18 марта 2014 г. был подписан Договор между Россией и Республикой Крым, на основании которого Республика Крым была принята в состав РФ. Со дня подписания Договора, в составе РФ образуются 2 новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, на территории которых с 18 марта 2014 г. действуют нормативно-правовые акты России, а также с этого момента и до 1 января 2015 г. действует переходный период с целью урегулирования вопросов интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы нашей страны, в ее систему органов госвласти.
До 1 января 2015 г. относительно налога на прибыль действует переходный период налогообложения. В соответствии с письмом Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-03-10/26369 следующие организации должны исчислять налог на прибыль в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ):
юридические лица, находящиеся на территории Республики Крым и города Севастополя, сведения о которых внесены в российский ЕГРЮЛ;
филиалы и представительства отечественных организаций на территории указанных субъектов, данные о создании которых есть в российском ЕГРЮЛ;
иные обособленные подразделения российских организаций, а также обособленные подразделения иностранных юридических лиц, образованные на территории Крыма и Севастополя после 18 марта 2014 г. [4].
При этом до 1 января 2015 г. налоговые и неналоговые доходы, предусмотренные нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города федерального значения Севастополя подлежат зачислению соответственно в бюджет Республики Крым, бюджет города федерального значения Севастополя и местные бюджеты.
В соответствии с положениями гл.25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налоговая ставка по данному налогу установлена в размере 20% (см. рис.1).
Рисунок 1 – Распределение суммы налога на прибыль между бюджетами РФ*
*Источник: составлено автором на основании гл. 25 НК РФ [1].
Поскольку до 1 января 2015 г. в бюджеты Республики Крым и города федерального значения Севастополя налог на прибыль подлежит зачислению в полном объеме, то при составлении налоговых деклараций по итогам отчетных периодов 2014 г. и за 2014 г. налогоплательщикам необходимо учесть особенности заполнения деклараций, указанные в письме Минфина РФ от 30.06.14 г. №ГД-4-3/12328@, являющегося «приложением» к письму Минфина РФ от 02.06.14 г. [4].
Правительство РФ внесло в Государственную думу несколько законопроектов, касающихся создания свободной экономической зоны на территории Крыма и города федерального значения Севастополя. В одном из представленных документов уточняется, что государство намерено обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие вышеназванных территорий, привлекать инвестиции, развивать туризм и сельское хозяйство, повышать качество жизни граждан. Ради этих целей с 1 января 2015 г. на полуострове планируется открыть свободную экономическую зону (СЭЗ) сроком на 25 лет [3].
СЭЗ предполагает предоставление следующего ряда привилегий для представителей бизнеса:
смягчённый режим налогообложения,
снижение страховых взносов,
упрощение таможенных правил,
создание на территории республики игорной зоны.
Статус резидента СЭЗ предприниматели могут получить одним из следующих способов:
Рисунок 1 – Способы получения статуса резидента СЭЗ*
*Источник: [3]
Для резидентов ОЭЗ предусмотрен ряд налоговых льгот в части уплаты налога на прибыль:
если резидент полуострова Крым осуществил капитальные вложения, он на десять лет освобождается от налога на прибыль и в региональный бюджет, после чего к налогу применяется ставка 10%;
если резидентом осуществлены инвестиции за пределами ОЭЗ, он выплатит 10% от прибыли в бюджет региона, в котором осуществлены инвестиции;
если резидент уплатил регистрационный сбор, то к нему с самого начала применяется ставка 10% в части налога на прибыль, зачисляемой в региональный бюджет [2].
Льготы при расчете налога на прибыль, так же дает владельцам судов присутствие в реестре «Удобный флаг» - это льготный режим приписки судов и налогообложения фрахтовых операций в открытом море. Режим удобного флага предоставляет судовладельцам существенные льготы в коммерческом мореплавании.
Согласно документам Минкрыма, снижение налога на прибыль коснется и остальных предприятий за счет обнуления ставки, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (2%).
Крымские депутаты также одобрили льготы по уплате налогов для 12 республиканских предприятий, в частности, для курортно-оздоровительного комплекса «Россия», компаний «Чистый город», «Вода Крыма» и т.д. Их освобождают от уплаты налога на прибыль и части чистой прибыли, которая подлежала зачислению в бюджет Крыма, на весь 2014 г. Но высвободившиеся средства они должны направить на собственное финансирование. Такие налоговые послабления предоставляются для того, чтобы эти предприятия не закрылись и продолжали бесперебойно работать [2].
Налог на прибыль, как и НДС, является самыми существенным налоговым отчислением компаний и в структуре расходов занимает одно из первых мест. Таким образом, такое существенное сокращение налога достаточно сильно снизит затраты организаций. С одной стороны, такое снижение затрат позволит работающим предприятиям направить сэкономленные на налогах средства в программы развития и расширения.
Литература
Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: от 05.08.2000 г. № 117 –ФЗ ред. от 05.04.2010 г. № 41 – ФЗ // Собрание законодательства РФ – 2013. – 845 с.
Налоговые льготы в Республике Крым и г. Севастополе [Электронный ресурс]: rbcdaily.ru. – Режим доступа: URL: http://rbcdaily.ru/economy/562949992222999
Законопроект о создании Крымской ОЭЗ [Электронный ресурс]: ppt.ru. – Режим доступа: http://ppt.ru/news/129586
Письмо Минфина «О порядке уплаты в Республике Крым и г. Севастополе налога на прибыль, исчисленного до 1 января 2015 г.» [Электронный ресурс]: eg-online.ru. – Режим доступа: http://www.eg-online.ru/document/regulatory/251975/