О ПРИНЦИПАХ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

О ПРИНЦИПАХ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ежегодно в регионах России осуществляется большое количество инвестиционных проектов, в которые направляются огромные ресурсы. Так, например, достаточно отметить, что объем целевых расходов на развитие только регионов Северного Кавказа на 2011–2025 гг. составит более 3,8 трлн. рублей – эта сумма зафиксирована в подготовленной Минрегионом по поручению правительства госпрограмме развития СКФО [1]. Это актуализирует проблему повышения результативности вложенных средств, что невозможно осуществить без формирования специализированных систем управления эффективностью региональных инвестиционных проектов, разработки соответствующих методов анализа и оценки их состояния.

Как показывает проведенное нами исследование, методы разработки инвестиционных проектов и оценки их результатов заметно отличаются между собой в зависимости от состояния экономики, доминирующих задач ее развития [2, с. 122; 3, с.45; 4, с.56]. В этой связи нами предлагается выделять три этапа эволюции научных подходов к методам расчета инвестиционных проектов и оценки их результатов в зависимости от формы хозяйствования и целей социально-экономического развития: 1) на этапе административно-командной экономики (до 1992 года) в инвестиционном проектировании в основном использовался метод сравнительной экономической эффективности капитальных вложений; 2) в период 1992–2001 гг. применяется метод дисконтированных денежных потоков в инвестиционных проектах; 3) с 2004–2006 гг. постепенно получает развитие методология оценки регулирующего воздействия (в т.ч. для инвестиционных проектов). При этом каждый последующий метод расчета инвестиционных проектов вовсе не исключает применение предыдущих, а дополняет и расширяет их возможности.

Процессы разработки и реализации инвестиционных процессов в регионе требуют формирования соответствующей системы управления, которая представляет собой специализированную совокупность методов управления, направленную на определение потребности, разработку и реализацию инвестиционных проектов, обосновании их целей, объемов работ и ресурсов (время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), выявление и управление рисками, поддержание качества проектов и требуемой их эффективности для решения проблем социально-экономического развития региона [5].

В совокупности разнообразных инвестиционных проектов, используемых для целей регионального развития, по нашему мнению, следует выделить следующие основные их модели: автономную, коалиционную и регионального (государственного) участия, а также смешанную.

На основе содержательного анализа свойств проектов, представленных в российской и зарубежной литературе, можно сделать вывод о необходимости различать между собой инвестиционные проекты локальных хозяйственных объектов (предприятий, организаций), находящихся на территории региона и инвестиционные проекты региона, оказывающие непосредственное влияние на природную и хозяйственную систему региона. Главным признаком отнесения инвестиционного проекта территориальной экономической единицы к региональному проекту предлагается считать степень его участия в решении социально-экономических задач развития региона, наличие интегративного, связующего свойства, обеспечивающего возникновение и развитие многосторонних, постоянно развивающихся комплексов связей и зависимостей между составляющими элементами региона, а также между регионом и другими территориальными образованиями страны.

Проведенный нами анализ сложившихся подходов в РФ к экономическим системам регионов, при функционировании которых прямо или опосредованно рассматриваются различные аспекты управления эффективностью региональных инвестиционных проектов, позволил обосновать необходимость формирования специализированной системы управления эффективностью региональных инвестиционных проектов.

На основе сравнительного анализа денежных потоков (Cash Flow) локального проекта предприятия и регионального инвестиционного проекта выявляется механизм образования экстерналий – побочных издержек, которые несут не сами субъекты экономической деятельности – производители и потребители, а третьи лица, сами не принимающие участия в этой деятельности, а также общество в целом. При наличии экстерналий рыночное равновесие нарушается и перестаёт быть эффективным: возникают излишние издержки, нарушается Парето-эффективность. При этом различие между собой локального проекта предприятия и регионального проекта проявляется и в конечном их влиянии на социально-экономическую эффективность региона в виде экстерналий, носящих Парето-непротиворечивый или Парето-противоречивый характер, приводящий к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъектов хозяйственной деятельности региона.

Отрицательные экстерналии связаны с прямой или опосредованной «передаче» части затрат с проекта предприятия на бюджет региона или на бюджет других хозяйствующих организаций. Это сказывается на результате реализации проекта, фактически необоснованно повышая его эффективность, что представлено соотношением:

ЭПир = Ри / (Зир - Зис),

где

ЭПир – эффективность локального инвестиционного проекта реальная; Ри – результат локального инвестиционного проекта;

Зир – затраты на проект реальные;

Зис – затраты на проект скрытые, не учитываемые в его суммарных затратах (трансакционные издержки).

Фактически данное соотношение свидетельствует о том, что до настоящего времени расчет эффективности капиталовложений и инвестиций в регионах производится преимущественно с точки зрения внутренней (или производственной) эффективности и недостаточно отвечает требованиям, предъявляемым к инвестиционным проектам с позиций обеспечения социально-экономической эффективности всего региона.

С целью преодоления отрицательных экстерналий можно предложить модель формирования интегральной эффективности инвестиционного проекта региона (ИЭПР), способствующего образованию сети потоков эффектов и приводящая ксинергетическому эффекту:

ИЭПР = Эрип0 + Эрип1 + … + Эрипn,

где

Эрипо – эффективность базового инвестиционного проекта, принятого за единицу учета;

Эрип1, Эрипn– совокупность последующих эффектов, вызванных осуществлением каждого сопутствующего проекта.

Представляется, что управление эффективностью региональных инвестиционных проектов – непрерывный процесс обеспечения необходимых показателей в заданном диапазоне критериальных величин на всех этапах их разработки и реализации. Это требует формирования системы управления эффективностью региональных инвестиционных проектов, представляющей собой совокупность множества элементов, включающей органы управления регионом, предприятий, инвесторов, финансово-инвестиционных ресурсов, разработчиков, реализаторов и потребителей продукции проектов, обеспечивающей необходимую эффективность и рациональное регулирование проектами на всех этапах их жизненного цикла.

По нашему мнению, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов должны осуществляться с учетом следующих принципов:

1. Соответствие заложенных в инвестиционном проекте целей и решений (технических, организационных, финансовых, социальных и т.д.) целям и интересам региона и инвесторов. Такое положение требует разделения целей и интересов региона и инвесторов.

2. Определение критерия экономической эффективности инвестиционного проекта, отражающего итог соизмерения затрат и результатов, на базе которого формируются все показатели экономической эффективности как проекта, так и региона.

3. Моделирование потоков реальных денежных средств (по методологии кэш-флоу) в социально-экономической системе региона на всех этапах жизненного цикла инвестиционного проекта, включая его предынвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и постэксплуатационнную фазы его осуществления. При определении эффективности инвестиционного проекта необходимо учитывать его экономические и внеэкономические последствия в регионе в количественной оценке, и включены в потоки денежных средств.

4. Для определения полной экономической эффективности инвестиционного проекта и его влияния на экономику региона необходимо обеспечить учет не только предстоящих затрат по проекту, но и потенциальных затрат, которые образуются в социально-экономической системе региона в связи с его осуществлением.

5. Обеспечение оптимального согласования потоков реальных денежных средств инвестиционного проекта с реальными потоками денежных средств в экономической системе региона, сгруппированных по принципам «притоки и оттоки», как непременного условия комплексного учета последствий реализации проекта и поддержания сбалансированной системы показателей экономической эффективности и финансовой устойчивости бюджетно-финансовой и экономической системы региона.

6. Обеспечение условий сопоставимости между собой показателей эффективности различных инвестиционных проектов (по инфляции, коэффициенту дисконтирования, ценам, рискам и т.д.).

В ходе формирования системы управления эффективностью региональных инвестиционных проектов в российских регионах особое внимание следует обратить на преодоление разрыва между методами оценки эффективности проекта и методами оценки эффективности экономики региона.

Список литературы

  1. Россия и Франция возьмутся за Курорты Северного Кавказа. Сайт Капитал Страны. http://www.kapital-rus.ru/

  2. Беляков Г.С. Как оценить экономическую эффективность инвестиционных проектов // ЭКО. –2010. – №6. – С.121–129.

  3. Кибалов Е.Б. Проблема фактора неопределенности при оценке ожидаемой эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов / Е.Б.Кибалов, А.А.Кин // Регион: экономика и социология. – 2007. – №3. – С.67–91.

  4. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 144 с.

Просмотров работы: 1526