СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Расклад сил в современной мировой экономике коренным образом отличается от того, каким он был еще 20 лет назад. Эти изменения состоят в нарастании влияния стран, долгое время называемых «развивающиеся»1. Неуклонно растет размер ВВП России, Бразилии, Индии, а Китай в 2012 году по размеру ВВП вышел на второе место в мире, после США и, похоже, не собирается его уступать. ( Табл.1)

Список стран-лидеров по номинальному значению валового внутреннего продукта в 2012-2013 гг., млрд долларов

п/п

Список стран – лидеров по ВВП

Валовой внутренний продукт по данным Международного валютного фонда

2012 год

2013 год

1

Весь мир

72216

73982

2

Европейский союз

16673

17372

3

США

16245

16800

4

КНР

8229

9181

5

Япония

5938

4902

6

Германия

3428

3636

7

Франция

2613

2737

8

Великобритания

2484

2536

9

Бразилия

2248

2243

10

Россия

2017

2097

11

Италия

2014

2072

12

Индия

1859

1871

Источник: http://www.worldbank.org/eca/russian/

Анализструктуры мирового в 2012-2013 гг. ВВП демонстрирует, что формируется новая многополярная модель мирового устройства.

Собственные интересы каждой из этих стран не совпадают в сфере безопасности, политики, экономики и пр., что приводит к углублению противостояния между ними как на мировом, так и на региональном уровне, и, как следствие, – к мировой нестабильности, возникновению войн или вооруженных конфликтов.

При этом наблюдается и снижение эффективности деятельности ведущих международных организаций, в т.ч. ООН иОБСЕ, в политическом урегулировании существующих проблем в сфере безопасности. Об этом свидетельствуют военные конфликты в Афганистане, Ираке, Ливии и Грузии,а также развитие событий вокруг Сирии и Ирана.

В конечном итоге, такое углубление процессов глобализации так или иначе побуждает ведущие страны к определенным компромиссам во имя устранения глобальных проблем мировой безопасности. Примером такого компромисса может служить заключение между США и Российской Федерацией Договора СНВ-3, который предполагает дальнейший контроль и внедрение ограничений на стратегические ядерные вооружения.

Если учесть расширение финансово-экономических и торговых связей между разными странами, развитие глобальных транспортных сетей и телекоммуникационных систем, то становится очевидным, что все это способствует, с одной стороны, росту мировой экономики, а с другой – созданию предпосылок для возникновения масштабных финансово-экономических кризисов, последний из которых разразился в 2008 году и по сей день негативно сказывается на экономике большинства стран.

Так, например, можно перечислить существенные проблемы России, которые могут отрицательно сказаться на эффективности внешней политики, подрывая в то же время ее внутреннюю стабильность2. Это:

  • критическая зависимость российской экономики от экспорта нефти и газа, а также заметное технологическое отставание (включая военно-техническую сферу) от ведущих западных стран;

  • отстаивание большинством стран СНГ собственных национальных интересов, что существенно замедляет реализацию российских интеграционных инициатив на постсоветском пространстве;

  • возрастание угроз со стороны западных стран (введение экономических и политических санкций), а также соседних восточно-азиатских стран из-за активизации исламского экстремизма в Иране, Ираке, Афганистане и Пакистане.

Активно отстаивает собственные интересы Российская Федерация, позиционируя себя ведущим мировым лидером, таким как США и другие мировые центры силы.

Исходя из этого, Российской Федерацией определены следующие стратегические цели, которые включают3:

  • сохранение военного паритета с США и НАТО, модернизируя и развивая свои Вооруженные силы, прежде всего их ракетно-ядерную составляющую;

  • восстановление контроля над постсоветским пространством, реализуя свои инициативы в укреплении Организации Договора о коллективной безопасности, расширении Таможенного союза и, как следствие, – создание Евразийского союза в контексте реализации стратегической идеи В.Путина о восстановлении экономического, культурного, духовного и военно-политического союза истрически родственных государств СНГ, а также укрепление межгосударственных связей в рамках БРИКС;

  • объединение вокруг России других государств, у которых есть определенные разногласия с Западом, или сохраняются независимые от США и Европы позиции (так называемые страны «третьего мира»);

  • укрепление позиций России в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, сохранение российского присутствия на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

  • Одним из действенных инструментов по реализации своей внешней политики Россия продолжает считать энергетический фактор – как средство давления на другие (в т ч. постсоветские) страны. Его использование сопровождается активными информационными мероприятиями, существенно повышающими возможности по продвижению или отстаиванию российских интересов4.

С помощью этих методов Россия добивается достижения стратегически важных задач, к которым, прежде всего, можно отнести усиление российского влияния на постсоветском пространстве, в странах Азии и Южной Америки, реализацию крупных энергетических проектов, расширяющих ее присутствие на энергетическом рынке Европы и снижающих транзитную зависимость от Украины (в частности, сооружение первой очереди газопровода «Северный поток»), а также обеспечение на долгосрочной основе своего присутствия в самой быстрорастущей экономике Китая.

Литература:

  1. Айзенберг Н.И. Анализ механизмов функционирования оптовых электроэнергетических рынков // ЭКО. - 2014. - N 6. - C.97-112.

  2. Алиева А.В. Исторический аспект рыночных реформ в экономике Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 24. - С.61-64.

  3. Бирюков В. Инновационная рыночная экономика // Свободная мысль. - 2011. - N 3. - С.19-32.

  4. Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 3.

  5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

  6. Россия и мир: 2014. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М.: ИМЭМО, 2014.

  7. Сайт Мирового банка. URL: http://www.worldbank.org/eca/russian/

1 Алиева А.В. Исторический аспект рыночных реформ в экономике Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 24. - С.61-64; Россия и мир: 2014. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М.: ИМЭМО, 2014.

2 Бирюков В. Инновационная рыночная экономика // Свободная мысль. - 2011. - № 3. - С.19-32; Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 3.

3 Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

4 Айзенберг Н.И. Анализ механизмов функционирования оптовых электроэнергетических рынков // ЭКО. - 2014. - N 6. - C.97-112.

5

Просмотров работы: 1055