НАЛОГОВЫЙ АУДИТ В СИСТЕМЕ ФНС РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ В СИСТЕМЕ ФНС РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 08.02.2006 г. №САЭ-3-15/80@ «О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы» [4]. 06.04.2006 г. было утверждено Положение об Управлении налогового аудита Приказ Федеральной налоговой службы от 06.04.2006 г. №САЭ-3-15/212@ «Об утверждении Положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной налоговой службы» [5].

В соответствии с этим Положением Управление налогового аудита (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).

В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией РФ от 12.12.1993 г., федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, Положением о Федеральной налоговой службе Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. №506 «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе», приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также Положением об Управлении налогового аудита.

Отделы налогового аудита в системе органов ФНС призваны решать возникающие споры между налоговиками и налогоплательщиками, не доводя дело до суда. Одновременно предполагается, что наличие нового контролирующего звена в структуре органов ФНС позволит в будущем предупреждать возникновение подобных ошибок [6].

В связи с тем, что данное структурное подразделение сформировано совсем недавно, монографий и учебной литературы, описывающей и анализирующей деятельность отделов налогового аудита в структуре органов ФНС России, еще не издано. В настоящее время имеется только ограниченное количество статей в экономических и юридических журналах (чаще всего направленных на анализ деятельности какого-либо территориального отдела налогового аудита), статей, анализирующих всю систему налогового аудита в структуре органов ФНС России еще нет.

Согласно Приказу ФНС России от 09.11.2005 г. №САЭ-3-15/572 «О предельной численности территориальных органов ФНС России» с начала 2006 г. созданы отделы налогового аудита [3].

Создание подразделений налогового аудита в налоговых органах является частью реализации общей государственной политики. Цель - совершенствование административных процедур по рассмотрению налоговых споров, утверждение начал законности в правоприменительной деятельности налоговых органов.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

- созданием условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие должностных лиц, а также на акты ненормативного характера инспекций, связанные с применением законодательства РФ о налогах и сборах, либо иных актов законодательства РФ, контроль за исполнением которых возложен на ФНС России;

- созданием условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их возражений по актам мероприятий налогового контроля [7].

В своей деятельности отдел налогового аудита тесно связан с подразделениями инспекции, осуществляющими налоговые проверки. Налоговые аудиторы призваны обеспечить важную итоговую стадию контрольных мероприятий - вынесение законного и обоснованного решения по материалам проверок. При этом не имеет значение, какие формы налогового контроля проведены, важен сам факт наличия производства по делу о налоговом правонарушении и наличие несогласия лица, привлекаемого к налоговой ответственности. По действующему законодательству такими лицами могут быть как налогоплательщики, так и лица, не являющиеся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.

Несогласие налогоплательщика по вопросу привлечения его к налоговой ответственности, доводы, изложенные им в свою защиту, представленные возражения плательщика являются исходным условием начала работы и предметом исследования налогового аудитора. По итогам работы подготавливается экспертное заключение об обоснованности доводов налогоплательщика. Подразделения налогового аудита призваны осуществлять контроль качества работы налоговых органов через сообщения и заявления налогоплательщиков.

В результате создания подразделений налогового аудита в системе ФНС России по разрешению налоговых споров ожидается, что:

- возрастет ответственность инспекций за принятие решений, соответствующих закону,

- повысится прозрачность деятельности инспекций;

- будет обеспечено качество правосудия;

- будет обеспечена доступность правосудия, так как досудебная процедура является по существу для налогоплательщика бесплатной;

- повысится уровень защиты интересов граждан как налогоплательщиков;

- будут устраняться в более короткие сроки по сравнению с судебным разбирательством нарушения прав, которые могут быть допущены незаконным актом [8].

Согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права [1].

На основании ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд [2].

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №268-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, №31, 03.08.1998, ст. 137.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №268-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, №31, 03.08.1998, ст. 138.

3. Приказ Федеральной налоговой службы от 09.11.2005 г. №САЭ-3-15/572 «О предельной численности территориальных органов ФНС России» (в ред. Приказа ФНС РФ от 22.12.2005 №САЭ-3-15/684) // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.

4. Приказом Федеральной налоговой службы от 08.02.2006 г. №САЭ-3-15/80@ «О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы» // СПС «Консультант Плюс».

5. Приказ Федеральной налоговой службы от 06.04.2006 г. №САЭ-3-15/212@ «Об утверждении Положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной налоговой службы» // СПС «Консультант Плюс».

6. Налоговая аналитика [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. – Режим доступа: URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

7. Гвоздев С.В. Правовые формы контрольно-надзорной деятельности налоговых органов. Дис. канд. юрид. наук. М., 2010.

8. Тимофеева Г. Результаты аудита налоговых органов комментирует налоговый инспектор // Учет. Налоги. Право, 2012, №59.

Просмотров работы: 1452