ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изначально ювенальная юстиция (лат. juvenālis – юношеский; лат. jūstitia – правосудие) излагалась как правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. Как считается, ювенальная юстиция, берет свое начало в 70-х годов XIX века, когда граждане американского города Бостона Кук и Аугустус предложили судьям отдавать несовершеннолетних под присмотр органов попечительского надзора.

В июле 1899 года в Чикаго был учрежден первый детский суд. Затем идея ювенальной юстиции получила развитие в Великобритании, где в 1908 году была принята серия законов о детях и молодежи. Во Франции первый ювенальный суд был учрежден в 1914 году на основе опыта США, а первый ювенальный суд в России действовал с января 1910 до 1918 года, но после революции ювенальные идеи были надолго забыты [1].

История ювенальной юстиции насчитывает более ста лет. Развитие идеи о особенном законодательстве и судопроизводстве по делам несовершеннолетних привело во многих странах к появлению специального права судопроизводства, появилась отдельная система судов для несовершеннолетних. Затем ювенальная юстиция стала включать в себя не только «детские суды», но и различные социальные государственные и негосударственные организации, и целую систему правовых мер, направленных на защиту ребенка. В итоге суды стали рассматривать уголовные, семейные, бракоразводные, имущественные дела, где одной из сторон выступал ребенок [1].

В настоящее время в мире существует несколько моделей ювенальной юстиции: англо-американская, континентальная и скандинавская.

В России ювенальная юстиция находится ближе всего к скандинавской модели, сторонники этой модели в первую очередь думают о вопросах «защиты прав ребенка» вообще и, в кризисных семьях, – особенно. Российская версия «ювенальной юстиции» предполагает создание целой «ювенальной системы», при которой государство сможет курировать несовершеннолетних. При этом парадоксальным образом собственно ювенальные суды, то есть – суды, рассматривающие правонарушения несовершеннолетних в соответствии с иными нормами, нежели «суды для взрослых» – так и не были созданы как система.

Система ювенальной юстиции – это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, направленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего ребенка.

Фактически - это целый комплекс мер, подрывающих авторитет родителей, под самыми разными предлогами навязывающий детям автономную этику, сегментирующий институт семьи, показывающий, что дети имеют некую правовую, социальную самостоятельность. Между тем, в семье это никогда не отвергалось, наоборот, самостоятельность личности в ее самом лучшем виде обеспечивалась за счет семьи, состоящей из нескольких поколений [2].

Сама по себе идея защиты прав ребенка благородна. Однако в системе ювенальной юстиции права ребенка ставятся выше, чем семейные правоотношения, взаимоотношения родителей и детей. Во-первых, это противоречит традиционному укладу и системе права российского законодательства. Во-вторых, плохо тем, что в итоге ребенок противопоставляется родителям, вследствие чего снижается их авторитет, и взрослые становятся лишь субъектами права, чья деятельность направлена только лишь на обслуживание ребенка. Фактически дискредитируется система семейного права, брачно-семейных и детско-родительских отношений. Семейные отношения переходят в правовое поле, на договорную основу.

Согласно российскому законодательству ребенок и сейчас может подать иск. Это адекватная норма, потому что бывают ситуации, когда ребенку некому помочь. Но, как показывает практика, часто подают иски не дети-жертвы, а избалованные подростки, пытающиеся через суд шантажировать родных и близких. Несмотря на то, что в России дети могут подавать на родителей в суд, права ребенка не имеют приоритета над правами взрослых. Считается, что в основе ювенальной юстиции лежит презумпция виновности родителей.

Система ювенальной юстиции неумолима, и решение ювенального суда о судьбе конкретного ребенка является окончательным, поскольку «семейные суды» никому не отчитываются, они полностью независимы. Но ведь система должна чем-то «питаться»: есть чиновники, судьи, должен быть и материал, над которым следует работать!

В системе ювенальной юстиции суды очень часто при сложном разводе родителей решают, что ребенок передается на воспитание не отцу или матери, а в детские учреждения или приемную семью.

Получается, что система ювенальной юстиции под видом защиты прав ребенка и соблюдения его интересов фактически разрушает семейные связи между ребенком и его родными и зачастую делает малыша, имеющего и мать, и отца, социальным сиротой?

Самое страшное, что никого не интересуют дети наркоманов, алкоголиков, потому что в этих слоях дети изначально не привлекательны для будущего усыновления. Эта система направлена на на борьбу с родителями благополучными, родителями социально-компетентными, но, к сожалению, порой недостаточно обеспеченными, и в этом вина государства, а отнюдь не этих родителей.

Согласно Конституции РФ семья подлежит защите со стороны государства и является независимой ячейкой. Но если государство начнет бесцеремонно «влезать» в дела семьи с помощью системы ювенальной юстиции, то наступает полный крах семейных ценностей. Уже сейчас брачно-семейные отношения находятся в опасном состоянии: большое количество разводов, неполных семей, рождения детей вне брака. А появление ювенальных органов, которые с легкостью смогут изымать детей (причем, под любыми предлогами), окончательно разрушит институт семьи.

Тем более что система ювенальной юстиции выдвигает идею либерализации воспитания, отмены наказаний. Даже поставить в угол ребенка нельзя, потому что судья может расценить это, как физическое насилие над ребенком. Получается, родителей лишают права воздействовать на своего ребенка. Хотя, интересно, что предлогом к изъятию могут быть не только «строгое» воспитание, но и «чрезмерная» любовь. Также либерализация воспитания предполагает раннее сексуальное просвещение, ознакомление с нетрадиционными формами семьи и отношений, контрацепции, т.е. тех интимных вопросов, которые обсуждаются не на специально организованных занятиях, а дома в семье [3].

Семья – уникальный испытанный тысячелетиями человеческой истории способ передачи знаний, опыта и духовных ценностей от поколения к поколению, от родителей к детям. Эти ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка, в осознании ее смысла. Никакие ювенальные технологии и инструкции не смогут заменить родительский опыт и родительскую любовь. Задача государства создавать условия материальные, информационные для сохранения семьи и семейных ценностей в современных реалиях.

Литература:

  1. Ювенальная юстиция [Электронный ресурс] http://traditio-ru.org/wiki/Ювенальная_юстиция

  2. Белобородов И.И. Ювенальная юстиция — это антисемейная и антидемографическая технология [Электронный ресурс] http://demographia.ru/articles_N/index.html?idArt=2147http://www.changeonelife.ru

  3. Гнилые плоды ювенальной юстиции [Электронный ресурс] http://www.r-komitet.ru/public/razdel/uvenalija-2

Просмотров работы: 1403