ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья играет огромную роль в процессе становления на профессиональный путь учащихся. По данным Н.С. Пряжникова, родители очень рано начинают проявлять интерес к вопросам, связанным с профессиональной направленностью детей. Так, родители дошкольников активно интересуются наличием (отсутствием) конкретных специальных способностей у детей, выбором соответствующих кружков. На данном этапе родители практически единолично определяют то, чем ребенок будет заниматься. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети проявляют интерес к миру профессий, причем этот интерес локализуется прежде всего вокруг модных (ярких) профессий, а также профессий родителей. Подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, однако, сами того не осознавая, они все же ориентируются на сферы деятельности и профессии родственников. Всем известны примеры семейных династий и случаи, когда ребенок выбирает профессию матери или отца. С одной стороны, семейная традиция может ограничить вероятный выбор: подросток не пытается понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо осознает данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Кроме того, семья – это то пространство, где формируется отношение к учебной и профессиональной деятельности. У родителей имеется свое представление об учебе и работе, которое они целенаправленно или неосознанно передают детям [1].

Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:

Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.

Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.

Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия [2].

В подростковом возрасте появляется проблема авторитетности родителей – они уже не воспринимаются абсолютно и некритично, как в детстве. Большинству детей хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков, но тем не менее у них есть и другие авторитеты. При всей тяге к самостоятельности они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Реальные взаимоотношения подростков и родителей часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. [3]. Главный психологический барьер между родителями и их детьми в этом возрасте – это непонимание, непринятие внутреннего мира детей, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном внутреннем мире уже не маленького ребенка, невозможность взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта.

Родительские установки. Дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других. В последующие годы они будут очень остро осознавать мнения и отношения окружающих. В результате их привлекают профессии, которые дают им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением. Такие люди предпочитают работу, выполняя которую они смогут помогать окружающим, или же будут тяготеть к профессии, связанной с культурой, возможно, в сфере искусства или развлечений.

Кроме того, семья, по мнению Хоффмана, обычно служит моделью определенного образа жизни и является для человека источником важных жизненных ценностей и убеждений. Роу считает, что отношения между родителями и детьми приводят к формированию у детей установок, потребностей и интересов, одним из проявлений которых во взрослой жизни становится выбор профессии. Например, дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других. В последующие годы они будут очень остро осознавать мнения и отношения окружающих. В результате, их будут привлекать профессии, которые дадут им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением. Такие люди предпочтут работу, выполняя которую, они смогут помогать окружающим, или же они будут тяготеть к работе в области культуры, возможно, в сфере искусства или развлечений.

Дети, которым родители по тем или иным причинам уделяют мало внимания, часто испытывают недостаток любви и уважения, и у них не развивается вышеуказанная зависимость. В последующие годы они не стремятся к тому, чтобы в удовлетворении их потребностей участвовали другие люди, и могут развить интерес к профессиям, не ориентированным на прямое воздействие с ними. Их могут привлекать занятия, требующие уединения, и поэтому они посвящают себя науке, технике или выбирают какие – то другие профессии, не предполагающие прямого интенсивного общения.

Семьи влияют на выбор детьми профессии также и иным образом: они служат моделью определенного образа жизни и являются источником формирования важных жизненных ценностей и убеждений.

К тому же семейная система задает определенный уровень проявления индивидуальности и автономии, подкрепляя те или иные образы профессиональной карьеры. Так, дочерей работающих матерей отличает, как правило, более высокая мотивация достижения и большее стремление сделать карьеру, чем девушек, чьи матери не работают вне дома.

В психолого-педагогической литературе остро стоит вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников [4]. Нет однозначного ответа на данный вопрос. В этом возрасте подростки стараются быть более самостоятельными, автономными, но зависимость их от общества сверстников растёт. Чем хуже отношения подростка с родителями, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и соответственно автономнее будет его общение от взрослых. Но влияния родителей не всегда противоположны, чаще они взаимодополняемы.

Значимость родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая ориентация на сверстников наблюдается в сфере развлечений, потребительских ориентаций, свободного общения, досуга. Зато отвечая на вопрос: "С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?" – дети ставят на первое место родителей (на первом месте мать, на втором месте – отец и друзья). Развлекаясь, делясь переживаниями со сверстниками, подростки всё же в трудную минуту обращаются за помощью к маме. Это значит, что есть качественные сдвиги во влиянии родителей, обусловленные усложнением деятельности и дифференциацией отношений подростков. В процессе воспитания отношения родителей и детей постоянно меняются, приобретают новые черты под действием определённых действий и детерминант, конкретных жизненных ситуаций. К старшему подростковому возрасту стиль взаимоотношений с родителями уже сложился и "отменить" эффект прошлого опыта невозможно.

Сильное влияние оказывают детско-родительские отношения на формирование его личностных особенностей, на успешное развитие ребенка, на построение его жизни в целом, ведь начальный процесс социализации происходит именно в семье.

В большинстве случаев, на момент выбора профиля обучения старшей школы, многие подростки не готовы совершить этот выбор самостоятельно. Учёными была выявлена связь между профессиональным выбором подростка и его отношениями с родителями. Эта связь показывает, что на формирование готовности к осуществлению выбора влияют особенности структуры этих отношений: выраженность эмоциональной составляющей, безусловного положительного отношения к личности ребенка по сравнению с оценочной позицией, контролем и требовательностью родителей к ребенку.

Ввиду всего вышеизложенного следует отметить, что в условиях предпрофильной подготовки важно учитывать не только его способности, интересы, возможности, но и готовность подростка осуществлять свой самостоятельный выбор и его детско-родительские отношения.

Литература

  1. http://rcospk.rusedu.net/post/409/79627

  2. http://www.proforientation.spb.ru/node/3

  3. Бодалева А.В., Столина В.В. Семья в психологической консультации. Изд.

Педагогика, 1989. – 208 с.

  1. Кон И.С. Психология старшеклассника. Изд.: Просвещение, 1982. – 208 с.

Просмотров работы: 2139