ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие экономики Российской Федерации в наше время формируется в большей степени за счет эксплуатации недр и других природных ресурсов. Почти 80% экспорта – сырье и полуфабрикаты1. Это приводит к тому, что доходы бюджета становятся зависимыми от цен на мировом рынке, который, в свою очередь, все более ориентирован на инновационные сектора, т.е. на экономику знаний и технологий. Огромным потенциалом в виде знаний, идей, умений обладают граждане нашей страны, что должно содействовать развитию экономики, основанной на высокой квалификации и профессионализме. Разумное использование природных богатств и человеческого потенциала становятся фундаментом для развития инновационной экономики России.

Инновационные процессы оказывают большое влияние на темп и пути развития социально-экономических систем, которые представляют собой целостные совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов. Подвергается изменениям внутренняя структура социально-экономических систем.

К построению экономики инновационного типа ведет развитие социально-экономической системы, в которой особое внимание уделяется уровню образования и науки, то есть формируется инновационная среда, стимулирующая обращение новшеств и инноваций на рынках2.

Действенное управление инновационными процессами в социально-экономических системах – ведущая область управленческой деятельности. Этот вопрос изучается и требует совершенствования.

Управление экономикой инновационного типа носит системный характер, суть которого в реализации организационно-институционального подхода к проработке управленческих решений.

Согласно Стратегия инновационного развития Российской Федерации, управление инновационными процессами будет эффективным при условии3:

  • наличия секторов инновационной деятельности, создающих условия для реализации инновационных процессов;

  • наличия определенных критериев, с помощью которых можно измерить функционирование всех секторов инновационной деятельности;

  • наличия инновационной среды, которая сможет обеспечить взаимодействие рынков и секторов.

Регулируемые нормативно-правовыми и экономическими механизмами взаимоотношения субъектов инновационной деятельности формируют инновационную среду. Таким образом создаются условия для взаимодействия между субъектами секторов инновационной деятельности по продвижению инновационных процессов4.

Беря за основу теорию и современную практику управления инновационными процессами в России и за рубежом5, можно выделить следующие сектора:

  • сектор высшего образования (подготовка высококвалифицированных кадров, исследования и разработки на базе вузов).

  • сектор исследований и разработок (научные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские и другие осуществляющие научные исследования и разработки организации);

  • предпринимательский сектор (предприятия и организации, применяющие инновации в своем производстве или тиражирующие инновационные товары и услуги);

  • сектор инновационной инфраструктуры (все организации и структуры, созданные для поддержки инновационных процессов в экономике инновационного типа).

Наличие секторов и уровень их развития определяют конкурентоспособность системы во внешней среде.

Закономерности, условия и факторы управления инновационными процессами в современных условиях отражаются через следующие принципы управления развитием инновационной среды в социально-экономических системах. Их можно свести к следующим главным:

- Принцип критических значений параметров (управление развитием инновационной среды социально-экономической системы должно быть направлено на изменение ключевых параметров инновационного развития);

- Принцип управления потенциалом (управление развитием инновационной среды социально-экономической системы должно быть направлено на накопление такого потенциала, который является ключевым для инновационного развития);

- Принцип согласованного развития подсистем (эффективное управление развитием инновационной среды подсистем социально-экономической системы приводит к развитию инновационной среды самой системы);

- Принцип предсказуемости (управление развитием инновационной среды, согласованное с циклической динамикой, усиливает управляющие воздействия);

- Принцип накопления интеллектуального капитала (центральным пунктом концепции эффективного управления инновационными процессами, а следовательно и развитием инновационной среды должно быть управление накоплением и использованием знаний);

- Принцип первоочередности изменения структуры (управление изменением структуры инновационной среды и инфраструктуры социально-экономической системы становятся первостепенными);

- Принципы поступательного движения (управление развитием инновационной среды основывается на создании системных условий для обеспечения переходов инновационных процессов с предыдущей на последующую стадию);

- Принцип ориентации на результат (управление развитием инновационной среды должно осуществляться в соответствии с будущим, желаемым состоянием социально-экономической системы);

- Принцип достоверности показателей (оценка результатов управления развитием инновационной среды социально-экономических систем должна быть достоверна).

Данные принципы демонстрируют научно-методологическую суть взаимосвязи научных и практических областей знания по управлению развитием инновационной среды, связывают между собой теоретические выводы и практический опыт управления инновационными процессами в реально существующих социально-экономических системах.

Концепция эффективного управления инновационными процессами в социально-экономических системах содержит следующие положения:

1) управление инновационными процессами в социально-экономических системах в современных условиях – это целевое воздействие на инновационную среду и сектора инновационной деятельности для следования к экономике инновационного типа;

2) секторы, помогающие реализации инновационных процессов, могут входить в систему или нет, также существует возможность получать необходимые ресурсы из других социально-экономических систем;

3) развитие секторов инновационной деятельности и состояние инновационной среды социально-экономической системы можно измерить, используя критерии оценки состояния инновационной среды;

4) развитие инновационной среды национальной социально-экономической системы зависит от развития инновационных сред, входящих в нее региональных социально-экономических систем.

Разработка концепции эффективного управления инновационными процессами в социально-экономических системах раскрывает возможности для выбора направлений и разработки механизмов повышения эффективности управления развитием инновационной среды и секторов инновационной деятельности.

Список литературы

  1. Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 3.

  2. Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии. 2009. №1.

  3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

  4. Яковец Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. – М.: Академкнига, 2003.

  5. Freeman C. The Economics of Hope Essays in Technical Change. Economic Growth and the Environment. – London; New York: Pinter, 1992.

  6. Lundvall B.-A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. – London: Pinter Publishers, 1992.

1 . Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии. 2009. №1.

2 Яковец Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. – М.: Академкнига, 2003.

3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

4 Lundvall B.-A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. – London: Pinter Publishers, 1992.

5 Lundvall B.-A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. – London: Pinter Publishers, 1992; Freeman C. The Economics of Hope Essays in Technical Change. Economic Growth and the Environment. – London; New York: Pinter, 1992; Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 3.

Просмотров работы: 1090