Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) является одним из основных прямых налогов, уплачиваемых физическими лицами. Его значимость весьма велика для бюджета Российской Федерации, для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как данный налог, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, - поступает в региональные и местные бюджеты.
Налоговую базу по НДФЛ формируют все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом. Среди них государственные пособия (за исключением больничных), государственные пенсии и установленные законом компенсационные выплаты. В частности, налогом не облагаются компенсации, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), и возмещение командировочных расходов. Так же не облагаются алименты, стипендии, доходы от продажи жилых домов, квартир, земельных участков, находящихся в собственности налогоплательщика 3 года и более [2].
Для того чтобы определить рост или снижение пополняемости консолидированного бюджета субъектов РФ, необходимо рассмотреть динамику поступления доходов по налогу на доходы физических лиц, представленную в таблице 1. В 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. наблюдается положительная динамика: поступления увеличились на 520,43 млрд.руб. с 7644,24 до 8164,67 млрд. руб. (+106,81%), при этом удельный вес НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет увеличился на 4,5% с 26,1 % в 2011 г. до 30,61% в 2013 г.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны. Также имеет место тенденция роста налоговых поступлений НДФЛ, что оказывает положительное влияние на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства в целом.
Таблица 1
Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за 2011-2013гг.*
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонение 2011 г. от 2013 г. |
|
абсолютное, млрд. руб. |
относительное, % |
||||
Всего доходов, млдр. руб. |
7644,24 |
8064,52 |
8164,67 |
+520,43 |
+106,81 |
НДФЛ, млрд. руб. |
1995,81 |
2261,48 |
2499,05 |
+503,24 |
+125,21 |
Удельный вес в общей сумме поступлений налогов в бюджет, % |
26,11 |
28,04 |
30,61 |
+4,50 |
+117,23 |
* Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1]
Для того, чтобы определить, какое место занимает НДФЛ в налоговой системе РФ рассмотрим рисунок 1.
Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г., %*
*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].
Таблица 2
Консолидированные бюджеты субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г.*
Показатель |
млрд. руб. |
|
Всего доходов |
6 325,4 |
|
Налог на доходы физических лиц |
1 857,9 |
|
Налог на прибыль организаций |
1 483,2 |
|
Налоги на имущество |
672,9 |
|
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
357,7 |
|
Налоги на совокупный доход |
241,0 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
31,4 |
|
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
4,3 |
|
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1,2 |
|
Таможенные пошлины |
0,6 |
|
Страховые взносы |
0,0 |
|
Прочие доходы, включая безвозмездные поступления |
1 675,1 |
*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].
Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за отчетный период имеет самую большую долю всех доходов и составляет практически их треть, а именно 29,37% бюджетов субъектов или в денежном выражении 1 857,9 млрд. руб.
Налог на доходы физических лиц, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу более чем на 29 % оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом. Социально-экономическое развитие Российской Федерации во многом зависит от повышения производительности труда, роста реальной заработной платы, численности занятого населения, собираемости налогов и ряда других факторов.
По итогам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: по всем рассмотренным показателям зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2011 по 2013 гг. наблюдался не только устойчивый, но и положительный рост экономики, однако в настоящее время по состоянию на 01.10.2014 г. мы видим некоторое снижение поступления доходов, на которое негативным образом влияет нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в стране.
С целью составления прогноза поступлений от налога на доходы физических лиц в период с 2015 г. по 2017 г. рассмотрим прогнозы изменения основных экономических показателей, а также состояния экономики в целом на указанный период, в том числе разработанные Министерством экономического развития РФ.
Прогноз социально-экономического развития рассматривает развитие российской экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России и отражен в составе двух вариантов: базового и умеренно-оптимистичного.
Рассмотрим подробнее прогнозы значения основных макроэкономических показателей, предусмотренные каждым из этих вариантов.
Умеренно – оптимистичный вариант прогноза предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста, предполагается рост ВВП в среднем на 3,3 – 4,3 % ежегодно. В соответствии с базовым вариантом темпы роста экономики составят 1,2 – 3,0 % ежегодно.
Дополнительно к базовым вариантам дополнительно проработан вариант А, тестирующий экономику на ухудшение ситуации в мировой экономике, приводящей к более сильному снижению цен на нефть.
В этих условиях среднегодовая цена на нефть марки «Urals» в 2015 г. понижается до 91 доллара США за баррель, в 2016 – 2017 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 90 долларов США за баррель. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. В условиях этого сценария ожидается снижение ВВП в 2015 г. на 0,6% и восстановление на уровне 1,7 – 2,8% в 2016 – 2017 гг.
Что касается реальной заработной платы в 2015 – 2017 гг., то прирост по умеренно – оптимистичному варианту предполагается на уровне 2,0 – 5,9%, по базовому в пределах 0,5 – 4,6% [3].
Можно предположить, что в 2015-2017 гг. динамика поступлений от налога на доходы физических лиц будет характеризоваться спадом, темпы снижения роста поступлений от НДФЛ составят в среднем от 0,5 до 5 % в год, а абсолютное значение суммы поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ может составить от 2374,10 до 2486,5 млрд. руб. однако, если учитывать благоприятный прогноз, то поступления НДФЛ будут обеспечивать существенную часть доходов бюджетов и характеризоваться умеренным темпом роста. Основную долю поступлений от налога на доходы физических лиц по-прежнему будут обеспечивать доходы, облагаемые по ставке 13 %, преимущественно заработная плата.
Ввиду вышесказанного, по моему мнению, ни один из прогнозов не может быть достоверным и принят к рассмотрению, поскольку прогнозируемые тенденции далеки от истинных показателей и с учетом точки зрения многих российских и зарубежных экономистов о неизбежности кризиса, оптимистичный вариант развития в ближайшие годы маловероятен.
Несмотря на неутешительные прогнозы социально – экономического развития экономики нужно совершенствовать имеющуюся систему налогообложения и в целях повышения собираемости налога на доходы физических лиц необходимо:
активизировать работу налоговых органов с налоговыми агентами – работодателями с целью легализации скрытых доходов наемных работников (т.е чаще и качественнее проводить налоговые проверки);
рассмотреть поэтапное увеличение размеров налоговых вычетов;
ужесточить наказание за несвоевременные предоставление отчетности и уплаты налога;
разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения методику определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме;
пересмотреть размер взносов в Пенсионный Фонд и предоставить льготы для отдельных категорий работодателей;
Литература
Информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php
Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая [Электронный ресурс]: компьютерная справочно-правовая система России Консультант плюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170606;div=LAW;rnd=0.8763518300221381
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/201409261