ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Сущность детского туризма

Туризм как отрасль принадлежит к высокоэффективной сфере национальной экономики, и по динамике, и совокупности затрат туристическое хозяйство является одним из наиболее прибыльных. Период перестройки и экономические реформы внесли существенные изменения в туристскую отрасль. Переход к рыночной экономике дал развитию туризма бесспорное преимущество. Туризм стал уникальным плацдармом развития малого и среднего предпринимательства .

К сожалению, за годы экономических реформ разрушительному удару подверглась система социального туризма, в том числе и детско-юношеского. На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов – экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т.д. Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов. Один из самых массовых видов туризма - это детский туризм, т. е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 17 лет с различными целями.

В соответствии с Федеральным законом от 03.05.2012 N 47-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме организации, по количеству участников, по возрастному показателю и т.д.

Туризм делится на внутренний, международный (выездной и въездной), комбинированный. По целям путешествий можно выделить познавательный, спортивный, рекреационный, оздоровительный туризм.

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия можно разделить на плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений) и самодеятельные.

По продолжительности походы и путешествия делят на одно-двухдневные и многодневные.

Популярным видом туризма является самодеятельный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся: туристские прогулки, походы, экспедиции, слеты, туристские лагеря.

По способу активного передвижения самодеятельный туризм делится на пешеходный, лыжный, водный, горный, спелеотуризм, авто-мототуризм, комбинированный.

По имеющимся статистическим данным наибольшее развитие получили такие виды туризма, как пешеходный, лыжный, водный, скалолазание и горный туризм.

По степени сложности спортивно-туристские выезды делятся на некатегорийные и категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.

Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек.

В детском туризме существует сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца) и межсезонный.

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Можно выделить несколько основных видов детско-юношеского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

1. Внутренний туризм:

- экскурсии для школьников

- спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

- самодеятельные школьные обмены

- познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе

- оздоровление и отдых в детских лагерях.

2. Выездной туризм:

- организация международных безвалютных обменов

- образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

- познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе

- выезды в международные молодежные и детские центры (лагеря)

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая сфера представлена:

• государственными и муниципальными органами управления,

• государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования

• общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.

Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).

К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России сегодня такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.

От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.

В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки.

От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба.

В Российской Федерации также популярны общественные объединения, занимающиеся экологическим туризмом. Это направление поддерживается некоторыми международными фондами, которые выделяют различные гранты для реализации программ этих объединений.

1.2 Проблемы развития рынка детского отдыха в России

Уровень развития туризма в стране тесно связан с общим уровнем и состоянием развития экономики. В экономически высокоразвитой стране сформирована инфрастуктура туризма (транспорт, средства размещения и питания, современные технологии и т.п.). Высокий уровень благосостояния населения порождает и высокий платежеспособный спрос на туристские услуги. Все это способствует развитию туризма .

Поскольку детский туризм является одной из составляющих туризма в целом, то все проблемы, которые возникают при его развитии, связаны с теми же факторами, которые препятствуют развитию туризма в целом, хотя, безусловно, имеются и чисто специфические моменты, присущие только детскому туризму.

Остановимся на некоторых проблемах, которые существуют на рынке детского туризма и препятствуют его развитию. Одними из важнейших, являются проблемы, порожденные экономическими причинами. Прежде всего, необходимо отметить, что массовый детский отдых не должен быть дорогим. Это связано с тем, что уровень благосостояния нашего населения в целом недостаточно высок. А поскольку в основной массе дети являются тем сегментом туристского рынка, которые не столь требовательны к уровню комфорта, и ради хорошего отдыха они согласны жить и вчетвером, и вшестером, и путешествовать в плацкартном вагоне, то этого можно достичь. Непритязательность детей к уровню комфорта может позволить уменьшить себестоимость тура. Но дешевая путевка может означать и низкую оплату для сотрудников и обслуживающего персонала, что в конечном итоге приводит к снижению привлекательности этой работы для сотрудников. В результате на работу принимаются сотрудники с низким уровнем профессиональной подготовки, что влияет на качество обслуживания, приводит к недостаточному надзору за детьми. Уровень подготовки персонала для работы в детских лагерях оставляет желать лучшего .

В настоящее время (в связи с принятием второй части Налогового кодекса РФ, что повлияло на повышение налогов) цены на путевки в лагеря стали расти. Другая проблема, которая влияет на стоимость путевки, – налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, то цены на путевки будут продолжать расти и может сложиться такая ситуация, что большинство родителей не смогут воспользоваться услугами наших лагерей из-за высокой стоимости путевок. В такой ситуации дешевле будет посылать детей на отдых за рубеж. Подобная практика, к сожалению, уже существует – например, отдых в Болгарии обходится дешевле, чем в Анапе .

Одной из важных проблем функционирования российских детских лагерей является связь. В отличие от заграничных предприятий, где все возникающие вопросы можно легко решить по телефону, в российских лагерях это вызывает большие затруднения, поскольку они располагаются, как правило, в сельской местности и, чтобы позвонить, нередко нужно ехать в областной центр.

Также одной из основных проблем является и то, что значительная часть лагерей до сих пор имеют государственную или ведомственную принадлежность. Местным же органам самоуправления или руководителям предприятий, которые нередко не знают, как свести концы с концами, не до содержания лагерей. Потому эти детские учреждения и не работают, и разваливается то, что с таким трудом создавалось ранее.

Еще одной проблемой, препятствующей успешному развитию рынка детского туризма, является отсутствие необходимых экономических знаний у администрации лагерей. Это не позволяет ей осуществлять правильную политику ценообразования, что значительно влияет на заполнение лагерей и в конечном итоге на финансовые результаты их деятельности в целом. Отсутствуют хорошо налаженные связи и экономические отношения между турпредприятиями и лагерями. Для продвижения и реализации своего продукта администрация лагерей, как правило, не привлекает к сотрудничеству предприятия турбизнеса. Когда же администрация все же прибегает к услугам турпредприятий, в большинстве случаев она не желает предоставлять скидки на турпутевки, а если и предоставляет их, то только при условии загрузки лагерей в период межсезонья. При этом администрация лагерей совершенно не интересуется, по каким ценам путевки реализуются, что, безусловно, приводит к перепродаже путевок, конечная цена которых в итоге может значительно возрасти (в два раза). Неотработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации – на сегодняшний день важнейшая проблема не только рынка детского туризма, но и всей курортной сферы России.

Кроме перечисленных проблем на современном этапе развития российского детского туризма существует такая проблема, как дифференциация предлагаемых услуг. Нынешнее состояние туриндустрии предполагает наличие всевозможных услуг для людей с различным достатком, а в лагерях такого разнообразия пока не наблюдается. И хотя оплата детского отдыха в основном осуществляется из ФСС и только небольшая часть ложится на родителей (8% из общих затрат), для успешного развития российского рынка детского туризма необходимо обратить на это внимание, расширяя и разнообразя предложение. Как показывает практика функционирования частных лагерей, это имеет большой экономический эффект .

Одной из важнейших проблем в области детского туризма является и отсутствие законодательства, регулирующего эту сферу бизнеса. Ситуация значительно изменилась бы с принятием соответствующего закона. Ведь даже термин «лагерь» в нашем законодательстве отсутствует. Правда, в 1998 г. был принят Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка», в котором были введены поправки, предусматривающие государственную защиту лагерей, финансирование из федерального бюджета отдыха и оздоровления детей и ряд других положений. Но этого недостаточно. В настоящее время разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время этот документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.

Несмотря на существующие проблемы, на сегодняшний день детский отдых является одним из наиболее востребованных видов туризма, поскольку имеет непосредственное отношение к социальной сфере. Устойчивая потребность и все возрастающий спрос на детский отдых объясняются ростом благосостояния населения, с одной стороны, и возможностью финансирования детского отдыха за счет ФСС – с другой. Это способствует перепрофилированию многих здравниц и использованию их для организации оздоровления и отдыха детей (или семейного отдыха).

Растущая потребность в детском отдыхе удовлетворяется также за счет создания частных лагерей, которых на сегодняшний день насчитывается уже около тысячи.

Просмотров работы: 12420