АППАРАТНО ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АППАРАТНО ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс создания музыкальных произведений с помощью компьютера — достаточно спорный и своего рода "интимный" вопрос. Каждый музыкант с течением времени находит наиболее оптимальный и удобный для себя путь создания музыкального произведения. Некоторые, наоборот, пытаются не зацикливаться на методиках и комбинировать различные приемы и техники, как это, например, делается у YELLO. Рассмотрим несколько типичных алгоритмов, которые, быть может, помогут в дальнейшем освоении огромных творческих электромузыкальных просторов. В научном кружке кафедры ИКТ ПензГТУ «От идеи до внедрения» совместно с преподавателями Детской музыкальной школа № 1 г. Пензы проводятся работы по исследованию аппаратно-программных комплексов для обработки и воспроизведения музыкальных произведений.

Рассмотрим динамику создания музыкального произведения с точки зрения музыкальной индустрии, в которой все давно уже унифицировано и отработано.

Идея. Если не брать чисто технические и музыкальные аспекты, то что является основным фактором успеха или провала трека, альбома, сингла и т.п. Не стоит воспринимать понятие "идеи" превратно, ибо многие сторонники музыки как средства выражения чувств сразу же начнут высказывать свое гневное "фи" по этому поводу. Под идеей, в контексте данной статьи, будем понимать набор посылок, которые определяют, что должно быть показано или выражено в композиции, как это должно быть сделано (то есть в какой форме, какими звуками, в какой стилистике) и преподнесено слушателю.

Анализируя эти вопросы то сформируем гипотезу, которая в дальнейшем облегчит нам работу. Попытаемся сразу приступать к практической реализации своего плана. Не все поступают так. Многие музыканты говорят, что они работают по наитию, что звуки складываются у них в единое целое в процессе работы и они никогда не знают наперед, что получится. Однако если внимательно все обдумать, то можно убедиться, что хотя бы начальные наметки и пути развития вещи у музыканта присутствуют всегда.

Выбор способа реализации. Существует множество техник и методик создания музыки с помощью компьютера и студийной техники. Ниже мы обсудим некоторые из них.

Потрековое наложение. Эта методика практикуется еще со времен рождения электронной музыки как таковой. Она весьма проста по своей сути, но достаточно эффективна, так как дает большой простор воображению и фантазии, не исключает элементов импровизации и избавляет композиции от той механистичности, которую так часто критикуют сторонники "живой" музыки.

Для того чтобы использовать метод потрекового наложения нужен компьютер с программой секвенсором или программой для многоканальной записи цифрового звука.

Суть алгоритма в том, что по очереди вручную наигрывают и записывают каждый канал вашей будущей композиции, причем при записи каждого следующего канала имеется возможность слышать то, что уже записали. К примеру, берём барабанный луп, проигрываем его в зацикленном варианте и попутно пишем его на отдельный трек в компьютере. В результате получается достаточно ритмичная и сравнительно динамичная барабанная партия. Далее берём бас-гитару и, руководствуясь уже записанным ритмом, подыгрываем басовую линию. Теперь уже есть два трека. Далее подключаем синтезатор с помощью которого раскрашиваем заготовку мелодическими линиями и эффектами. И так далее...

Потрековое наложение хорошо как для живых команд, так и для электронщиков. Мы не скованы рамками, и все музыкальные идеи могут быть с легкостью воплощены в жизнь (при условии, что есть те кто достаточно хорошо владеет теми инструментами, которые хотим прописать.

Блочное построение. Методика блочного построения стала использоваться со времени появления первых простейших секвенсоров. Позже, с появлением первых музыкальных программ для компьютера, популярность данного способа написания музыки резко повысилась. Суть данной методики заключается в том, что программируют или записывают определенные логически завершенные блоки музыкального произведения, после чего лишь комбинируют их в различном порядке. Такие блоки в трекер-ориентированных программах или эмуляторах реальных музыкальных аппаратов (драм-машинок, синтезаторов) называются паттерны. В секвенсорах (например, в Cakewalk) используется более продвинутая схема (так называемые клипы).

Основным недостатком блочной схемы построения музыкального произведения является некоторая механистичность звучания музыки, отсутствие должной вариативности произведения (если вы хотите даже чуть-чуть изменить ход развития паттерна, придется программировать новый паттерн с этими изменениями).

Преимуществами этого способа являются: простота в освоении, возможность выбора алгоритмов программирования паттерна (запись, пошаговая запись, "рисование").

Генеративное построение. Последнее время широкое распространение получили программы для создания генеративной музыки. Основной идеей этих программ является то, что музыкант не занимается как таковым написанием мелодий, созданием ритмических партий и побочных линий (хотя это можно делать), а задают необходимые параметры, с помощью которых компьютер в дальнейшем создает произведение (при контроле и корректировке этого процесса). В список этих параметров входят, к примеру, такие: частота и возможность использования тех или иных гармонических функций, динамика развития мелодических линий, вариативность в тональном диапазоне, зависимость одних генерируемых треков от других и многое другое.

Данный метод очень эффективно используется на сегодняшний день в создании современной танцевальной и эмбиентной музыки, так как эти стили весьма четко структурированы и при соответствующей сноровке можно вычленить необходимые схемы построения. Уровень вариативности здесь достигает почти максимального значения (производители таких программ утверждают, что каждое воспроизведение уже сгенерированного трека будет иным).

Недостатком генеративного построения является его некоторая наукоемкость и сложность в освоении.

Смешанные методики. Как показывает практика, оптимальным всегда является стремление к "золотой середине". Поэтому большинство музыкантов для достижения хорошего результата стремится комбинировать в различных ситуациях различные методики. На практике, если брать компьютерные программы, это с успехом позволяют делать такие программы, как Cakewalk Pro Audio, Cubase VST. Генеративная часть произведения может создаваться с помощью Sseyo Koan Pro, которая позволяет экспортировать сгенерированные треки в стандартный MIDI-файл.

Спонтанный подход. Эта методика является наименее распространенной и используется ограниченным количеством людей в весьма редких случаях (как правило, на живых выступлениях). Суть ее заключается в том, что практически не используются ни секвенсоры, ни многоканальная запись. Весь ход композиции создается вживую в режиме реального времени. То есть, к примеру, включается зацикленный луп, потом с одного или нескольких компьютеров идет наращивание сложности структуры композиции, которое происходит вручную.

Основным недостатками такого метода является низкая точность воспроизведения замысла автора либо полное отсутствие такового. И если учитывать, что вся сессия записывается сразу на звуковой носитель, то все недочеты и ошибки будут фигурировать и в итоговой записи.

Плюсом этого метода является непринужденность и спонтанность, что часто привлекает слушателя. После того как выбран способ реализации, следует обратить свое внимание на подбор звуков и требуемое программное и аппаратное обеспечение.

С появлением компьютера, на мой взгляд — нового музыкального инструмента, у музыканта появилось большее количество новых возможностей, а развитие компьютерных технологий позволило создавать эффективные программы для синтеза цифрового звука в режиме реального времени.

На сегодняшний день существует два основных пути извлекать из компьютера какие-либо звуки: сэмплерный (воспроизведение записанных в компьютер звуков или кусков музыкального произведения) и синтезаторный (математический синтез звука, либо эмуляции тех принципов и приемов, которые использовались в аналоговых синтезаторах). Третьего не дано. Любая программа, заставляющая ваш компьютер издавать звуки, подпадает под первую или вторую категорию.Если сделать краткий экскурс в историю, то мы можем увидеть, что обе категории развивались примерно одинаково. Сэмплерные идеологии получили свое развитие в трекерах и благодаря платам типа Gravis Ultra Sound, которые позволяли загружать сэмплы в оперативную память платы. Идеологии синтеза звука применялись в различных программах предназначенных как для музыки (типа языка Csound), так и для специальных эффектов для игр и т.п.

Литература

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%BB

  2. http://fdstar.com/download/soundforge_online/gl13/index1.htm

  3. http://www.nestor.minsk.by/kg/1998/46/kg84606.htm

  4. http://cre-ate.ru/studija-zvukozapisi.php

Просмотров работы: 1063