СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инновационный экономический рост Российской Федерации в короткие сроки возможен только на основе технологической модернизации отраслей экономики, и прежде всего, увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей. Для достижения этой цели, согласно Концепции стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития РФ, необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности инновационного сектора экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий [1].

В Европе эти задачи решаются, в том числе, путем создания технологических платформ. Термин «технологическая платформа» был предложен Еврокомиссией (ЕК) для обозначения тематических направлений, в рамках которых сформулированы или будут сформулированы научно-технические приоритеты в рамках реализации 7-й Рамочной Программы Евросоюза. В рамках именно этих направлений идет выделение существенных объемов финансирования для проведения различных научно-исследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями малого и среднего бизнеса и промышленностью. Особенностью технологических платформ (ТП) является их формирование на основе анализа спроса потенциальных потребителей и рынка передовых технологий, потребностей производства и т.д., что предполагает проведение научно-исследовательских работ для достижения целей устойчивого, ресурсно-возобновляемого развития экономики.

Европейская Концепция технологических платформ позволяет обеспечить:

  • анализ рыночного потенциала технологий;

  • выбор стратегических научных направлений;

  • мобилизацию общественных и частных источников финансирования;

  • учет точек зрения всех заинтересованных сторон, а именно: государства, промышленности, научного сообщества, потребителей;

  • активное вовлечение всех стран Евросоюза в реализацию стратегии инновационного развития Европы.

В период 2007–2010 гг. в Евросоюзе сформировано 35 европейских технологических платформ [2]. Они были созданы на паевой основе за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов Евросоюза при активном участии крупнейших европейских промышленных производителей с целью активизации научных исследований, необходимых для потребностей конкурентного промышленного производства.

Успех Евросоюза по формированию ТП, по нашему мнению, во многом объясняется хорошо продуманной правовой базе, точно выверенному регламенту создания ТП. Как правило, формирование европейских технологических платформ было инициировано крупным европейским бизнесом, различного рода отраслевыми объединениями промышленных производителей и т. п., представители которых входят в так называемую группу высшего уровня (High Level Group). Для разработки общей концепции ТП инициаторы платформы образуют совещательный комитет (Advisory Committee), в который входят представители Еврокомиссии, научного сообщества, малого и среднего бизнеса, организации и объединения потребителей, различные некоммерческие объединения и пр. Одновременно формируются национальные группы поддержки (National Support Groups) из представителей заинтересованных стран и регионов. Для разработки научной составляющей ТП создается научный совет (Scientific Council), куда входят ведущие эксперты по данной проблеме, представляющие академическую и прикладную науки.

Триединой задачей создаваемых в Евросоюзе ТП является:

1) разработка стратегического плана исследований (Strategic Research Agenda). Это основной документ, который обосновывает, в каких направлениях, почему, с какими целями и в какие сроки необходимо проводить исследования в рамках данной ТП;

2) пропаганда и продвижение формируемых ТП, их целей и задач в Европейском обществе и в структурах Евросоюза;

3) разработка плана внедрения (Implementation Plan/Deployment Strategy) ТП.

Как известно, сейчас в Российской Федерации идет активная деятельность по формированию новых инструментов государственной поддержки и развития инновационного бизнеса и создания значимого сектора новой экономики, в том числе по созданию аналогичных европейским технологических платформ. Во исполнение решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 3 августа 2010 г. № 4) 25 октября 2010 г. Министерством экономического развития Российской Федерации были утверждены «Рекомендации по разработке проекта реализации технологических платформ» (Рекомендации). В срок до 1 февраля 2011 г. Минэкономразвития совместно с Минобрнауки РФ был осуществлен прием предложений по проектам реализации ТП для включения в Перечень технологических платформ РФ.

Согласно Рекомендациям, технологическая платформа – это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.

Всего поступило около 180 предложений, на основе которых был сформирован перечень из 24 технологических платформ. Цели их создания:

  • активизация усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, продуктов (услуг),

  • привлечение ресурсов для проведения исследований и разработок,

  • совершенствование нормативно-правовой базы, необходимой для инновационной модернизации экономики России.

Принципы создания ТП в России:

  • свобода конструирования механизмов взаимодействия науки, бизнеса, государства, гражданского общества,

  • прозрачные правила участия, открытость для входа и отсутствие дискриминации.

Правительственной комиссией определены предполагаемые направления совместной деятельности бизнеса и науки, а также вузы, исследовательские институты и компании, специалисты которых будут привлекаться к сотрудничеству. Среди них – МГУ имени М.В. Ломоносова (направления – биотехнологии, IT), госкорпорация «Ростехнологии», «ЦАГИ», «ОАК», «ЦНИИМАШ», ИСС имени Решетнева (авиация, космос и космическая связь), «Росатом» (ядерная энергетика, термоядерный синтез, радиационные технологии). «ФСК ЕЭС», «Российское энергетическое агентство», «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро» займутся разработками технологий в сфере энергетики. Также среди инициаторов технологических платформ по своим направлениям значатся «Роснано», «РЖД», «СУЭК» и ряд ведущих институтов в области композитных материалов, металлургии, добычи и переработки нефти и минеральных ресурсов.

На важный вопрос: «А как государство будет участвовать во всем этом?» новый заместитель Министра экономического развития РФ О.Фомичев ответил, что «если технологические платформы будут востребованы, и все пойдет, как запланировано, то они должны стать достаточно влиятельным инструментом при определении направлений, на которые государство будет выделять средства в рамках целевых программ. Сейчас государство через ФЦП «Исследования и разработки», которую курирует Минобрнауки, выделяет средства по определенным направлениям. Направления эти сейчас определяются в определенной части в контакте с бизнесом, но в первую очередь, программа формируется из того, что могут делать наши научные круги, что они предлагают, а не из того, что нужно рынку. Если механизм технологических платформ будет работать эффективно, бизнес и наука в рамках этих платформ договорятся, как они видят те технологические направления, которые надо развивать в течение следующих 5–10 лет. Результат платформ – это стратегическая программа исследований. Из этой программы государство сможет выбирать конкретные проекты, которое оно будет софинансировать» [3].

В рамках технологических платформ, по замыслу Минэкономразвития РФ, планируется осуществлять разработку стратегических программ исследований, определять средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивать механизмы научной кооперации, научно-производственных цепочек, проектировать возможные консорциумы. Также будет обеспечиваться оценка необходимых направлений развития научной инфраструктуры, осуществляться формирование программ обучения, определяться направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации. Важно отметить, что при этом, как и в Евросоюзе, в РФ будут созываться необходимые организационные структуры, обеспечивающие мониторинг достигнутых направлений, определяющие необходимые изменения или уточнения в направления дальнейших исследований и реализующие взаимодействие с иными структурами, финансирующими исследования в данной области.

Можно ожидать, что с созданием технологических платформ в России будет сформирована инфраструктура, обеспечивающая необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями, обеспечивающая наиболее эффективную кооперацию, оптимизацию использования приборной и аппаратной базы, в целом более быстрые темпы развития высокотехнологичных секторов экономики. Технологические платформы будут служить эффективному трасферу технологий как между участниками технологических платформ, так и внешними контрагентами инновационной деятельности [4].

Оценка финансирования работ по формированию и обеспечению деятельности первых десяти технологических платформ, согласно планам Министерства экономического развития РФ, отраженным в Докладе «О повышении эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность», составляет 150 млн. рублей, исходя из финансирования 10 технологических платформ в размере 15 млн. рублей. При этом уже со второго года деятельности технологических платформ, основная часть том числе компаниями с государственным участием [5]. Для этого Президентом Российской Федерации дано поручение обеспечить участие компаний с государственным участием в деятельности технологических платформ.

Таким образом, с разработкой и принятием адекватной вызовам времени нормативно-правовой базы по формированию технологических платформ в России запущен еще один механизм частно-государственного партнерства в целях инновационного развития экономики.

Список литературы

  1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Проект. М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2010.

  2. http://www.fp7-bio.ru/tech-platforms/european/

  3. http://www. www.rian.ru/interview/.../332168135.html

  4. Гуриева Л.К. Теория диффузии нововведений. //Инновации. 2005. № 4. С 22-27.

  5. http://www.economy.gov.ru:80/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/development/doc20100303_04

Просмотров работы: 929