии ГЦОЛИФК была организована учебно-научная лаборатория.

П.А. Рудик активно участвовал в создании Европейского и международного сообщества психологов спорта. Он подготовил значительное количество профессорско-преподавательского состава для институтов физической культуры.

Возглавляя кафедру психологии П. А. Рудик, был «идейным вдохновителем, организатором и руководителем научных исследований по многим направлениям психологии спорта» [2], под его руководством выполнено и защищено несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций по проблемам психологии спорта. Многие специалисты в области спортивной психологии, такие как А. В. Родионов, Н. А. Худадов, Г.М. Гагаева, О. А. Черникова, Г. И. Савенков, И. Г. Келишева, и многие другие в нашей стране и за рубежом проводили свои научные исследования под руководством профессора П. А. Рудика.

Научная деятельность П. А. Рудика, как и вся его жизнь, была посвящена идее распространения психологических знаний. Он постоянно подчеркивал, что «высокий уровень спортивных достижений во всех видах спорта требует особого внимания к психологии спорта» и что «для успеха в спорте тренер должен владеть рациональными методами психологической подготовки спортсмена и уметь их применять в учебно-тренировочном процессе с таким же мастерством, каким он применяет методы физической, технической и тактической подготовки спортсмена».

Подводя итог, можно отметить, П.А. Рудик выделил широкий спектр проблем в спорте и считал, что спортивная психология должна способствовать их решению.

Список литературы

  1. Киселева Е.В. Вклад П.А. Рудика в становление и развитие педагогики физической культуры и спорта// Мат. 6 межд. науч.-прак. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 7 – 11 июня. – М., 2010. – С. 15–18.

  2. Непопалов В.Н., Сопов В.Ф. Научное наследие и перспективы развития научной школы П.А. Рудика // Мат. 9 межд. науч.-прак. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 27– 28 мая. – М., – 2013. – С. 13–17.

  3. Палий В.И. Развитие идей П.А. Рудика в контексте становления спортивной психологии в России // Мат. 9 межд. науч.-прак. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» 27– 28 мая.– М., – 2013. – С. 36–39.

  4. Родионов В.А., Валюженич М.В. История кафедры психологии // Спортивный психолог. – 2004. – № 1. – С. 15–25.

  5. Родионов А.В., Непопалов В.Н. Краткий очерк истории психологии спорта в России //Олимпийский бюллетень. – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – № 9. – С.56–63.

  6. Родионов А.В., Уляева Л. Г. История спортивной психологии // Психологический журнал. – 2011. – № 1.– С.111–119.

  7. Савенков Г.И. Петр Антонович Рудик и его вклад в психологию спорта // Спортивный психолог. – 2004. – № 1. – С. 11–14.

Просмотров работы: 1981