Список стран-лидеров по номинальному значению валового внутреннего продукта в 2012-2013 гг., млрд долларов
№ п/п |
Список стран – лидеров по ВВП |
Валовой внутренний продукт по данным Международного валютного фонда |
|
2012 год |
2013 год |
||
1 |
Весь мир |
72216 |
73982 |
2 |
Европейский союз |
16673 |
17372 |
3 |
США |
16245 |
16800 |
4 |
КНР |
8229 |
9181 |
5 |
Япония |
5938 |
4902 |
6 |
Германия |
3428 |
3636 |
7 |
Франция |
2613 |
2737 |
8 |
Великобритания |
2484 |
2536 |
9 |
Бразилия |
2248 |
2243 |
10 |
Россия |
2017 |
2097 |
11 |
Италия |
2014 |
2072 |
12 |
Индия |
1859 |
1871 |
Источник: http://www.worldbank.org/eca/russian/
Анализструктуры мирового в 2012-2013 гг. ВВП демонстрирует, что формируется новая многополярная модель мирового устройства.
Собственные интересы каждой из этих стран не совпадают в сфере безопасности, политики, экономики и пр., что приводит к углублению противостояния между ними как на мировом, так и на региональном уровне, и, как следствие, – к мировой нестабильности, возникновению войн или вооруженных конфликтов.
При этом наблюдается и снижение эффективности деятельности ведущих международных организаций, в т.ч. ООН иОБСЕ, в политическом урегулировании существующих проблем в сфере безопасности. Об этом свидетельствуют военные конфликты в Афганистане, Ираке, Ливии и Грузии,а также развитие событий вокруг Сирии и Ирана.
В конечном итоге, такое углубление процессов глобализации так или иначе побуждает ведущие страны к определенным компромиссам во имя устранения глобальных проблем мировой безопасности. Примером такого компромисса может служить заключение между США и Российской Федерацией Договора СНВ-3, который предполагает дальнейший контроль и внедрение ограничений на стратегические ядерные вооружения.
Если учесть расширение финансово-экономических и торговых связей между разными странами, развитие глобальных транспортных сетей и телекоммуникационных систем, то становится очевидным, что все это способствует, с одной стороны, росту мировой экономики, а с другой – созданию предпосылок для возникновения масштабных финансово-экономических кризисов, последний из которых разразился в 2008 году и по сей день негативно сказывается на экономике большинства стран.
Так, например, можно перечислить существенные проблемы России, которые могут отрицательно сказаться на эффективности внешней политики, подрывая в то же время ее внутреннюю стабильность2. Это:
критическая зависимость российской экономики от экспорта нефти и газа, а также заметное технологическое отставание (включая военно-техническую сферу) от ведущих западных стран;
отстаивание большинством стран СНГ собственных национальных интересов, что существенно замедляет реализацию российских интеграционных инициатив на постсоветском пространстве;
возрастание угроз со стороны западных стран (введение экономических и политических санкций), а также соседних восточно-азиатских стран из-за активизации исламского экстремизма в Иране, Ираке, Афганистане и Пакистане.
Активно отстаивает собственные интересы Российская Федерация, позиционируя себя ведущим мировым лидером, таким как США и другие мировые центры силы.
Исходя из этого, Российской Федерацией определены следующие стратегические цели, которые включают3:
сохранение военного паритета с США и НАТО, модернизируя и развивая свои Вооруженные силы, прежде всего их ракетно-ядерную составляющую;
восстановление контроля над постсоветским пространством, реализуя свои инициативы в укреплении Организации Договора о коллективной безопасности, расширении Таможенного союза и, как следствие, – создание Евразийского союза в контексте реализации стратегической идеи В.Путина о восстановлении экономического, культурного, духовного и военно-политического союза истрически родственных государств СНГ, а также укрепление межгосударственных связей в рамках БРИКС;
объединение вокруг России других государств, у которых есть определенные разногласия с Западом, или сохраняются независимые от США и Европы позиции (так называемые страны «третьего мира»);
укрепление позиций России в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, сохранение российского присутствия на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Одним из действенных инструментов по реализации своей внешней политики Россия продолжает считать энергетический фактор – как средство давления на другие (в т ч. постсоветские) страны. Его использование сопровождается активными информационными мероприятиями, существенно повышающими возможности по продвижению или отстаиванию российских интересов4.
С помощью этих методов Россия добивается достижения стратегически важных задач, к которым, прежде всего, можно отнести усиление российского влияния на постсоветском пространстве, в странах Азии и Южной Америки, реализацию крупных энергетических проектов, расширяющих ее присутствие на энергетическом рынке Европы и снижающих транзитную зависимость от Украины (в частности, сооружение первой очереди газопровода «Северный поток»), а также обеспечение на долгосрочной основе своего присутствия в самой быстрорастущей экономике Китая.
Литература:
Айзенберг Н.И. Анализ механизмов функционирования оптовых электроэнергетических рынков // ЭКО. - 2014. - N 6. - C.97-112.
Алиева А.В. Исторический аспект рыночных реформ в экономике Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 24. - С.61-64.
Бирюков В. Инновационная рыночная экономика // Свободная мысль. - 2011. - N 3. - С.19-32.
Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 3.
Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Россия и мир: 2014. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М.: ИМЭМО, 2014.
Сайт Мирового банка. URL: http://www.worldbank.org/eca/russian/
1 Алиева А.В. Исторический аспект рыночных реформ в экономике Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 24. - С.61-64; Россия и мир: 2014. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М.: ИМЭМО, 2014.
2 Бирюков В. Инновационная рыночная экономика // Свободная мысль. - 2011. - № 3. - С.19-32; Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 3.
3 Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
4 Айзенберг Н.И. Анализ механизмов функционирования оптовых электроэнергетических рынков // ЭКО. - 2014. - N 6. - C.97-112.
5