ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ОБРАЗОВАНИЕ НЕАДЕКВАТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ОБРАЗОВАНИЕ НЕАДЕКВАТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Неуспешность в обучении нередко связана с тем, что программы общеобразовательной школы ориентированы на среднестатистического ребенка, имеющего определенный уровень психического развития и подготовки. Кроме того, в последнее время отмечается тенденция к усложнению школьных программ и ученик с теми или иными проблемами, влияющими на его успехи в учебе и способность адаптироваться к школьной системе и коллективу, оказывается в незавидном положении.

Естественно, что неуспевающий ученик, работая медленно и не всегда верно, нарушая школьные требования, получает больше замечаний, отрицательных оценок и наказаний и его постоянными спутниками становятся тревожность, чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой или порицание и в результате формируется так называемая ориентация на неуспех.

Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пусковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят следующие:

- несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей;

- несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в гетерогенном классе;

- экстенсивный характер учебных нагрузок;

- преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами;

- повышенный уровень респектации родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье.

Нарушение поведения: повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения, отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный «вандализм» (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

Школьные дезадаптации с преобладанием поведенческих нарушений в основном развиваются у детей и подростков, наблюдаемых психиатрами в связи с формирующимися личностными аномалиями неустойчивого, диссоциального, истерического полюсов, психопатободобными органически обусловленными состояниями, в младшем школьном возрасте – гипердинамическим синдромом. При обучении они крайне неусидчивы, суетливы, отвлекаемы. Взрывной и непредсказуемый в поведении ученик (подросток) дезорганизует весь класс, значительно усложняя образовательный процесс. Расстройства поведения противоположного полюса – медлительность, тормозимость, инертность – вызывают, как правило, меньше нареканий со стороны педагогов.

Зачастую, поведенческие нарушения – лишь фасад, за которым выявляется иная симптоматика, ставшая причиной неправильного поведения: аффективные расстройства, хронические психогенные ситуации, приводящие к невротическим, реактивным снижающим адаптацию психопатологическим образованиям, проявления эндогенных заболеваний.

В последнем случаи учащегося характеризует вычурность и неадекватность поступков (школьник на уроке прячется под парту, отвечает на вопросы учителя только из-под нее, ходит по классу, что-то выкрикивая, учебники из портфеля вытряхивает прямо на пол), манерничанье, регрессивное поведение с гримасничаньем, дурашливостью, чудаковатостью, амбитендентностью, проявлениями агрессии (избиение одноклассников, случаи воровства, порчи школьного имущества).

Существенную роль в возникновении поведенческих проблем играют эмоциональная незрелость, слабость мотивационной сферы, расстройства влечений. Обучение в школьном коллективе для них является стрессогенной ситуацией, психологически трудно разрешимой из-за неумения и нежелания общаться, прибегать к помощи учителя и сверстников (такие дети успевают, как правило, ниже своих объективных интеллектуальных возможностей), оценивать позицию окружающих, принимать в расчет их потребности, вживаться в чувства других.

Непонимание, отчужденность, отгороженность нередко становятся причиной конфликтных отношений, на которые они реагируют отказом от посещения уроков, самовольными уходами, аддиктивным поведением, и пр. Первыми признаками неблагополучия считают снижение успеваемости, многочисленные соматические жалобы, возникающие без объективной причины (гипертермия, утренние головные боли, боли в животе, расстройства стула и пр.), нежелание посещать уроки.

Литература

1. Михайлина М.Ю. Павлова М.А. Психологическая работа в школе. Диагностика. Психокоррекция. Электронное пособие. Производитель: Учитель Серия: Психологическая служба. В помощь школьному психологу. 2013 г. http://e.lanbook.com

2. Общая психокоррекция. Учебное пособие. Мандель Борис Рувимович. Учебное пособие. 2013 г. -349 с.

3. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции. Издательство: Владос Серия: Развитие, обучение, воспитание в играх 2013г. -124 с. http://e.lanbook.com

Просмотров работы: 2068