КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ПСИХОЛОГА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО КОРРЕКЦИЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ПСИХОЛОГА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО КОРРЕКЦИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проведение психолого-педагогической коррекционной работы требует от психолога теоретической, практической и личностной готовности. Психолог должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в осуществлении на практике конкретных методов коррекционного воздействия.

Теоретический компонент профессиональной готовности к осуществлению психокоррекционной деятельности предполагает: знание теоретических основ общей, возрастной и педагогической психологии — закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе, периодизации психического развития; проблемы соотношения обучения и развития; знание о социально-психологических особенностях личности и группы и т. д. [1,2].

Практический компонент заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность предполагает устойчивую профессиональную мотивацию, позитивную «Я-концепцию», сознательное профессиональное творчество, умение самостоятельно планировать и решать профессиональные задачи, способность преодолевать внешние и внутренние препятствия в процессе профессиональной деятельности, способность самостоятельно приобретать новые профессиональные знания и умения и т. д.

При осуществлении психокоррекционных мероприятий, в процессе практической деятельности у психолога вырабатывается так называемый «индивидуальный стиль деятельности». Выработка индивидуального стиля деятельности, по мнению А. К. Марковой, осуществляется в несколько этапов [3]. Сначала (на I этапе) важно освоить профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам:

  1. перед осуществлением коррекционной работы необходимо обследование уровня психического развития ребенка, составление заключения;

  2. разработка программы индивидуальной, групповой или смешанной форм коррекционной работы, подготовка методического материала и отработка отдельных процедур и методик;

  3. проведение коррекционных мероприятий по нормативно-одобряемому «правильному» образцу.

На II этапе уже более опытный специалист может позволить себе некоторые отступления:

  • появляется общая идея коррекционной работы «по-своему», т. е. творческая переработка и модификация уже имеющихся процедур либо принципиальный новый подход в работе с уже «знакомыми проблемами»;

  • проба и освоение отдельных действий по-новому;

  • постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, т.е. формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.

  • Можно обозначить профессионально важные качества психолога, работающего с детьми:

  • профессиональный психолог в своей деятельности опирается на актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребенка, делает позитивный прогноз дальнейшего развития;

  • устанавливает доверительные отношения, как с самим ребенком, так и с его ближайшим окружением на основ безоценочных суждений и принятия ребенка и ситуации его развития такой, какая она есть;

  • дает конструктивную обратную связь;

  • рефлексирует теоретические знания и методическую оснащенность своей практической деятельности (необходимая теоретическая база, методики, индивидуальные карты детей, стимульный материал к коррекционным и диагностическим процедурам и т. д.);

  • понимает сложность исследования индивидуально-психологических особенностей ребенка, осознает невозможность многомерного их описания в рамках одной концепции;

  • рефлексирует содержание получаемой психологической информации и хранит профессиональные тайны;

  • на основе анализа поступившего социального заказа («первичной жалобы») формулирует для себя стратегическую задачу и тактику дальнейшей работы, разрабатывает программу;

  • интерпретируя полученные результаты коррекционной работы, психолог видит причины, закономерности, условия перехода к более высокому уровню развития данного ребенка;

  • при квалификации и анализе данных соотносит результаты с возрастным, школьным (социокультурным) и индивидуальным нормативами, формулирует свое заключение;

  • психолог сотрудничает с другими специалистами, с родителями и учителями;

  • реально оценивает свои возможности и границы компетентности;

  • уважает достоинство ребенка и т. д.

Осуществляя психокоррекционные мероприятия, психолог непосредственно взаимодействует с учителями. Т. С. Леви в своем исследовании попыталась выявить условия эффективного взаимодействия психолога и педагога. Такого взаимодействия, когда психолог чувствует свою востребованность и реализацию своих рекомендаций педагогом на практике, педагог — реальную помощь от психолога.

Условиями установления эффективных взаимоотношений между психологом и педагогом являются:

  1. Принятие психолога педагогами на эмоциональном уровне. Это условие обеспечивается рядом факторов: определенной профессионально-личностной позицией психолога, которая включает высокий уровень самопринятия, способность принимать реальность такой, какая она есть; установку на взаимодействие с педагогами и субъект-субъектные отношения с ними, высокий уровень коммуникативных навыков, обеспечивающих трансляцию внутренней позиции психолога окружающим людям.

  2. Создание программы работы, т. е. определение содержания деятельности и требуемый профессиональный уровень психолога в конкретном образовательном учреждении; знание своих функциональных прав и обязанностей.

  3. Проведение психологом системы работы по формированию запроса на свою деятельность со стороны педагогического коллектива; это прежде всего согласованность с педагогами по поводу реализации программы своей деятельности, освещение круга проблем, входящих в его компетентность и т. д.

  4. Г. Маттес выделяет коррекционные меры, которые психолог может рекомендовать учителю для использования в учебном процессе:

  • устранение в знаниях ребенка таких пробелов, которые препятствуют дальнейшему усвоению предмета, помощь и контроль при этом;

  • передача школьникам полноценных основ ориентации в учебном предмете (учитель учит детей искать подходы к решению проблем, показывает, как пользоваться вспомогательными средствами, выделять существенную информацию из текста, осмысленно запоминать учебный материал и многое другое);

  • создание условий для переживания успеха (применение разнообразных форм оценки);

  • упражнение и закрепление отдельных навыков в учении и поведении;

  • вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявлять инициативу и таким путем заслужить признание в классе и др. [1,2].

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с опорой на определенные психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Коррекционные средства: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные.

Таким образом, коррекция замеченных у ребенка отклонений осуществляется на занятиях с использованием наглядных средств обучения, опорой на практические действия; конструирование, лепка, рисование, специальные уроки ритмики, физкультуры, музыки, разнообразные игры. На них в доступных для детей формах происходит обучение планированию своих действий, самоконтролю, оценке получаемых результатов, подчинение поведения общим правилам, развитие мышления и речи, произвольных движений и т. д. Сочетание и чередование направленности коррекционных средств и приемов, опосредованных специфическим психологическим механизмом, даст возможность психологу обоснованно выстроить деятельность, адекватную возрастным особенностям ребенка.

Таким образом, осуществление психолого-педагогических коррекционных мероприятий возможно при условии профессиональной подготовленности, высокого уровня личностного развития, творческой активности психолога.

Литература

  1. Лобанова А.В., Кондракова Э.В., Бурсова А.П.Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовательного учреждения. Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2014. -Т. 20.- С. 481-485.

  2. Лобанова А. В. Компетентностный и инновационный подходы к профилактике профессиональных деструкций преподавателя на стадии вхождения в профессию // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 30). – ART 14856. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14856.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

  3. Психотерапия. Теория и практика. Автор: Е.Т. Соколова. Издательство: Академия . Серия: Высшее профессиональное образование. 2010. – 340с. http://www.biblioclub.ru

Просмотров работы: 1531