ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день совершенствование и развитие внешнеэкономических связей способствует тому, что многие предприятия и организации осуществляют свою деятельность на территории двух или более государств. Поэтому совершенствование налогового законодательства для многих стран мира является актуальным с точки зрения устранения таких ситуаций, когда один и тот же объект, например прибыль, облагается идентичными налогами, но в разных странах. Так, прибыль организации, полученная на территориях нескольких государств, может облагаться налогом в этих государствах одновременно.

В статье Еременок В.В. выявляет, что в результате последовательного обложения доходов компании в стране получения дохода и в стране ее регистрации (постоянного местопребывания) возникает двойное международное налогообложение. Оно сужает мировую экспансию капитала, мешает его перемещению между странами, является невыгодным ни экспортерам, ни импортерам капитала [1].

В 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию и эта проблема стала серьезной преградой совершенствования и развития международной экономической деятельности.

В своей статье «Проблема прямого применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения» Климентьева В.Г. выявляет, что из основных проблем международно-правового регулирования различное соотношение норм национального и международного права в каждом отдельном государстве, является избежание двойного налогообложения. В статье, Виктория Геннадьевна делает вывод, что Россия относится к таким странам, которые используют монистическую концепцию соотношения международного и национального права, причем ту ее разновидность, которая, прежде всего, предусматривает приоритет норм международного права над национальными нормативными актами. Фактически положения внутреннего законодательства РФ, в частности Налогового кодекса РФ, имеют приоритет над положениями Конституции РФ, в связи с этим в России есть определенные проблемы в отношении прямого применения высших по юридической силе нормативных актов [2].

А.А. Шахмаметьев в своей статье разделяет понятия двойного налогообложения в юридическом и экономическом смыслах, по его мнению, первое возникает, когда в силу формальных (установленных налоговым законодательством) оснований у одного и того же лица в отношении одного и того же объекта налогообложения возникает обязанность по уплате сопоставимых налогов более одного раза за один и тот же период времени. Под экономическим двойным налогообложением принимается последовательное налогообложение одного и того же (с экономической точки зрения) объекта у различных налогоплательщиков. По определению ОСЭР двойное юридическое налогообложение осуществляется том случае, если один и тот же налогоплательщик облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта обложения в двух или более государствах за один и тот же период. Термин «международное двойное налогообложение» чаще всего применяется именно к двойному юридическому налогообложению [5].

Таким образом, автор выявляет, что по сравнению с юридическим экономическое двойное налогообложение - более широкое понятие, в котором основное внимание сосредоточено на фактической стороне проблемы аккумуляции налоговой нагрузки и ее последствий. Примером такой ситуации является налогообложение прибыли акционерного общества и выплачиваемых за счет этой прибыли дивидендов: вначале общество платит налог на прибыль, затем акционеры, получающие дивиденды, также платят налог.

Приведенные определения международного двойного налогообложения, в общем, отражают суть рассматриваемого явления, но, на наш взгляд, нуждаются в некотором уточнении. По мнению авторов, двойное налогообложение – это в первую очередь избыточное налогообложение. Юридическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же объект неоднократно облагается разными налогами или под налогообложение одного и того объекта попадают разные субъекты. При экономическом двойном налогообложении один и тот же доход или объект собственности облагаются налогами в более чем одной стране [3].

Климентьева В.Г. рассматривает несколько причин, почему не решена проблема устранения двойного налогообложения. В настоящее время Россией заключен 81 международный договор об избежании двойного налогообложения с различными иностранными организациями. В указанных актах государства - участники договора выявляют, право какой страны подлежит применению в отношении налогообложения тех или иных доходов.

Несмотря на то, что международные договоры вносят существенный вклад в дело устранения двойного налогообложения, данная проблема на сегодняшний день полностью не разрешена. Причиной тому - различное соотношение норм международного и национального права в каждом государстве, а также несоответствие положений внутреннего законодательства международным актам. Положения международного договора приоритетны далеко не во всех странах, Россия в том числе.

Вторая причина заключается в том, что устранение (избежание) двойного налогообложения в отношении ряда доходов остается за пределами правового регулирования международных договоров. Помимо того, международно-правовое регулирование способно регулировать только возникающее международное двойное налогообложение. Возникновение внутреннего двойного налогообложения должно устраняться нормативными актами национального законодательства. Хотя проблеме двойного налогообложения в Российском законодательстве отведено мало внимания.

Автор согласен с мнением Климентьевой В.Г., потому что не все страны стремятся безоговорочно соблюдать международные акты, каждая из стран старается получить большую прибыль и больше возможности от сделки. Также, действительно, нормативные акты национального законодательства не предусматривают правовое регулирования двойного налогообложения, что является большой помехой для организаций.

Подводя итог, автор считает, что двойное налогообложение это проблема, требующая решения со стороны не только экономической но и юридической, иначе организациям будет заведомо не выгодно осуществление своей деятельности на территории других стран, что отрицательно скажется на экономиках государств этих организаций.

Автор выявил, что устранение двойного налогообложения в РФ затруднительно, так как отсутствует механизм правового регулирования. Исключением составляет положение Налогового кодекса РФ, предусматривающие ставку 0% при налогообложении дивидендов крупных компаний (стоимость их доли должна превышать 500 млн. руб.), владеющих непрерывно в течение указанного срока (не менее 365 дней) долей, составляющей не менее 50% уставного капитала компании. Хотя такое исключение создает неравные условия для субъектов хозяйственной деятельности и нарушает принцип справедливости налогообложения.

По мнению автора, основная проблема, которая существует в сфере налогообложения внешнеэкономической деятельности в РФ, сосредоточена в несовершенстве законодательства. Это порождает преграды в виде оттока капитала в иные страны с более доступными и выгодными условиями для налогообложения – использование оффшорных зон. Отрицательно на бюджете страны отражаются также схемы незаконного возмещения НДС. Благодаря которым, налогоплательщики, применяют ставку НДС 0%, и впоследствии получают из бюджета возмещения. Это непосредственно отражается на бюджете страны, а именно, выражается негативное воздействие несовершенства законодательства на убытках в бюджете страны значительных налоговых поступлений [4].

Также стоит заострить внимание на трудностях, связанных с невозможностью исполнения контрольных обязанностей налоговыми органами по причине того, что в Налоговом кодексе РФ прописаны сроки и процедуры непосредственно относящееся к внутренней деятельности, и в связи с этим не рассматриваются особенности и масштабы внешнеэкономической деятельности. Для того чтобы эти проблемы не имели оснований, необходимо применить всеми государствами без исключения критерия территориальности при налогообложении. Заключение и закрепление единых правил для всех стран-участников будет способствовать развитию внешнеэкономических связей. Данные мероприятия и направления прописаны в направлениях налоговой политики на 2013 г. и на плановые период 2014-2015 гг.

Литература

  1. Еременок В.В. Критерий места фактического управления в соглашениях об избежании двойного налогообложения: история формирования и толкование // Налоги и налогообложение. - 2013. - № 4. - C. 300-314.

  2. Климентьева В.Г. Проблема прямого применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения // Налоги и налогообложение. - 2008. - № 11. - C. 1-10.

  3. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристь, 2004.

  4. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 01.09.2014 г.). – М.: Омега-Л, 2014. – 848 с.

  5. Шахмаметьев А.А. Режим налогообложения нерезидентов: правовая основа регулирования : монография. М.: Юрлитинформ, 2010.

Просмотров работы: 1649